Об учебе на физтехе - 2

Nov 26, 2016 03:07



Сегодня Московский Физтех отмечает своё 70-летие!

Именно в этот день, 25 ноября, Иосиф Сталин подписал Постановление Совета Министров СССР о создании физико-технического факультета (ФТФ) МГУ, а через пять лет на его базе открыли Московский физико-технический институт.

Не каждый вуз может похвастаться столь богатой историей за столь короткое время, такими именитыми преподавателями и такими успешными выпускниками. И наша задача не только помнить и гордиться нашей альма-матер, но и приумножать достижения Физтеха!

Поздравляю всех физтехов! Все мы радуемся, отмечаем, по всем информационным каналам про нас говорят. И везде хорошее, что приятно. Такие типичные (если не сказать шаблонные) праздничные речи: "Прошедшее Физтеха было удивительно, его настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение!" Ну да ладно, у журналистов работа такая, главное, чтобы сами причастные искренне радовались и поздравляли родной институт. В новостях/поздравлениях, официальных и неофициальных, почти везде обязательно рассказывают об уникальной "Системе Физтеха", где-то я даже видел "Феномен Физтеха". Вот об этом и хотелось бы сказать пару слов, тем более что праздик - это не только радостное событие, это ещё и повод подвести некоторые итоги и задуматься, как жить дальше. Особенно если это день рождения. Ну или Новый год, до которого чуть больше месяца.

Система Физтеха! Как много в этом словосочетании для сердца нашего слилось! Ночью разбуди любого физтеха (здесь и далее Физтех - это институт, а физтех - тот, кто в этом институте учится или учился) - он вам скажет, что интеграл икс квадрат по dx это треть икс куб (плюс константа) и что есть знаменитая Система Физтеха. И даже расскажет, что это такое - "фундаментальное образование на младших курсах и работа в базовых научных, а сейчас и не только научных организациях на старших". Это всё так, но... Многие ли задумывались и задумываются, как и почему эта система работает?

Как она работает, можно найти достаточно много ответов: сначала со всей страны собирают талантливых ребят, потом они долго, много и упорно учатся под началом лучших преподавателей, а дальше идут работать к очень высокого уровня специалистам и на выходе получается ещё один специалист, тоже потенциально высокого уровня. Но (позволю себе прямо-таки крамольную мысль): а что здесь уникального? Что, другие ВУЗы работают принципиально по другому? Что, в МГУ, или СпбГУ, или ... (можно привести ещё десяток вузов) специалисты сильно хуже и учатся там сильно меньше? Разве это, к слову, характерно только для естественно-научного образования? Но ведь результат на выходе действительно отличается. Так получилось, что аспирантуру я заканчиваю Курчатовского института, где есть ребята и из МГУ, и из МИФИ, и из других вузов. Так вот, могу точно сказать: мы - отличаемся. Не то чтобы сильно, но что-то чувствуется. Каким образом так получается? Вузовские традиции? И всё?

Как работает система Физтеха, все представляют и отвечают более-менее одинаково. Но очень немногие задумываются, почему, за счет чего она так успешно работает. Я пытался найти ответ в многочисленных книгах о МФТИ, но ясного и исчерпывающего разъяснения мне пока нигде найти не удалось. Про как работает пишут часто и подробно, а вот почему... А ведь это, на мой взгляд, не только очень важный, но и очень интересный сам по себе вопрос. И ответ на него, как мне думается, надо пытаться искать в области гуманитарной, причем на довольно глубоких уровнях понимания. Обозначить контуры такого возможного исследования я сейчас и попытаюсь. Понятно, что написанное вовсе не является истиной в последней инстанции, это скорее нулевое приближение, и, безусловно, не лишено недостатков и неточностей. Но, надеюсь, что оно побудит других задуматься над этим вопросом: почему система Физтеха так успешно работает? Почему вообще такие системы формируются и дают такой результат?

Начну с одновременно очень простого и очень сложного вопроса: кого готовят на Физтехе? Вопрос этот, кстати, должен быть главным для любого руководителя образовательного учреждения, вне зависимости от профиля. Наши отцы-основатели, я уверен, совершенно ясно представляли себе, кого и для чего будут готовить в МФТИ. У них была ясная цель, четко сформулированная задача, оставалось только найти методы для её решения или придумать новые (кстати, основополагающий принцип для Физтеха и не только).

