ИГЛА В ЗАД

May 02, 2012 10:42

ОТДЫХАЯ в прошлую субботу у подножия Конского перевала, я стал свидетелем любопытной сценки.

Один товарищ, словно дразня, грациозно оттопырил туго обтянутую велосипедными штанами задницу. Сзади, выставив сложенные вместе кисти - указательные пальцы торчали как пики - подкрался другой, стремительно сунул пальцы в манящий к себе зад, отпрянул. Грациозный взвыл, но тут же рассмеялся. Рассмеялся и насильник. Я стал свидетелем древнейшей корейской забавы - тончхима 똥침.




Тон ([ттонъ]) - "говно", чхим - "игла", в том числе та, которая используется в акупунктуре (у меня, правда, есть другая идея: я думаю, что чхим - это не синокорейское 침 針 или 鍼, а исконно корейское отглагольное имя на -м от чхи- "бить", "тыкать"; тон же - сокращенное тонко ([ттонъкко]) 똥꼬, уменьш.-ласк. "анус; дырка").

Эта забава распространены и в других регионах Восточной и Юго-Восточной Азии, например, в Японии. На это мне любезно указал arrrowroot. Он, в частности, высказал соображение, что тончхим пришёл из Японии, где известен под названием кантё:. Позволю себе не согласиться с этим мнением. Действительно, как можно представить себе приход игры с востока на запад, когда весь ход движения цивилизации был прямо противоположным? Ведь что ни возьми японского - бумагу, шёлк, суси, письменность, самураев, даже императоров - всё из Кореи! Стало быть, и кантё: тоже из Кореи.

Я думаю, что доказательство тому можно найти и в самом названии игры. Есть распространённое мнение, что оно происходит из иероглифического слова для клизмы - 浣腸 (читается так же - кантё:), но почему тогда японцы записывают его катаканой, как если бы оно было заимствованным словом?! Объяснение, думаю, простое. Это слово содержит указание на корейское происхождение забавы. Если думать, что это слово имеет отношение к Корее, тогда становится ясным первый элемент названия - кан. Ведь именно так звучит первый элемент названия Кореи на японском языке - Канкоку 韓國!

Первые сведения, пусть и косвенные, о тончхиме относятся к самым древним временам. Взять сказание о Тангуне (предположительно III в. до н.э.). В пересказанном столетиями позже тексте говорится:
В древних записях сказано: был когда-то Хванун, сын Хванина (а Хванином звался у нас Индра, Повелитель Небес). И замыслил Хванун жить среди людей, и не раз хотел он опуститься с небес на землю. Узнал о его замысле Хванин и решил, что много пользы доставит Хванун людям. Он высмотрел на земле высокую гору о трех вершинах по имени Тхэбэк, вручил сыну три небесные печати и послал его управлять людьми <...> (пер. Л.Р. Концевича).

Если подойти к рассмотрению текста критически, разумно, убрав с исследовательских глаз шоры, можно увидеть, что причина отправления сына отцом на грешную землю, указанная буддийским монахом Ирёном, выглядит просто смехотворной. Ну, какой Божий сын спустится на землю по собственной воле! Вы слышали когда-нибудь о таком? У меня есть другая идея о причине ссылки. Я думаю, Хванин сбросил Хвануна на землю в отместку за то, что тот ткнул папашу в зад и, не приведи Господь, не только сделал больно, но и разорвал божественные шаровары. Косвенным доказательством является имя потомка, ставшего прародителем корейской нации - Тангуна, в котором, на мой взгляд, отец прародителя зашифровал название проказы, которую сыграл над своим папашей, дедом прародителя - тончхим. Тончхим - Тангун. Человек, не сведущий в лингвистике, скажет, что созвучных звуков мало, и переходы "о" в "а", "чх" в "г", "м" в "н" маловероятны, однако, уверяю, сравнительно-историческая лингвистика может объяснить и это.

Свидетельства о бытовании тончхима и его роли в истории Кореи раскиданы в исторических хрониках. Можно сказать без преувеличения, что именно эта проказа была корнем многих исторических событий. В частности, можно думать, что корейско-японский конфликт конца XIX в., убийство королевы Мин и последующая аннексия Кореи Японией явились результатом спора королевы и японского посланника о том, которая из двух дальневосточных наций была первообладательницей древнейшей игры мира...

Ныне тончхим широко распространён не только в школах и колледжах. Этим не требующим специальной экипировки или специального спортивного оборудования развлечением с удовольствием занимаются представители всех поколений не только на юге Корейского полуострова, но и на севере. И в КНДР, и в Республике Корея возникли и ведут активную деятельность ассоциации спортивного тончхима (на севере - Чосонская, на юге - Хангукская). Несмотря на споры о приоритете (северяне утверждают, что тончхим зародился четыре с половиной тысячелетия тому назад вблизи Пхеньяна, у гробницы Тангуна, южане же показывают пальцем на Кёнчжу), обе школы тончхима получили и одинаково широкое международное признание - во всём мире открыты и успешно функционируют центры южного и северного тончхима. В настоящее время две ассоциации борются за включение тончхима в программу Олимпийских игр - как летних, так и зимних.

Заинтересовавшихся этой древнейшей игрой отсылаю к вебсайту, на котором можно найти разнообразную информацию, в частности, начальные уроки тончхима (кантё:). Там же можно и обогатить свою английскую лексику. См., например, как много слов для названия пронзаемой части тела: rear, the pooper, the stinkhole, the wazoo, where the sun don't shine, nates, arse, butt, backside, bum, buns, can, fundament, hindquarters, hind end, keister, posterior, prat, rear end, rump, stern, seat, tail, tail end, tooshie, tush, bottom, behind, derriere, fanny, booty, caboose, thong rack...

Успехов в овладении тончхимом! Хвайтинг!

велопробег, транскорейский, игры, корейская культура, особенности корейской национальной, сказки дядюшки Атсмана

Previous post Next post
Up