СУНДУБУ ТОЛЬСОТПАП

Jun 06, 2016 00:51

Я КАК-то писал о том, что в Миссиссаге стало заметно присутствие корейцев. Едешь по Дандас - на углах плаз висят вывески "Корейский ресторан", сверкают корейские буквы... Разве что дорожные знаки и указатели улиц не на корейском языке. Дождь прекратился, дороги подсохли, и я решил съездить на юг, туда, где вывески с корейскими буквами. Взгромоздился на велосипед и поехал в сторону Онтарио. Было ни прохладно, ни жарко. Дул боковой встречный ветер...

Прикатив в Миссиссагу, я выехал по Central Parkway на Хуронтарио и покатил в сторону озера. Не прокатил и километра, как в глаза бросились буквы на нелепом зелёном фоне. Они принадлежали зажатому с одной стороны вьетнамским рестораном и с другой корейским бильярдным клубом ресторану. Будь на вывеске написано "Нагвон" ("Рай") или "Ариран", я бы проехал мимо - "Нагвонов" и "Ариранов" тысячи. Этот же назывался просто - "Сундубу тольсотпап" 순두부 돌솥밥, "Похлёбка из свежего тубу плюс рис в каменном горшке". Слева приписано "Пукчхандон" 북창동. Стало быть, еду готовят по старинным народным рецептам, как встарь, так, как до сих пор готовят в ресторанах Пукчхандона - этой туристической и кулинарной Мекки Сеула. На глаза набежали слёзы, к горлу подкатил ком, спазм, охвативший живот, передался мышцам ног, те самопроизвольно задвигались, и не успел я очнуться, как стоял перед рестораном...




Сфотографировал велокомпьютер (пройденное расстояние - 21 км, средняя скорость - 29.1 км/ч), затащил велосипед в предбанник и вошёл в "Похлёбку".




Из-за стойки приветливо смотрел, кланялся маленького роста худощавый мужичонка, в мою сторону бежал парень, одетый в фартук. Я, следуя этикету, склонил в ответ голову. Когда поднял её, парень был передо мной: "Сколько вас?". - "Я один". Парень с поклоном, махая руками, отправился вглубь зала: "Пожалуйста, сюда". Я было заныл: "А нельзя ли к окошечку?", но тут же сообразил, что у окна всё равно не посадят. С какой стати и зачем меня, старого, морщинистого, потного, одетого в велосипедный шлем, с чреслами, туго обтянутыми велосипедными трусами, сажать у окна? Чтобы отпугивал клиентов? Вот если бы я был Мария Шарапова или Лэнс Армстронг... Как в Корее, так и здесь. Так сказать, like father, like son. Я уже писал, что в Корее старых и некрасивых сажают в углу, рядом с туалетом. Я покорно пошёл за парнем. Он подвёл к столику для двоих. Меня и туалет разделял один столик. Было темно как в склепе.

Парень поставил передо мной стакан с горячим ячменевым чаем и протянул меню: "Что желаете?". Я замычал: "Эээ... Дайте что-нибудь вкусненькое". - "У нас всё вкусно. Желаете сундубу?". - "Было бы хорошо. А какой у вас есть?". - "Хорошо выходит (так по-корейски сообщают о популярном продукте, товаре: "Всем нравится...", "Сейчас особой популярностью пользуется...") номер один". Я бросил взгляд на меню: "Ммм... Биф, шримпс, маслз... Звучит аппетитно". Я представил горшок, полный тофу, мяса, креветок, мидий. Съем ли всё? С другой стороны, стоит $8.85. "Окей, несите номер один".

Парень убежал на кухню, и я услышил крик: "Есть один сокко", то есть "ассорти". То есть мой номер один. Это парень кричал поварам, чтобы ставили на огонь, начинали варить одну сундубу ассорти - для меня. Я огляделся по сторонам.

В не очень просторном зале пятнадцать столиков. За половиной их сидели посетители. Кореец, похоже, был один я. Справа сидела большая семья из трёх поколений, похоже, кантонских китайцев (они ели жареное мясо из двух чугунных сковородок, хлебали солянку из двух горшков). Ещё одна китайская семья с маленькой девчонкой, кажется, знакомые семьи, которая сидела справа, сидела в дальнем углу. Сразу слева от меня сидел, кажется, китайский паренёк. У окна сидела белая пара. Ещё два парня корейской внешности сидели ближе к окнам и выходу, но они делали заказ на английском языке. Вот и получается, что настоящий кореец, кореец, который разговаривает по-корейски, был я один.

За стойкой бил баклуши хозяин, по залу носились, обслуживали посетителей два суматошных парня, я так думаю, альба ~ арбайтхы (интересно, сколько им платят в час?) - один толстый, второй худой. На кухне виднелись повара - двое мужчин и одна женщина. С виду заведение было типично канадским, но дух в нём витал корейский.

Ждать пришлось недолго. Не прошло и несколько минут, как один из парней притащил и расставил передо мной панчхан, аккуратно положил маленькое куриное яйцо, после чего притащил горшок с бурлящим огненным варевом. Второй парень, тем временем, притащив на соседний столик каменный горшок в деревянном ящике, черпал из него и перекладывал рис в пластмассовую плошку. Поставил плошку передо мной, после чего налил в горшок с прилипшим ко дну рисом воды и тоже поставил его передо мной. Этим сервировка стола закончилась. "Вкусно кушайте! Приятного аппетита!". - "Нээ, - проблеял я, - буду вкусно есть. Спасибо".