Ответов - множество (конечное, но с довольно большим количеством элементов). Физтехи, которые занимаются наукой, скорее всего ответят, что на Физтехе готовят ученых. И действительно, среди выпускников МФТИ - много хороших, и даже выдающихся, и даже, возможно, гениальных ученых. Физтехи-предприниматели вам ответят, что из физтехов получаются толковые бизнесмены. И просто специалисты, которые успешно работают в этой области, которую обобщенно можно назвать "бизнес". Физтехи-айтишники напомнят вам, сколько крупных IT-компаний основано выпускниками МФТИ. Есть и министры, и депутаты, и даже представители творческих профессий, и все они не забудут вам напомнить о том, где их так здорово подготовили. И, что характерно, все, кого я перечислил, абсолютно правы.
Я бы ответил так - на Физтехе готовят физтехов. Вот так, очень коротко и, кажется, очень просто. Далее, конечно, мне необходимо определить, кто такой "физтех".

Тоже очень просто. Физтех - это человек, который может решить любую задачу и знает это. Вот это, кстати, я встречал довольно часто, зачастую человек сам это вполне осознаёт, на сознательном или бессознательном уровне. Возможно, имеет смысл развить - "любую задачу в области прикладной математики и физики/информатики". Так очень точно, к слову, называются основные специальности на Физтехе. Но, как мы знаем, круг занятий и интересов закончивших Физтех несколько шире. Так что это уточнение, в приципе, можно и опустить (но оговорить этот момент, считаю, необходимо).



После этого определения сразу необходимо дать несколько замечаний.

Замечание первое. Из определения вовсе не следует, что "физтех" - это кто-то такой уникальный и неповторимый (опять крамола, да). Такие специалисты, которые могут решить любую поставленную перед ними задачу, есть почти в каждой области. Самый яркий пример, который приходит на ум - это боец спецназа. Какую перед ним боевую задачу не поставь - он должен её успешно выполнить. Он должен уметь и в полевом бою успешно сражаться с противником, и здания, занятые противником, взять без потерь, и заложников освобождать, и бомбы обезвреживать. На все руки мастер. Или, к примеру, врач общей практики. Или даже стюардесса (как-нибудь ознакомьтесь со списком, сколько всего должен уметь делать бортпроводник, и преисполнитесь). Кстати, и методы подготовки физтеха и бойца спецназа во многом похожи, об этом ниже.

Замечание второе. Не все, кого выпускает МФТИ, являются в смысле этого определения физтехами (ещё одна крамола, без обид, ребята). И обратно - многие из тех, кто поступает в МФТИ, уже являются физтехами "по сути своей". Таких ребят просто видно, причем сразу. Более того, наверняка можно построть распределение количества таких ребят по факультетам (ещё раз без обид). На Физтехе им просто дают некий набор необходимых знаний, которые они с легкостью, быстрее  всех осваивают. Или просто скучают и забрасывают учебу - такое тоже есть, причем это все почему-то считают за некоторую данность, некоторым трением в системе, которым можно пренебречь.

Лично я могу совершенно точно сказать, когда почувствовал себя физтехом (с точностью до месяца). Стал я им на третьем курсе, и определяющую роль в этом сыграла мой преподаватель урматов и ТФКП. Как-то по ходу решения этих самы урматов ко мне пришла какая-то сумасшедшая уверенность, что я знаю и могу решить любой из них и любой из последующих, без всякой сторонней помощи. И как-то сами собой прошли дурацкие ошибки, я даже два последних письменных экзаменов по математике чуть не на 10 из 10 написал (до этого обычно до "отлично" не хватало ровно 1 балл именно из-за дурацких ошибок). Конечно, это был уже, наверное, финальный штрих и до физтеха мне оставалось в тот момент совсем немного, и в процессе становления есть вклад всех моих школьных и институтских преподавателей, за что я всем им, конечно, очень благодарен. Даже тем, кто были "не очень"  - за то, что пришлось искать новые подходы к проблеме, например, сдачи задания.

Кстати, это описанное выше становление получилось, в сущности, одним из типичных примеров "перехода количества в качество" (хотя это сильно упрощенная формулировка того, что выражается этим законом). Наверное, можно и "отрицание отрицания" и "единство и борьбу противоположностей" найти, но это, может быть, в другой раз.

Замечание второе с половиной. Не всегда решение любой задачи из указанной области означает, что тот, кому её надо решить (например, опять-таки, сдать задание, или даже экзамен), будет сам, например, решать все задачи из этого задания. Все мы знаем, что есть и другие, более замысловатые методы решения поставленной задачи. С использованием, так сказать, иррациональной стороны человеческого бытия и личной харизмы. И то, что мы ими пользуемся, вовсе не означает, что вследствие этого нельзя стать физтехом. Такой вот вам гимн халяве и халявщикам от меня (сегодня можно, праздник всё-таки).

