4 октября. Первая половина дня
НЕТ НИЧЕГО хуже, чем потеряться в незнакомой местности, когда у тебя нет местной симки и не оплачен роуминг, когда нет вайфая, есть джипиэс и оффлайновый гугл мэп, но не проставлены точки маршрута, когда все указатели на кириллице или арабице и все вокруг говорят на тарабарском языке. Мы вспомнили общеизвестное правило туров: команда свернуть в сторону бывает дана лишь тогда, когда в этом есть необходимость. Если же пелотон растянулся, лидер, как правило, на всякий случай оставляет на перекрёстке одного участника. На перекрёстке никого не было, и мы с Алексом, никуда не сворачивая, двинули вперёд.
Дойдя до места, окружённого с четырёх стран света чудесными резными зданиями, минаретами и разноцветными куполами (его мы верно, несмотря на отсутствие у нас точек и предварительного знания, определили как точку, к которой двигался невидимый нам Змей Г.), встали в видном месте и стали высматривать могучую фигуру предводителя. Её нигде видно не было.
Алекс предложил идти к минаретам в южной части площади: "У меня, Виктор, техническое образование. Я, как специалист в области морской локации, прогнозирую движение Змей Г. в том направлении".
Мы пошли к минаретам. У минаретов спутников не было. Мы решили, была не была, пойти внутрь. Где наша не пропадала!
_______________________________________________________________________________________
Площадь, на которую мы пришли, называлась
Накш-э Джахан, или Украшение, облик Мира. Нынче она называется площадью Имама [Хомейни]. Минареты, к которым пошли, принадлежали Masjed-e Shah - мечети Шаха, или, как она, разумеется, называется теперь, мечети Имама. Ещё мечеть иранцы по старинке называют Masjed-e Jadid-e Abbasi - Новая мечеть Аббаса, потому что она некогда, четыреста лет назад, была выстроена с тем, чтобы заменить более древнюю (и самую большую в городе) мечеть города Джами - Masjid-e-Jāmeh Isfahān.
Если, пойдя по ссылке выше, выбрать англоязычную страницу, из неё можно получить куда больше информации, которую могу сказать я. Ниже несколько фотографий, которые я сделал в историческом месте.
_______________________________________________________________________________________
Вход в мечеть (она не только входит вместе с площадью в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, но и является важным туристическим объектом, стало быть, источником денежных поступлений в казну государства) платный. Вход стоит 200 (двести) тысяч риалов. У Алекса денег не было вообще (в их семье держателем денег, как это заведено в большинстве семей мира, за исключением, разумеется, семей миллиардеров, которые могут позволить себе многое, была жена, которая в настоящий момент находилась в компании с руководителем тура; к тому же, Алекс, будучи истинным питерским интеллигентом, не имел даже заначку; в этом, а не в поисках ответа на мистическое "что делать?", вижу проблему русской интеллигенции). У меня же была только инвалюта. Я пошёл к кассиру, который сидел в окружении друзей: "Можно купить билеты на инвалюту?". Ответ был незамедлительный: "Билет стоит два евро". Я прикинул в уме: с учётом давешнего озвученного менялами курса получается, что мы переплатим, центов по десять, а то и двадцать за билет. "А можно заплатить американскими долларами? Сколько это в долларах?". Ответ был несколько неожиданный, но, следует признать, с учётом сложившейся финансовой ситуации в стране, честный: "Евро, доллары - какая разница? Два доллара или два евро". Я встрепенулся. Может, можно заплатить канадскими? Канадский доллар дешевле американского. Спросил мужика: "Можно заплатить канадскими долларами?". Он сказал: "Нет, можно только американскими или евро". Я под весёлыми взглядами его дружков дал ему пятёрку, он положил её в карман, достал банковскую карточку, провёл ею по аппарату, стало быть, произвёл оплату, после чего вручил нам по чеку, а мне сдачу в местных деньгах. Я сказал: "Мерси" ("Спасибо"), и мы с Алексом нырнули в мечеть.
_______________________________________________________________________________________
Сразу приведу цитату, которая должна дать представление о том, в какую страну мы попали.
11 февраля 1979 г. в Иране победила исламская революция. Последний шахиншах Персидской империи Мохаммад Реза Пехлеви был свергнут. 2500-летняя персидская монархия прекратила свое существование.
Нет сомнений, что исламская революция в Иране явилась важным событием XX века. В мире существует много стран с преобладающим мусульманским населением. Однако их государственно-политическая система, как правило, или сугубо исламская (Саудовская Аравия, монархии Персидского залива), или республиканская по западному образцу (Турция, Египет). В Иране почти 40 лет назад впервые в новейшей истории была сделана попытка соединить исламское правление с общедемократическими институтами.
