Геноцид христиан Турции: молчание - знак соучастия

Jan 22, 2008 21:15

Прочитал у
kornelij
Kreml.org опубликовал статью Иосифа Зая 
31 января намечается судебное заседание по делу турецкого издателя Реджепа Зараколу. Правосудие хочет приговорить издателя к тюремному заключению до трех лет за "оскорбление турецкой нации" за публикацию перевода на турецкий язык книги живущего в Лондоне писателя армянского происхождения Джорджа Джерджияна "Правда сделает нас свободными".

Начало двадцатого века ознаменовалось катастрофой для христианских народов Османской империи. Жертвами геноцида 1914-1923 гг. стали миллионы армян, ассирийцев, греков.

Однако, даже спустя столетие, турецкие власти продолжают отрицать геноцид и преследуют тех, кто пытается его непредвзято исследовать, причём, не только в своей стране, но и за её пределами.

В годовщину со дня убийства в Турции известного армянского журналиста Гранта Динка, поплатившегося за стремление помочь турецкому обществу преодолеть страх перед открытым обсуждением своего прошлого, естественно задаться вопросом: что мешает Турции осудить палачей и гласно порвать со своим тёмным прошлым?
http://aaramnews.com/website/29450NewsArticle.html - Статья на арабском
http://www.ankawa.com/english/?p=810#more-810
http://www.panarmenian.net/news/eng/?nid=24616
http://news.genocide.ru/2008/01/21/479.htm

Одной из очевидных причин является неадекватно слабая реакция мирового сообщества, для которого выгоды от использования геополитического положения Турции и имеющихся в ней природных богатств и дешёвой рабочей силы оказывались важнее, чем жизнь коренных христианских народов, на костях которых, собственно и были воздвигнуты сначало Османская имерия, а затем и Кемалистское государство. Христиане, таким образом, являлись заложниками османской тирании и политических интересов великих держав, турецкая же верхушка привыкла к вседозволенности в отношении своих иноверных подданных. Великие державы сами приукрашивали образ Турции для оправдания сотрудничества с ней.

К сожалению, подобный подход к проблемам прав этнических и конфессиональных меньшинств Турции имеет место и сейчас, когда Турция изъявила желание попасть в европейский клуб 'избранных', и у европейских государств появилось больше оснований и мотивов требовать от Турции обеспечения международных стандартов в области соблюдения прав этнических и конфессиональных меньшинств.

Несколько событий нынешнего века из истории ассирийцев - немногочисленного вследствие геноцида и преследований христианского меньшинства Турции - характеризуют в целом пассивное отношение Евросоюза к унизительному положению турецких христиан. В результате геноцида на фоне Первой мировой войны ассирийцев последователей Церкви Востока в Турции не осталось вообще. В стране проживает лишь несколько десятков тысяч католиков-униатов (халдеев) и неколько десятков тысяч адептов Сирийской Православной Церкви Антиохи. Зато европейская ассирийская диаспора растёт из года в год. В последнее время она активно пополняется за счёт беженцев из Ирака, где христиане подвергаются массовым насилиям, воскрешающим в памяти ассирийцев трагедию вековой давности в Турции и резню 1933 г. в Северном Ираке.

В 2000-ом году в Турции был арестован молодой ассирийский священник Сирийской Ортодоксальной Церкви Антиохии - Юсуф Акбулут. Тогда, в США, в преддверии выборов, проходило обсуждение возможного принятия Конгрессом резолюции о геноциде армян. Крупнейшая в Турции газета 'Хюриетт' по заданию властей занялась обзвоном духовенства христианских конфессий. По замыслам чиновников, христианское духовенство во избежание репрессий, не могло поступить иначе, как осудить попытки ряда конгрессменов 'вмешаться' во внутренние дела Турции. Звонок представителю Сирийской Ортодоксальной церкви Антиохии дал, тем не менее, осечку. Случайно у телефона оказался не умудрённый опытом иерарх, умеющий обойти рифы во взаимоотношениях с властями, а молодой священник, который тоже выразил недовольство формулировкой американских конгрессменов, но совсем не так, как от него ожидали: 'Почему все говорят только о геноциде армян? Разве не было ещё и геноцида ассирийцев и греков? И почему все вспоминают только о преступлениях турок, как будто курды тоже не убивали христиан?' Ошеломлённая редакция 'Хюрриет' опубликовала интервью под нелепым осуждающим заголовком 'Среди нас есть предатель!'. Вскоре священник был арестован. Предчувствуя, что на этот раз дело может иметь широкий международный резонанс, турецкая юстиция быстро заменила обвинение в предательстве на обвинение в разжигании расовой и религиозной розни.