Итак, система Физтеха - это система, которая готовит физтехов, т. е. людей, которые могут решить любую задачу и знают это. Как же осуществляется подготовка? О том, как, я уже оговорил выше. Необходимо попробовать ответить на вопрос, за счет чего же эта подготовка оказывается такой успешной. Что же, пусть неявно, но заложено в этой системе, что обеспечивает такой результат? Здесь я выделю два аспекта, два, на мой взгляд, необходимых условия этой успешности. Понятно, что не всё, что необходимо, достаточно, особенно когда мы пытаемся работать в, скажем, так, гуманитарной области знания, т. е. области знаний непосредственно о Человеке.

Аспект первый. Необходимое условие успешной подготовки физтеха на Физтехе - определенная "жесткость" обучения. Не знаешь - получи два, подучи, придешь потом на пересдачу. Опять не знаешь - опять сходи, пока, как в известном анекдоте про легендарного физтеховского преподавателя, "всё не станет ясно". Иначе специалиста высокого уровня подготовить просто невозможно. Выше я упоминал о подготовке бойца спецназа  - так вот, подготовка получается схожей именно в этом аспекте. Также, как спецназовца долго и упорно готовят с помощью изнуряющих марш-бросков, учебных тревог, какзалось бы, невыносимых физических нагрузок, также и физтеха готовят на первых трех курсах с помощью матанализа и общей физики. Интенсивность примерно та же самая, иначе нельзя, иначе условного "Рэмбо" не получается. И физтеха тоже. Мой одноклассник как-то говорил о своем будущем: "или физтехом, или морпехом". Так ли велика разница?

Замечание. Не надо путать жесткость с жестокостью, есть тонкая грань, которая, конечно, не всегда бывает выдержана. Но студенты, кстати, обычно достаточно четко чувствуют, когда преподаватель требовательный, а когда жестокий.

Одна из причин того, что качество образования на Физтехе падает (хотя и качества образования в школе, кстати, тоже касается) - это как раз тенденция к постепенному "смягчению", отказу от необходимого уровня жесткости. Этому способствуют как чисто внешние факторы (введение "базовых" и "повышенных" уровней, десятибальная система оценок с сохранением пятибалльной де-факто), так и факторы внутренние, глубинные. В частности, отсутствие "осмысленности" процесса. "Мы ж будущие программисты, зачем нам физика", "мы ж будущие предприниматели, зачем нам физика". И тому, и тому физика пригодится, во-первых, для построения цельной картины мира, во-вторых, просто для того, чтобы научиться применять некие абстрактные методы "к реальной" жизни. И многому другому, умению ставить задачу, например. В принципе всему этому можно теоретически учить и только на примере информатики (объекто-ориентированное программирование и т. п.), но на физике это всё давно хорошо отработано, да и воспронимается во многом проще. Как раз из за того, что рассматриваются (условно) яблоки, падающие с дерева, которые можно просто взять и пощупать, в отличие от компьютерного кода (довольно высокий уровень абстрактности).

Аспект второй это определенный "коллективизм" в процессе обучения. Сколько помню свою учебу - никогда не учился один, все задания, все сдачи - вместе с товарищами. Совместный труд, совместное обучение - оно всегда на порядок эффективнее. Не говоря уже о том, что вырабатываются т. н. "навыки работы в команде". На мой взгляд, физтеху какие-то дополнительные тренинги по "тимбилдингу" после обучения уже просто не нужны. Всегда есть те, кто схватывает быстрее, кто-то медленнее, но я лично не представляю такой ситуации, в которой один студент МФТИ отказывается объяснить другому студенту МФТИ непонятну. задачу. "Иди сам разбирайся, дурак" - это что-то немыслимое, это больше похоже на плохого научрука. Кстати, этот аспект сильно связан с предыдущим - нагрузка большая, преодолевать серьезные препятствия вместе куда как проще (опять аналогия с бойцами - для них "боевое сплачивание" это жизненная необходимость).

Этот аспект - коллективизм - к слову,очень мало свойственен западной системе вузовского образования. Там же каждый учится сам, "групп" в нашем понимании там обычно просто нет (или я ошибаюсь?). На западе выстроена своя модель социализации - в Америке, например, через различные студенческие сообщества. Которые представляют собой обычно иерархические, чуть не орденские структуры, в которых и отбор, и социализация идет совершенно по другому принципу, никак не "трудовому", нам (на мой взгляд) совершенно чуждому. Поэтому там и необходимы всякие "тимбилдинги" - чтобы построить мало-мальски приличную корпорацию, всё равно приходится учить людей работать друг с другом.