1 апреля 1979 г. была провозглашена Исламская Республика Иран (ИРИ), обеспечивающая принцип, выдвинутый вождем революции аятоллой Хомей-ни - «Велайате Факих». То есть принцип сакрально-политизированного выражения религиозной духовности, нацеленный на институализацию исламского канона, воплощенного во власти общепризнанного, справедливого богослова-правоведа, представляющего собой высшую инстанцию духовной, шиитской авторитетности - «марджа-е таглид». Именно этот принцип был положен в основу не только идеологии «хомейнизма» (или «неошиизма»), но и государственного строительства. Учение пророка Мохаммада в шиитской интерпретации аятоллы Хомейни явилось формообразующим фактором государственных и общественных органов и организаций, в том числе иранских вооружённых сил. Лозунг «Наша религия -это наша идеология, наша идеология - это наша политика» был воплощён в жизнь.
Источник:
https://cyberleninka.ru/article/n/korpus-strazhey-islamskoy-revolyutsii-irana-gosudarstvo-v-gosudarstve _______________________________________________________________________________________
"Здесь был Али", "Мухаммед + Ляйля =".
Вдруг заработал вайфай, мы получили по смске от нашего предводителя: "Двигаемся к мечети Шаха". Мы отрапортовали, что находимся внутри, и забили стрелку на главном майдане.
Воссоединившись, перемещались все вместе.
В одном месте я откололся от группы и нырнул в полуподвальное молельное помещение.
Глядя на правоверных, снял кроссовки, ступил на ковёр. Показал человеку на камеру - тот махнул: "Снимай".
При входе лежала груда испечённых из глины камешков разнообразной формы. Верующие брали камешек, клали на ковёр. Совершая земной поклон, касались его лбом.
Этот паренёк положил два камешка.
Я спросил у одного мужика, в чём символика камешков. Он сказал на корявом английском языке: "Мы, шииты, в отличие от суннитов, совершаем поклоны, касаясь лбом земли. Камешек сделан из земли. Он символизирует землю".
Вернувшись в гостиницу, я обнаружил в номере молельный коврик и камешек. Коврики и камешки впоследствии находил во всех гостиницах, в которых мы останавливались.
Что за чудесная религия! Для отправления религиозного обряда не нужны ни иконы с изображениями ликов святых, ни попы, ни свечи. Всего-то нужно - немного пространства, коврик, камешек, ну, и, разумеется, вера.
Гуляя по исламской святыне, мы не подозревали, что наш предводитель готовил каверзу - присматривался к подходящему месту, где мог бы исполнить свой коронный номер, а именно спеть народную (или не народную, а религиозную) песню на иврите. Этот номер он проделывает во всех странах. Так, в Северной Корее он это проделал под святая святых корейской революции - монументом Три хартии объединения Кореи.
Змей Г. вознамерился спеть песню в одном из самых больших помещений Мечети Шаха. Не успел он вытащить ермолку, как перед раньше нас заявившейся туда группой женщин, откуда ни возьмись, встал некий мужчина, который, прикрыв рукой ухо, заголосил, что твой мулла, притом так звучно, что у собравшихся чуть не полопались барабанные перепонки. Мы подумали, что он экскурсовод.
Закончив петь, мужчина, ничего не говоря, ушёл. Нет. Кажется, он был не экскурсовод, а просто энтузиаст. Змей Г. сказал: "Ребята, извините, после такого выступления я петь не могу". И спрятал ермолку.
Интересно, какое наказание грозит в Иране исполнившему еврейскую песню в мечети? В Северной Корее, как известно, наказания за подобные деяния - исполнение неподобающих песен в неподобающем месте - варьируются от сроков до пятнадцати лет в лагерях до расстрела из зениток. В России судят и приговаривают к двум годам лишения свободы в колонии общего режима (ср. инцидент с "Бунтом писек (пусек)"). В Иране, как показали мои последующие наблюдения, к религиям, их приверженцам толерантны. Нас, неверных, привечали в мечетях, а иранским евреям вообще разрешено гнать и пить вино. Однако о случаях чужеродных песнопений в храмах я не слышал.
Потерпев неудачу с песней, предводитель повёл нас на выход.
Иран хорош тем, что мало того, что в его поселениях всюду стоят бесплатные фонтанчики прохладной питьевой воды, так ещё и все туалеты бесплатные. Последние оборудованы шлангами для подмывания причинного места и жидким мылом для омовения рук после подмывания. Где ещё такое встретишь!
Провели планёрку. После мечети решили идти на рынок.