ВХОДОВ в Пульгванса два. Один сразу за чансынами - карабкаешься наверх по сложенной из камней крутой лестнице и выходишь прямо на Тэунчжон, он для пеших паломников; второй чуть поодаль, выше - на территорию храма проникаешь, проходя мимо парковки, этот для тех, кто приезжает на машинах.
Чансыны 장승 - деревянные, из ствола толстого дерева, или копирующие деревянные каменные стелы с вырезанными в верхней части личинами. Это обереги. Они не пускали в селения злых духов. В прежние годы их ещё ставили и просто как верстовые столбы - через каждые пять или десять ли. В соответствии со своими бинарными воззрениями корейцы сооружали их (и до сих пор сооружают) парами, а для пущей убедительности (поди разбери, кто из них инь, а кто ян, по-русски он и она) высекали (и до сих пор высекают) на них: 天下大將軍 "великий поднебесный полководец, генерал" и 地下女將軍 "подземная женщина-полководец, женщина-генерал".
Я вскарабкался по лестнице и очутился перед Тэунчжоном.
Как и храм ниже, Пульгванса молод. Он появился в шестидесятых, когда сюда перенесли Тэунчжон другого, уничтоженного войной храма (напоминаю, на Тэчжоне, как и на всей Корее, Северной и Южной, после войны практически не было живого места, всё было разбомблено). Вначале в храме поместили поминальные таблички павших в боях за Тэчжон. В семидесятых таблички перенесли в другое место, на их месте появились многочисленные статуи и изображения Будд.
Территории помунсанских храмов невелики, потому ни при одном нет ни "одноколонных" ворот, ни ворот с "небесными ванами".
Вдоль обрыва, а также у храмовых построоек десятки каменных изваяний. Я читал, что это якобы Будды, но, глядя на физиономии и фигуры, сомневаюсь в этом. Для меня это, скорее, архаты.
Чуть выше Будды, на пригорке, как ни в чём ни бывало стоит Самсонгак 삼성각, Павильон Трёх святых (исконно корейских божеств). На ум снова пришли
японские синтоистские храмы, соседствующие с буддийскими...
Перевёл взгляд в сторону - чуть выше стоит третий храм...
На доске объявлений у канцелярии висит старое объявление. Изучив его, узнал, что всего за тридцать тысяч ($30) монахи вознесут молитвы и избавят от неприятностей в бизнесе, семье, учёбе.
Стоял фотографировал, как пришли два парня, стали выкликать монаха. Думал, попросят помолиться, они попросили лопаты - расчистить дорогу.
Покидая Пульгванса, прочитал речение (где-то читал подобное): "Где в этом мире моё? Своё - то, от чего избавляешься, раз употребив", притормозил у весельчака Будай хэшана 포대화상, хэтхэ 해태 (хэчхи 해치)...
Давешние парни расчищали дорогу - их машина не могла отъехать от стоявшей впереди машины.
Граждане катались на санках.
Обернулся и сфотографировал нижний храм.
Город выглядел иначе. Сфотографировал и его.
Сделав несколько шагов, дошёл до третьего храма. Этому года два или три. Его построили, можно сказать, на моих глазах.
Керамические чаны с кимчхи для монахов.
Город открылся с другой стороны. Дома озарились закатным солнцем.
Я шагал домой. Ко мне пристроилась семенившая мелкими шажками старушка. Вдруг она сказала: "Фотографией увлекаетесь. А веруете в Бога?". Я посмотрел на неё - она оказалась молодой женщиной. Разговаривая, мы шли, спорили о бессмертной душе, конце света, как сбоку, на дороге, раздался шум-лязг, закричал человек. Мы оглянулись - по обледенелой дороге кверх тормашками летели мотоцикл с ящиком на багажнике и человек. Доставщик пиццы. Мы бросились к нему.
Бедняга, должно быть, обгонял медленный транспорт. Я посмотрел на обувь. Я слышал, что если слетают башмаки, то кранты. У этого башмаки были на ногах, значит, жив. Тотчас подошли люди, вызвали скорую. Улица вдруг оказалась запруженной транспортом.
Поглазев на происходившее, попрощался с собеседницей и пошёл в даунтаун - ужинать.