Вот такую простую модель я предлагаю - "система Физтеха - это система, которая готовит физтехов, т. е. людей, которые могут решить любую задачу и знает это благодаря определенным аспектам подготовки". Действительно, ничего "уникального" в этой системе в такой модели не получается. Почему же такой результат? Раз уж я стараюсь оперировать максимально общими формулировками, отвечу так. Результат такой, что на его достижение работали и работают выдающиеся люди, специалисты высокого и очень высокого уровня, которые - что важно - прекрасно осознают цель и смысл своей работы. Ну вот, опять ничего уникального. Да что ж такое! Хотя, возможно, это просто мои формулировки просты, почти примитивны - для более детальной разработки проблемы они уже недостаточны. Я попытался показать, что за этими простыми формулировками есть нечто более глубокое. Может я и заблуждаюсь, может, многое упустил в своих обобщениях, но пока - вот такая модель. Буду рад, если меня дополнят.

В заключение - к реальности, к дню сегодняшнему. Нельзя не признать, не заметить, что за последние 5 лет Физтех изменился очень сильно. "Физтех уже не тот" - ещё один любимый студентами МФТИ всех поколений мем. Но ведь он и не можен быть всё время таким, что был в то время, когда вы, сетующие, учились. То, что никак не меняется (даже можно сказать - не может изменить само себя), постепенно деградирует и умирает. Бывают перемены к лучшему и перемены к худшему - это всё понятно. Но стабильный нитевидный пульс не является признаком здоровья.

Пару месяцев назад произошло то, что ожидалось довольно давно - факультеты МФТИ объединили в предметные школы. Мне кажется, не все пока до конца поимают (хотя те, кто это делал, понимают точно, я уверен), что с точки зрения структуры института это, возможно, наиболее фундаментальное изменение со времен создания. Теперь Физтех будет работать совершенно по другому, структура управления поменялась де-факто кардинально, как бы не хотелось сгладить углы тем, кто это осуществлял. "Хорошо" это или "плохо"? Честно - не знаю, время покажет. Аргументируют, что сделано это для улучшения "управляемости" института. А вот что это значит, можно сказать достаточно уверенно - дальше будут ещё большие изменения и перемены. Реформы всегда производятся жесткой рукой, не бывает никакой "невидимой руки рынка", любая реформа - это четкий план, который должен под постоянным контролем претворяться в жизнь.

Следующим шагом (как я думаю) будет постепенное закрытие почти всех существующих "старых" базовых кафедр (я имею в виду в научные учреждения, особенно те, что завязаны на Академию Наук). Собственно это уже происходит, и довольно давно. А значит, что скоро Физтех на тот, каким он был все эти 70 лет, похож не будет совсем.

И вот тут возникает беспокойство, и не только у меня, а, как я вижу. Потому что главная фраза, лейтмотив всех этих изменений - "от МФТИ до MIPT". Чем MIPT окажется радикально лучше МФТИ - лично мне до сих пор не очень понятно. Само собой, своя старенькая легковушка, которая уже 20 лет, по сути, без серьезного ремонта (только дыры кое-как затыкаются или - хуже - замазываются) смотрится гораздо менее предпочтительно, чем соседская ухоженная и подновляемая.

Что по сути своей эти "5топ100", частью которого является  "от МФТИ до MIPT"? Это попытка встроится в "цивилизованный", он же - глобальный научный мир. Собственно, всё время с 1991 года наша страна пытается сделать именно это: именно этого жаждет наша элита (в том числе, как мы теперь видим, и часть научной элиты) при молчаливом согласии общества. Между тем последние 3-4 года ясно показали, что встроиться нам не дадут - нас там никто не ждет, да и всё меньше понятно, зачем это надо.

Любая попытка сделать "как у них" (а кто "они", в данном случае, совершенно очевидно, они - это MIT) неконструктивна, на мой взгляд, главным образом не потому, что "их" подход-де неправильный и они-де дураки, нет. Если бы они были дураки и подходы был бы неправильный, у них бы не было тех достижений, которые есть и отрицать которые бессмысленно. Просто пока мы пытаемся догнать их, они всегда успеют продвинуться ещё на один шаг. И получится как у Ахиллеса с черепахой (пусть мы сто раз Ахиллес и кучу Гекторов перебили, а черепаха-то всё равно дальше). Надо думать не как "догнать и перегнать", а как сразу "перегнать".

А чтобы перегнать, надо, конечно, умело пользоваться своими преимуществами, "встать на плечи своих гигантов". Мне - вот честно - даже всё равно, будут ли "факультеты" или будут ли "школы", пока на Физтехе готовят физтехов, с помощью которых (в том числе) мы и "перегоним". А физтехов на Физтехе будут готовить, пока в основу положена  "система Физтеха". Своя, результат долгой работы многих поколений физтехов.

Ещё раз всех с праздником!

Об учебе на Физтехе - 1

Erratum. Запись была написана на одном дыхании и выложена в "сыром" нечитабельном варианте. Впоследствии безобразия автора были по возможности обнаружены и исправлены самим автором.

образование, МФТИ, наука

Previous post Next post
Up