На Западе ассирийцами была развёрнута кампания в защиту узника совести Юсуфа Акбулута, который, как и подобает христианину, в турецких застенках не отступил от своих убеждений. В кампании приняли активное участие армяне, греки и проживающие за границей представители других турецких меньшинств. Судебное заседание, на которое летала специальная комиссия шведского ригстага (парламента), несколько раз откладывалось и в итоге вообще не состоялось. Обвинение было снято без суда, а следствие закрыто. Проведя в тюрьме менее года, Юсуф Акбулут вышел на свободу. В общем-то, это была победа христианских меньшинств. За время борьбы за освобождение Ю. Акбулута европейское общество стало более осведомлённым о геноциде ассирийцев и других христианских народов Турции. Однако у правозащитников остался неприятный осадок. Хотя турецкое правительство и вынуждено было уступить, никто не был привлечён к ответственности за незаконный арест и ложное обвинение, по которому, кстати, священнику могла грозить смертная казнь. Турции также сошло с рук откровенное издевательство над правозащитной деятельностью западных политиков. Это в очередной раз напомнило о сложившихся особых отношениях между Турцией и политическим эстеблишментом различных государств. История с арестом Юсуфа Акбулута показывает, что лишь проживая за пределами родины представители христианских меньшинств Турции обладают возможностью открыто обсуждать трагические страницы своего прошлого. Кстати, турецкая фамилия православного священника и большинства других турецких ассирийцев - результат проводившегося при Кемале Ататюрке насильственного навязывания тюркских имён.

Автор широко известной книги о геноциде ассирийцев 'Один неизвестный геноцид' немка Габриелла Йонан как-то поведала, что была весьма удивлена преследованием Юсуфа Акбулута. Несмотря на представленные в этой книге документальные доказательства геноцида ассирийцев, турецкие официальные лица и академические круги встречали г. Йонан, по её же собственному признанию, вполне обходительно. На основании собственного опыта она заключила: 'Турки наказывают своих граждан за вполне безобидные высказывания в сравнении с теми, которые прощают нам, иностранцам, чтобы выглядеть цивилизованно в наших глазах'.

Таким образом, борьба за признание в Турции геноцида, которую призывал вести Грант Динк, отвечает интересам всех турецких граждан, поскольку направлена на установление в стране подлинной свободы слова.

Сегодня во многих государствах Запада живут немалочисленные общины турок и других этнических групп выходцев из Турции. Существующая в Турции нестабильность в сфере межэтнических отношений, ставшая следствием нежелания турок объективно оценивать собственную историю, негативно отражается на внутреннем спокойствии самих западных обществ. Уже теперь, например, каждое серьёзное обострение конфликтов между курдами и Турцией на Ближнем Востоке вынуждает полицию некоторых европейских стран принимать меры к упреждению вспышек насилия в эмигрантских кварталах. Современные демографические процессы говорят лишь о дальнейшем развитии подобных тенденций.

После успешного для футбольного клуба 'Галатасарай' матча в еврокубке сезона 2000 г., десантировавшиеся в Голландии турецкие болельщики внезапно набрели на группу ассирийцев, державших голодовку с требованием признать геноцид. Гостям из Турции это явно не понравилось, и они попытались разобраться с пикетчиками. Голландской полиции, следившей за разбушевавшимися болельщиками, тогда с трудом удавалось, выстроив разделительный кардон между ассирийцами и турками, сдерживать агрессию последних. Ночью с помощью мобильных телефонов, как по тревоге, была поднята на ноги ассирийская молодежь, которая съезжалась к месту противостояния, чтобы дать решительный отпор пришельцам. Несмотря на то, что мирный ассирийский пикет состоял в основном из натурализовавшихся в Голландии граждан, и по численности многократно уступал агрессивной толпе турецких болельщиков, голландская полиция предлагала именно ассирийцам прекратить санкционированную властями акцию и разойтись по домам. Один из организаторов мероприятия в сердцах ответил: 'Однажды турки уже выгнали нас из своих домов, поэтому мы здесь! Теперь турки пришли сюда, но мы не можем вечно бежать! Дальше нам бежать некуда, на этот раз мы никуда не уйдём!' Известные своей толерантностью голландские чиновники пытались разрешить инцидент за счёт с их точки зрения более слабой стороны в пользу турок. Такие действия только разжигают в них уверенность в безнаказанности и провоцируют ксенофобию и шовинизм. Конечно, болельщики и в цивилизованных странах ведут себя агрессивно, но турецкие болельщики в Голландии почему-то направляли агрессию именно на этнические группы, традиционно считавшиеся в Турции меньшинством. В тот же день турецкие фанаты, несмотря на общность исламской веры, вступили в столкновения с бывшими турецкими 'вассалами' - выходцами из Северной Африки.

