Оригинал взят у
ledy_lisichkaв
История. "Из грязи в князи". Точнее, в княгини.Оригинал взят у
d_i_k_o_b_r_a_zв
История. "Из грязи в князи". Точнее, в княгини. Вспомнил, что когда-то написал несколько раз истории о женщинах во власти. А тут как раз кое-что прочитал... Словом, тема это обширная. ;)
Неизвестна ни точная дата, ни место рождения этого яркого исторического персонажа - называют «около 500 года н.э.» и район где-то от Сирии до Кипра и Крита. И вся эта история одними историками поддерживается, другими подвергается сомнению. Но общепринятая версия выглядит впечатляюще.
Неизвестно даже, была ли эта женщина законнорожденным ребенком.
Человек, которого считают её отцом, надсмотрщик зверей констанитопольского цирка Акакий, был ранен медведем и умер, когда старшей из трёх сестёр (Комито, Феодора и Анастасия) было всего 7 лет. Через очень короткое время появился отчим. Но цирковая должность Акакия, на которую он претендовал, ему не досталась. И тогда мать девочек решилась на крайность: выставила трёх сестер на арене ипподрома прямо перед началом скачек, и оробевшие от криков девяноста тысяч зрителей дети, одетые в белые туники, стали просить о милости. Когда же разъярённая толпа стала требовать выкинуть их с арены, нашлись впечатлительные и влиятельные люди, которые сжалилась над семейством, и поспособствовавшие тому, что отчим был-таки принят смотрителем зверей в бродячем цирке.
Девочки росли в весьма специфическом обществе цирковых актёров того времени. Старшая сестра имела успех на арене и младшие девочки готовились пойти по её стопам. К тому же артисток и циркачек уже тогда ценили и в ином плане - девочки рано познакомились и с интимной стороной жизни. Византийский летописец Прокопий Кесарийский писал, что даже в незрелом возрасте эти девочки уже оказывали сексуальные услуги «отдельным негодяям». И, увы, девочкам это понравилось - по свидетельству этого же историка, они нередко сами проявляли инициативу и «обслуживали» рабов, сопровождавших важных господ на представления.
Средней по возрасту, Феодоре, очень рано стало нравиться собственное тело и она предпочитала участвовать в «живых картинах» и пантомимах (а не в оркестре или дрессуре), где можно было демонстрировать своё тело обнажённым. Да и платили за это чуть щедрее. К тому же она обладала очень весёлым и даже эксцентричным характером, вовремя и не вовремя шутила и стремилась познать всё более различный секс, особенно полюбив групповой. Сейчас бы ей поставили диагноз «нимфомания» (цифры её соитий подряд историками называются самые фантастические). Ещё совсем юной она стала практически неотразимой для мужчин, познав самые разные способы обольщения, общения и поддержания отношений, причём предпочитала собственную активность, а не ожидание ухаживаний. Даже её недруги признавали её невероятную красоту, привлекательность и умение поддержать любой разговор.
Очень быстро Феодора прославилась на весь Константинополь пышностью трапез, размахом разврата и длинным шлейфом любовников из самых разных слоёв общества. Честные и благородные люди считали даже встречу с ней на улице дурным предзнаменованием.
Казалось бы, её история достигла пика, когда она ответила взаимностью чиновнику, назначенному губернатором в одну из африканских провинций Византийской империи. Один потерял голову, другая, что называется, «сделала выгодную партию». Но этот брак продлился недолго, неизвестно за что именно муж её выгнал, хотя догадаться несложно. Возвращение домой без малейших средств было долгим и даже позже Феодора не скрывала, что на еду, кров и дорогу зарабатывала своим телом. Много чего повидав и пообщавшись с широчайшим кругом людей вплоть до патриарха Александрии, по возвращении она круто поменяла образ жизни, поселившись на окраине Константинополя и увлекшись рукоделием и прядением, зарабатывая на жизнь теперь этим.
И вот тут произошло некое поворотное событие. Родившийся в 482 или 483-м году н.э. Юстиниан имел блестящее образование, благодаря дяде, сначала известному полководцу, а потом и императору. Осталось тайной, когда и как его путь пересёкся с Феодорой, но весь мощный потенциал обольщения очень быстро сделал будущего императора, как сейчас бы сказали, сексуально зависимым от Феодоры. Загнав его в прямом смысле под каблук и быстро получив титул патрицианки, она женила его на себе в 525-м году.
В 527-м году император умер и Юстиниана короновали. Бывшая проститука на 21 год стала императрицей. Она совсем не была глупой и поэтому далее никаких сведений о её образе жизни нет - умение прятать концы в воду издавна называются «византийскими хитростями». Поэтому впредь историки и современники укоряли её чем угодно: коварностью, жестокостью, алчностью, злопамятностью, высокомерием, только не неверностью мужу...
В делах правления Феодора очень часто играла решающую роль. Ум, сообразительность и энергичность способствовали ей в этом. При этом всё её женское оружие оставалось при ней: стоило ей поиметь в каком-то важном вопросе мнение, отличное от императора, ей достаточно было уединиться с Юстинианом - и он возвращался обратно расслабленным и с её взглядами. Недаром же она спала несколько раз в день и часами ухаживала за своим телом и лицом - «оружие» не ржавело.
Прелести и радости власти она вкушала в полной мере и с удовольствием (в отличие от подчёркнуто скромного императора), тем более, что вкус у неё был. В выездах её сопровождал конвой из 4-х тысяч гвардейцев. При встрече с ней надо было падать ниц, а императорской свите - целовать её туфли и т.д.
