26 августа, 08:00-11:30
ПОТЕРПЕВ неудачу в поиске священной горы, босс в уныние не впадал. Священное море посмотрел, на земле Ольхона, где, по некоторым, скорее всего, ложным, слухам, похоронен Чингисхан, побывал... Что бы ещё посмотреть? Выпускник Щукинского уговаривал поехать в Листвянку, в Тайцы, на шашлыки: "Здесь говорят: не побывал в Листвянке, не говори, что был на Байкале". "А там есть памятники палеолита, неолита или хотя бы бронзы? Откопаны нефритовые кольца и золотые короны, свидетельствующие о том, что здесь четыре или три тысячи проживали предки корейцев?" - сварливо спрашивал босс выпускника, и тот, потупив очи, молчал. Босс сказал: "Поехали обратно в Монголию. Я ещё не всё посмотрел в музее". Выпускник не терял надежды. Он выложил последний козырь: "Аршан! В Монголии Аршана нет. В Аршане высокие горы и минеральные источники" (я, если честно, не понимал, зачем нам ехать и в Аршан - там нет ни исторических памятников, ни археологических раскопок). Босс, расспросив, сколько до Аршана километров и как высоки там горы, сдался: "А после Аршана летим в Монголию". Выпускник с Серебряным засуетились: надо было срочно заказывать отели, рестораны, авиабилеты. Утром их озарило - в Монголию нужна виза. Виза была нужна всем, включая Ч., кроме меня. Ч. ехал с нами в Монголию по условиям контракта. Когда я обговаривал с ним условия контракта, я пообещал, что он будет с нами до конца. Конец, как теперь выяснилось, был в Монголии. Сказал Ч., что он летит в Монголию - он просиял: "Я, как знал, прихватил с собой зарубежный паспорт".
В Аршан порешили ехать на следующий день, а в этот съездить в Усть-Ордынский, центр одноимённого Бурятского округа, посетить тамошний музей. Позвонили в музей и предупредили, что нам понадобится экскурсовод.
Завтракали в буфете на третьем этаже "Ангары". Каков отель, таков и завтрак. На ум приходит лишь одно слово - скучно. Скучно было всё - антураж, еда, люди, которые её ели... Впрочем, я с большим удовольствием съел пару глазированных сырков.
После завтрака отрядили Ч. с выпускником фотографироваться на визу, сами сели в автобус и поехали на набережную - любоваться рекой.
Эта супружеская цепь (на язык просится другое слово - кандалы), несомненно, величайшая в мире.
Ангара (бур. Ангар мүрэн) - самый крупный приток Енисея, единственная река, вытекающая из Байкала. Её длина - 1 779 км, площадь бассейна - 1 039 000 км2.
Мы прогулялись по набережной, спустились вниз, поднялись наверх, обошли вечный огонь, пришли к Спасской церкви...
Я тарахтел, переводя надпись на памятнике святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским, когда прибежали Ч. и выпускник. Я вздохнул с облегчением и перестал тарахтеть. Сели в автобус, поехали в Усть-Ордынский. У меня был час отдыха.