Утагава Куниёси и нуэ

Nov 20, 2008 14:21



Утагава Куниёси. Миямото Мусаси убивает нуэ

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE_%D0%9C%D1%83%D1%81%D0%B0%D1%81%D0%B8



Утагава Куниёси. Тайба (Конец), 1852. Нуэ, спускается на императорский дворец в чёрном облаке

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D1%83%D1%8D

Нуэ - мифическое существо из японского фольклора. Имеет голову обезьяны, тело тануки, ноги тигра и змею вместо хвоста. Нуэ может превращаться в чёрное облако и летать. Из-за внешнего вида его иногда называют японская химера.

Нуэ приносят неудачу и болезни. Одна из легенд рассказывает о том, что император Японии заболел после того, как нуэ расположилось на крыше его дворца в 1153 году. После того, как самурай Минамото-но-Ёримаса убил тварь, император выздоровел.

Утагава Куниёси (1798-1861) - художник. Настоящее имя - Игуса Ёсисабуро.

Родился Куниёси в Эдо в семье красильщика. С детства мальчик хорошо разбирался в орнаментах художественных тканей и тогда же проявил склонность к изобразительному искусству. В 12 лет Куниёси без чьей-либо помощи создает первую самостоятельную работу - рисунок, изображающий легендарного покорителя демонов с мечом в руках. Считается, что именно этот рисунок открыл Куниёси дорогу в мастерскую Утагавы Тоёкуни - наиболее авторитетного и популярного мастера того времени. Учеником Тоёкуни Куниёси становится в возрасте 15 лет. Как и все художники школы Утагава, Куниёси начал свою самостоятельную деятельность с иллюстраций к произведениям художественной литературы. Так как гравюры и книжные иллюстрации, которые он начал создавать с 1814 г., не пользовались большим спросом, художник был вынужден перебиваться случайными заработками. Только в 1827 г. он достиг успеха, выпустив серию гравюр "108 героев простонародной версии романа "Речные заводи", изображавшую героев китайского романа "Суйкодэн". Работа была выполнена в экспрессивной, динамичной манере, граничащей с гротеском. К Куниёси пришла слава. С этого времени жанр муся-э - историко-героической гравюры - становится главным для художника.

Хотя мастер продолжал разрабатывать историко-героическую тему в течение многих лет, но кроме этого объектом его творчества были и фантастические привидения, и очаровательные девушки, а также жанровые сценки, пейзажи, животные. Дважды карикатуры Куниёси, отражавшие его политические взгляды, становились причиной конфликтов с властями, которые даже уничтожили некоторые его гравюры.

Из работ второй половины 1840-х гг. наибольшую известность получили серии гравюр, посвященных истории о 47 ронинах.

В 40-е гг. Куниёси неоднократно участвовал в выпуске серий гравюр вместе с другими не менее знаменитыми художниками. К числу таких серий относятся парные изображения "53 станции дороги Токайдо", выполненные им вместе с Андо Хиросигэ и Утагавой Кунисада.

1840-1850-е гг. - время наивысшей творческой активности Куниёси. За десять лет он создает 11 серий по 40-50 листов в каждой и около 50 серий меньшего объема на темы, связанные с героической историей Японии, к примеру, серия "Биографии прославленных героев "Сказания о Великом мире".

Куниёси считается одним из самых талантливых мастеров позднего периода Эдо. В своих муся-э, бидзинга, картинках на театральные темы, пейзажах он использовал новые стилистические формы, характерные для европейской живописи, в частности, связанные с изображением перспективы.

Япония, художники, химеры, нуэ, герои, драконы, Мусаси, Утагава Куниёси, графика

Previous post Next post
Up