Политика попустительства ведущих держав в отношении Турции бумерангом бьёт по их собственным обществам. Закрыв глаза на геноцид армян и ассирийцев в кон. XIX в. - в период Хамидийских погромов, затем, незаметив геноцид армян в Адане в 1909 г., ставший пробным шаром будущего очищения Западной Армении от армян, великие державы не предприняли необходимые действия для спасения христиан во время Первой мировой войны, а ведь такие своевременные действия могли многократно сократить число жертв. Эти же державы спокойно набюдали за геноцидом христиан во время становления режима Кемаля Ататюрка, а позднее за преступлениями против мирного населения Кипра и не протестовали против выдавливания из Турции в течение всего ХХ в. оставшихся христианских меньшинств. Теперь и без вступления Турции в Европейский Союз носмысленный груз турецкого исторического наследства омрачает межэтнические отношения в европейских обществах.

В шведском университете г. Орёбро недавно был убит сороколетний преподаватель этнический ассириец Фуад Дениз, хорошо известный исследованиями проблемы геноцида и его влияния на адаптацию ассирийцев в диаспоре. Убийство произошло накануне даты, на которую была назначена лекция о геноциде ассирийцев в Лейденском университете (Голландия). По словам профессора Дэвида Ганта, соподвижника Ф. Дениза, у покойного были боьшие планы по дальнейшему изучению фактов геноцида ассирийцев. Ф.Дениз собирался продолжить очень важное для понимания причин геноцида и выработки механизмов его предотвращения сравнительное исследование трагедии ассирийцев и армян в Турции.

Учёный скончался от ножевых ранений, нанесённых прямо в раздевалке университетского спортзала, причём, Ф. Денизу было перерезано горло. По почерку убийство напоминало многочисленные преступления, совершенные турецкими террористами, известными как 'серые волки'.

В шведской прессе уже прокатилась волна критики в адрес полиции, которая ведёт дело очень странно, будто в её задачи входит не поиск преступника, а его укрытие. В частности, сразу после убийства полиция заявила, что на видеокамерах, фиксировавших всех, кто входил в тот день в университет, изображение слишком нечёткое, чтобы помочь идентифицировать преступника, но тут же отказалась от помощи независимых профессиональных экспертов, обещавших помочь немедленно воссоздать образ преступника. Подключившаяся к расследованию служба безопасности вместе с полицией всячески препятствовала проведению независимого расследования. Между тем, родственники и коллеги покойного сообщали, что в их адрес неоднократно поступали угрозы физической расправы с требованием немедленно прекратить изучать геноцид ассирийцев. Спустя, примерно месяц после убийства полиция всё же 'додумалась' улучшить качество видеозаписи, правда не всей, а только части, и на основе полученных с опозданием данных произвела задерджание одного подозреваемого лица. Следствие не завершено, и выводы о мотивах преступления делать пока рано. Но общество имеет право знать правду о ходе расследования и получить ответ на вопрос: почему полиция у всех на глазах допускала столь явные ошибки? Родственники и друзья Ф. Дениза надеются, что полиция задержала действительно подозреваемого, а не кого попало ради того, чтобы, снизив остроту критики в свой адрес и затянув следствие, пустить его по ложному следу и укрыть настоящего приступника. Понятно, что небезопасная даже в европейском обществе направленность профессиональной деятельности покойного, нерасторопность в работе силовиков и недостаток информации породили слухи о том, что полиция не заинтересована назвать имя настоящего преступника во избежание возникновения трений с Турцией. На самом деле, убийство вполне могло иметь и иной, скажем, бытовой или расистский характер. Но тогда тем более обидно, что полиция, опасаясь не имевших место политических мотивов убийства, так затянула его расследование и дала почву для ненужных домыслов. Эта ситуация в очередой раз напомнила ассирийцам о том, что эгоистичные интересы не позволяют европейским странам занять чёткую и последовательную позицию по проблемам геноцида. А ведь подобное отношение издавно являлось для Турции дополнительным стимулом к совершению преступлений против своих граждан. Кульминацией этих преступлений стал геноцид армян, ассирийцев и греков в 1914-1923 гг.

Великие европейские державы тогда не предприняли надлежащие меры для прекращения геноцида христиан в Турции. Объединение Европы не снимает с государств ответственность за их былые действия. Напротив, ответственность должна возрасти и выразиться в твёрдой позиции по вопросам признания геноцида христиан самой же Турцией и в проведении беспристрастных расследований турецких преступлений притив ассирийцев, греков, армян и других пострадавших в Турции народов в прошлом и настоящем.

Нерешительных европейских функционеров к активизации этой работы уже подтолкнул подвиг Гранта Динка, который останется в сердцах миллионов героем, хотя-бы потому, что без гражданского мужества невозможно добиваться признания геноцида Турцией, являясь её постоянным жителем и гражданином. Жизнь Фуада Дениза, впрочем, показала, что и в демократической Европе борьба за признание геноцида христиан Турции - дело не из легких, которое тоже порой сопряжено с серьёзным риском.

Иосиф Зая
член Российского Общества Социологов, к.и.н.
http://kreml.org/opinions/171500373
 
Previous post Next post
Up