Наоми Вульф: Скрытая сексуальность мусульманок НЬЮ-ЙОРК:
До лодыжек закутанная во все черное женщина в
косынке или полной чадре, идет по европейской или североамериканской улице, окруженная другими женщинами в
крохотных топах, миниюбках и коротких шортах. Она проходит под огромными рекламными щитами, на которых женщины
бьются в сексуальном экстазе, прыгают в нижнем белье или просто устало потягиваются, будучи практически полностью
голыми. Разве можно как-то сильнее отобразить тот дискомфорт, который Запад ощущает в отношении социальных нравов
Ислама, и наоборот? В идеологических сражениях женские тела часто используются в качестве эмблем, и западная исламофобия здесь не является исключением. Когда Франция запретила носить в школах головные платки, она использовала хиджаб в качестве образца для сравнения со всеми западными ценностями, включая соответствующий статус женщин. Когда американцы готовились к вторжению в Афганистан, то Талибан пытались демонизировать за
то, что он отрицает косметику и окрашивание волос женщинами; когда же Талибан был свергнут, Западные авторы часто отмечали, что женщины стали снимать свои платки.
Но на Западе мы радикально неверно истолковываем и понимаем сексуальные нравы мусульман, в особенности значимость для мусульманок скрывать внешность или носить чадру? Неужели мы слепы к своим собственным признакам притеснения женщин и контроля над ними? Запад интерпретирует ношение чадры в качестве репрессии над женщинами и подавление их сексуальности. Но когда я путешествовала по мусульманским странам и была приглашена
присоединиться к разговору между одними только женщинами в мусульманских домах, я узнала, что отношение мусульман к одежде женщин и их сексуальности основано не на репрессиях, а на глубокой дифференциации общественного и личного, различие между которыми определяют Бог и муж женщины. Не то чтобы Ислам подавлял сексуальность, он просто олицетворяет собой сильно развитый смысл надлежащего пути к браку, обязательствам, которые строят семейную жизнь, и всему остальному, что обеспечивает порядок в доме. За пределами стен типичных мусульманских домов, которые я
посетила в Марокко, Иордании и Египте, все было скромно и пристойно. Но внутри, женщин также интересовали
привлекательность, соблазнительность и удовольствие, как и женщин из других частей мира. В домах, в контексте брачной близости, была изящная мода Victoria’s Secret и в больших количествах имелись лосьоны для кожи. В показанных мне свадебных видео, было много чувственных танцев, которые невеста учит в качестве одной из составляющих того, что делает ее замечательной женой, и которые она гордо демонстрирует своему жениху. Такой танец предполагает, что чувственность не чужда мусульманским женщинам. Скорее даже удовольствие и сексуальность, как мужская, так и женская, не должны демонстрироваться без разбора - что может быть просто губительно - таким образом, чтобы все могли их видеть. Действительно, многие мусульманки с которыми я разговаривала, совершенно не чувствовали себя порабощенными чадрой или платком. Напротив, они чувствовали себя освобожденными от того, что называли назойливым, навязчивым, бесчестно похотливым западным разглядыванием. Многие женщины говорили нечто в таком духе: "Когда я ношу западную одежду, мужчины пялятся на меня или желают меня, либо я всегда сравниваю себя со стандартами моделей в журналах, которым трудно соответствовать, а когда становитесь старше, то делать это еще сложнее, не говоря уже о том, насколько это утомительно - все время быть на виду. Когда я ношу свой платок или чадру, люди относятся ко мне как к личности, а не объекту; я чувствую уважение к себе". Может быть, это и не выражено в традиционных Западных феминистских представлениях, но в этом узнаются Западные феминистские чувства. Я испытала это на себе непосредственно. Я надевала шальвары и платок в Марокко для поездки на базар. Да, часть той теплоты, с которой я столкнулась, вероятно, была связана с тем, что западная женщина была одета таким образом; но, когда я ходила
по рынку - прикрытый вырез моей груди, скрытая форма ног, собранные не развивающиеся волосы - я испытывала новое чувство спокойствия и безмятежности. Да, в какой-то степени я почувствовала себя свободной. К тому же мусульманские женщины не одиноки. Западная христианская традиция видит грех в проявлении любой сексуальности, даже супружеской. В Исламе и Иудаизме тоже никогда не было подобного раскола между телом и душой. В обеих культурах сексуальность, направленная на брак и семейную жизнь, рассматривается в качестве источника большого благословения, одобренного Богом. Это может объяснить, почему и мусульманки, и ортодоксальные еврейки не только говорят о свободе, которую дает им их скромная одежда и покрытые волосы, но и проявляют намного более высокий уровень плотских удовольствий в брачной жизни, чем это обычно делают на Западе. Когда сексуальность хранится в тайне и проявляется способами, которые воспринимаются как священные - и когда муж не видит свою жену (или других женщин) целый день полуголой - человек чувствует огромную силу и напряжение, когда платок или чадра спадает дома с тела в качестве священного долга. Среди современной молодежи на Западе, которая растет на порнографии и сексуальных образах на каждом углу, пониженное либидо является растущей эпидемией, так что очень легко представить себе силу, которую сексуальность может все еще нести в более скромной культуре. И стоит осознавать положительный опыт, которым обладают женщины - и мужчины - в тех культурах, где сексуальность более консервативна. Я не призываю к отстранению многих прозападных женщин- лидеров мусульманского мира, которые видят в ношении чадры средство управления женщинами. Выбор - это все. Но жители Запада должны признать, что когда женщина во Франции или Великобритании надевает вуаль, то это совсем не обязательно является признаком того, что ее угнетают. И, что еще более важно, когда Вы выбираете себе мини-юбку или короткий топ, учтите - женщины на Западе не столь свободны, как это может показаться на первый взгляд. Не секрет, что многие из них давно и всерьез страдают комплексом мнительности, вызванным неоднозначным отношением общества к «женскому старению» и осознанному материнству, когда и то, и другое связанно с потерей привлекательности. Таким образом, стоит серьезно задуматься относительно того, что же действительно означает женская свобода.
Наоми Вульф - писательница, ее последние книги "Конец Америки: письмо-предостережение юному патриоту" и скоро выходящая в свет "Дайте мне свободу: как стать американским революционером", Наоми также является одним из организаторов демократического движения США под названием Кампания за свободу Америки (American Freedom Campaign).