Я разбил и вылил в сундубу яйцо, разинул рот и, благословясь, стал осторожно класть в него классическое блюдо корейской кухни. Время от времени сдабривал варево рисом, вытирал с лица обильно текший пот...

Сундубу - просторечное сокращённое сундубу чиге 순두부찌개, "чиге, похлёбка, из сундубу, свежего тубу (тофу)". Погуглив, выудил рецепт, замечательно изложенный русско-корейским Похлёбкиным Валерием Гуенковым (я как-то писал о нём).
Сундубу-ччиге - это густая солянка из сундубу. Для приготовления 4 порций этого блюда требуется 600 г сундубу, 200 г устриц (куль, 굴), 300 г филиппинских ракушек (мосичжогэ, 머시조개), 2 стручка зеленого перца и 1 стручок красного, 400 г кимчхи из капусты и зеленый лук. Филиппинские ракушки необходимо на день замочить в подсоленной воде, чтобы удалить из них песок. Устрицы промыть в соленой воде. Кимчхи нарезать кусками шириной по 2 см. Зеленый лук нарезать наклонно. Зеленый и красный стручковый перец мелко порезать. Затем необходимо приготовить приправу. Для этого нужно сначала смешать 1 ст. ложку молотого красного перца и 1 ст. ложку кунжутного масла и затем добавить 2 ст. ложки мелко порубленного зеленого лука, 1 ст. ложку мелко порубленного чеснока, 1 чайную ложку кунжутной соли и 2 ст. ложки «чистого» соевого соуса чхончжан.

В кастрюлю заложить сундубу, ракушки и кимчхи, залить достаточным количеством воды и варить до тех пор, пока створки ракушек не раскроются. Затем добавить приготовленную приправу, устриц, порезанный зеленый лук, красный и зеленый стручковый перец, после чего солянку еще немного проварить.




Сундубу на вкус был практически такой, какой я едал в Корее. Отличие было в наполнении. Говядины, мидий и креветок было ровно по одной штучке - ломтик мяса был единственным и тончайшим, микроскопическим, едва различимым невооружённым глазом, креветка была маленькая и одна, мидия была нормальных размеров, но тоже одна.

Я ел и продолжал изучать заведение. У стойки, как положено, стоял водоочиститель с горячей и холодной водой, сбоку стоял большой холодильник со стеклянной дверцей, за которой виднелись напитки. Нижняя полка была забита бутылками сочжу. Мелькнула мысль: интересно, сколько стоит сочжу? Я был бы не прочь пропустить стаканчик, другой живительной влаги. Задрав голову, посмотрел на висевшее на стене меню - $15.93! Непроизвольно вырвался рык. Ко мне подбежал один из парней. "Что-нибудь надо?". Я показал на меню: "Сочжу... Она, что, стоит пятнадцать долларов?". Он вежливо поправил меня: "Восемнадцать. 15.93 плюс налог. Принести?". Омайгод! В Корее в ресторанах он стоит трёху. "Спасибо, не надо. Принесите лучше ещё панчхана".







Съев, не оставляя ни капли, содержимое горшка и доев панчхан, я поелозил взором, высматривая аппаратик с кофе, по заведению. Не нашёл. А-а-а, догадался я, у них десертом ("десерт" по-корейски - хусик 후식 "послееденное"), наверно, идёт водичка в горшке из-под риса. Выхлебал водичку, сгрёб барахло и пошёл к стойке...

Расплачиваясь, побалагурил с хозяином. Он поинтересовался, не писатель ли я, не фотограф ли? Нет, пенсионер. На велосипеде катаюсь для поддержания формы, фотографирую всё, что попадёт на глаза. Когда приехал из Кореи? В прошлом году. Приходите ещё. Обязательно.

Счёт был на десять долларов. Я был доволен всем - вкусом, обслуживанием и оставил на чай пятёрку. Хозяин сказал: "Много", но я сказал, что впервые поел так вкусно. Хозяин от комплимента растаял.




Покидая заведение, прихватил толстую бесплатную газету, близнеца русскоязычных торонтовских газет. Обратно ехал ни шатко ни валко, но споро. Ветер из бокового встречного превратился во встречный боковой.

Переехал 407-й хайвэй, пошли лужи - в Брэмптоне только что пролился ливень. Чтобы не забрызгали машины, перескочил на тротуар, однако и там было мокро - я тотчас забрызгал и спину, и ноги, и рюкзак. Скорость упала. За пару километров от дома стало сухо, и я снова выехал на дорогу...

Когда финишировал, начал крапать едва заметный дождик, но я уже, считай, был дома. Общий километраж составил 42.2 км, средняя скорость упала до 25.7 км/ч.




________________________________________________________________
Наконец-то перед домом на месте огромного вяза, погибшего позапрошлой зимой, посадили молоденькое деревце, жаль, не гинкго (гинкго посадили на соседней улице). Я бы собирал вонючие плоды, заготавливал орешки на зиму. Одна надежда, что на соседней улице нет корейцев.



рестораны, тофу, Канада с седла велосипеда, корейская кухня, Миссиссага, особенности корейской национальной, тубу

Previous post Next post
Up