Фрески церкви Благовещения в Ярославле (1709)

Nov 24, 2007 16:16



"Небольшая церковь Благовещения была построена в 1688 году на средства и по заказу жителей Рыбачьей слободки, расписали ее в 1709 году, о чем свидетельствует храмовая летопись. Никаких сведений о мастерах, выполнявших росписи, не сохранилось. Исходя из стилистического анализа, исследователи приписывают их артели живописцев под руководством двух знаменщиков - Федора Игнатьева и Федора Федорова. Можно утверждать, что Федору Федорову принадлежит роспись сводов и алтаря, а Федор Игнатьев расписывал ярусы четверика. В силу своей достаточно хорошей сохранности живопись производит впечатление очень яркого, нарядного ковра. В ее колорите преобладает яркий голубец, киноварь, черлень, чистая желтая охра. Зеленые цвета мягких разбеленных тонов. В целом росписи выполнены еще в традициях XVII века, но присутствует много новых приемов, знаменующих постепенный переход к реалистической живописи. Программа росписей в целом остается традиционной, но в системе встречается ряд новшеств. Так, "визитная карточка" ярославских художников - композиция "Премудрость созда себе дом" или Ярославская София - помещается на сводах алтаря. Никогда прежде эту композицию сюда не выносили. В росписях церкви Благовещения иконография этого сюжета становится максимально сложной, композиция делится на три яруса, каждый из которых населяется большим количеством персонажей. Помимо Саваофа, Богоматери, Иоанна Предтечи, царя Соломона, мучеников, святых ангелов и архангелов это и большие группы людей, предстоящих Распятию. Дом Премудрости Божией превращается в сложное архитектурное сооружение, к подножию которого ставится престол со Святыми Дарами. Практически весь свод центральной апсиды алтаря занят этой композицией. На северной стене алтаря помещен еще один сюжет, посвященный Софии Премудрости Божией, это другой иконографический извод, где София изображается на престоле в виде "огненноликой и огненнозрачной девы" с предстоящими. Анализируя живопись, нельзя сказать, что она перегружена деталями или изобилует орнаментами. Орнаментальность и декоративность здесь больше проявляются в самом построении композиций, в расположении фигур и их взаимодействии. Например, "Похвала Богородицы": полуфигуры пророков со свитками в круглых клеймах, процветающих крупными листьями и цветами, сами собой образуют красивый сложный орнамент. Прямо у входа в жертвенник с северной стороны изображение Максима Грека. Это не первый случай помещения его в алтарях ярославских храмов - (церковь Иоанна Предтечи, Покровский придел церкви Ильи Пророка) факт, требующий особого внимания, так как Максим Грек был канонизирован Русской Православной церковью только в XX веке, на соборе 1988 г. Среди сторонников старой веры этот церковно-политический деятель пользовался огромным почитанием и был признан, как официальный святой."

http://www.cnit.uniyar.ac.ru/projects/fresco/russian/bv.htm

фрески, Ярославская область, краеведение, Ярославль

Previous post Next post
Up