Никто из досадивших ей не спасался от её гнева. И любое подозрение в свой адрес от выжигала на корню: например, когда появились слухи о её симпатиях к хранителю императорских драгоценностей, он по её приказу был подвергнут жесточайшим пыткам и оскоплён, а распространявшие эти слухи - обезглавлены. Взбалмошная и мстительная, эта женщина могла позволить себе что угодно. Вместе с этим у неё были ясный государственный ум и умение хорошо анализировать все обстоятельства и делать выводы.
15 января 532 года, в разгар антиимператорского восстания, когда уже вся столица была в руках мятежников, а Юстиниан готовился к бегству, она одна сохранила хладнокровие. В обстановке полной паники и растерянности она заявила, что бежать отказывается, в истории осталась ей речь: «По-моему, бегство, даже если когда-либо и приносило спасение и, возможно, принесёт его сейчас, недостойно. Тот, кто появился на свет, не может не умереть, но тому, кто однажды царствовал, быть беглецом невыносимо. Да не лишиться мне этой порфиры, да не дожить до того дня, когда встречные не назовут меня госпожой! Если ты желаешь спасти себя бегством, государь, это нетрудно. У нас много денег, и море рядом, и суда есть. Но смотри, чтобы спасшемуся тебе не пришлось предпочесть смерть спасению. Мне же нравится древнее изречение, что царская власть - лучший саван». И император просидел в осаждённом дворце ещё два дня, пока верные войска полководца Велизария не выжгли мятеж.
После этого на неё смотрели уже как на человека, заслужившего своё место. Никто уже и не думал намекать на её прошлые или нынешние недостатки. Ей ставили памятники, она командовала воинскими парадами и... и императором, безоглядно её любившим. Она же занималась вопросами дипломатии, внутренней и внешней политики, церкви, кадров. Она смещала и назначала пап, патриархов, министров и генералов. Стоило нежданно сильно обогатившемуся и набравшему «аппаратный вес» секретарю императора попробовать повести себя независимо по отношению к Феодоре, как он был пострижен в монахи и отправлен на корабле «подальше от глаз». И император сделал вид, что ничего не заметил (просто забрал себе всё его состояние).
Понравившийся Феодоре дьякон в 538-м году стал папой (прежнего сместили по её наущению), малозаметный дворцовый евнух стал командующим войсками (и проявил свои недюжинные воинские таланты). Но стоило папе не выполнить какие-то свои обещания, как она приказала арестовать его. Папа бежал было, но... Словом, престол после его смерти снова оказался вакантным.
С её пути беспощадно удалялись все, кто мог уменьшить её влияние и авторитет, и никаких запрещённых приёмов для неё не существовало. Опять же пожизненно в её рукаве был неубиваемый козырь: подчинённый её чарам император.
Когда набрал силу завоеватель Карфагена, победитель вандалов, остготов и персов, спаситель трона при мятеже 532-го года Велизарий, Феодора сообразила как и сохранить воина, и нивелировать его влияние. Его жена Антонина имела не менее бурную молодость, чем императрица, но не умела скрывать свои текущие измены. Ей был выложен компромат, потом прошёл некий «обмен опытом» и обещание покрывать похождения, одновременно предложено поженить племянника Феодоры на дочке Велизария. И Велизарий стал неким аналогом Юстиниана - под сильным влиянием жены, которой, в свою очередь, управляла родственница, императрица Феодора, чью красоту по-прежнему искренне воспевали.
Любимцам и родственникам, в свою очередь, перепадало немало. И имуществом, и землями, и должностями, и выгодными браками. Подумав о будущем империи (не забывая о «благодарностях» себе), она женила племянника Юстиниана, будущего императора Юстина II, на своей племяннице (собственных детей заводить она не хотела).
Общую государственную политику определял, конечно, император, а императорица занималась «деталями». Юстиниан хотел восстановить былую Римскую империю и стремился на Запад, но Феодоре больше по душе был Восток. Нужно ли говорить, чья линия чаще одерживала верх? Хотя завоевание части Пиринейского полуострова, северной Африки и, главное, Италии - это дело рук Юстиниана, зачем противиться приятному?
Не нравился ей римский папа и его политика? Не вопрос, еретики на территории Византии не подвергались гонениям, а всё чаще входили в милость. Когда константинопольский патриарх Анфим, заподозренный в ереси, был отлучён от церкви и приговорен Юстинианом к ссылке, он нашёл убежище в самом дворце, в покоях Феодоры. Все о нём уже забыли, сочтя умершим. Но после смерти императрицы патриарха нашли в отдалённой части дворца, где он прожил 12 лет, в то время как император не имел об этом ни малейшего понятия.
Рим спокоен к гомосексуальным нравам? Здесь их начали оскоплять. Разводы запрещены? Феодора разрешила. Веками потом её имя подвергалось в церкви поношениям. Но потом, в рамках противостояния православия и католицизма, она была провозглашена святой.
Умерла она от рака 29 июня 548 года. Император пережил её на 17 лет, так и женившись вновь. Давая торжественные обещания, он клялся её именем, которое он увековечил в названиях многих городов и провинций Византии и завоеванных территорий.
При всех её минусах никто и не подумал отрицать редкое сочетание красоты, женственности, алчности, деспотизма и государственного ума. И вся её жизнь чётко разделилась надвое. Жизнь проституки-нимфоманки и жизнь государственного деятеля - словно жизни совсем разных людей...
После её смерти в империи начался период упадка.