"Военное сообщество и его действия называется мандалада, что означает военный «сбор в круг». Военный вождь носит название саю ерв (войны глава) или, подобно лидеру облавной охоты, серм пэртя (дела ведущий), нерм пэртя (вперед идущий). В угорских сказаниях ненецкие вожди именуются князьями или богатырями (отыр, урт). В единственном случае предводитель мятежного войска Ваули Ненянг титуловал себя парангода (царь). Однако в большинстве военных преданий вождь называется именем собственным: Нюдя Ябтонгэ (Младший из братьев Ябтонгэ), Нгарка Лэхэ (Старший из рода Лэхэ).
Зачастую в ненецких сказаниях вплоть до развязки военных действий невозможно отыскать вождя. Во многих случаях обнаруживается различие, подчас даже противопоставление, между тем, кто первоначально ведет войско (обычно Старший), и тем, кто приводит его к победе (Младший из братьев). Будущий победитель в начале сказания нередко рисуется нарочито беспомощным, глупым, ленивым или попросту спящим. В итоге он одерживает верх, что в мифологической традиции позволяет ему воплотиться в небожителя - Нума, Явмала или Илибембэртя.
...
У героев преданий одна судьба - стать богами. При этом в один и тот же образ небожителя воплощается попеременно множество легендарных персонажей. Таким образом, героизм оказывается временным, чуть ли не случайным, состоянием между сном непутевого младшего брата и его же превращением в божество.
Подобным временным является и статус военного вождя. И в этом статусе, как в череде воплощений в одного и того же бога, оказываются попеременно многие воины, в том числе и женщины. К примеру, женщины-шаманки на равных с мужчинами бьются с врагами, охотятся на диких оленей и даже пьют вино в синякуе - священном месте, которое женщине по правилам не следует переступать.
Создается впечатление, что у ненцев военное вождество как социальное явление либо отсутствует, либо оно равномерно распределено по всему обществу. Иными словами, вожди появляются «на ровном месте» и также исчезают в зависимости от обстоятельств, вызывающих конфликты. В этой общественной способности произвести на свет большое или, наоборот, малое, количество воителей состоит один из «секретов непобедимости» тундровых ненцев."
Источник:
http://ethnobs.ru/library/237/_aview_b18263