"The Catcher in the Rye": подросток в поисках смысла

May 16, 2015 21:23


Давно читал, плохо помню, если честно, все детали произведения. У Сэллинджера, кстати, и симпатичные рассказы есть - "Выше стропила, плотники" и другие. А параллель, подмеченная автором заметки, книги Сэллинджера (которая на самом деле "Ловец во ржи", а не "Над пропастью во ржи") с книгой Виктора Франкла "Человек в поисках смысла" - интересная. Правда, книгу Сэллинджера правильнее назвать "Подросток в поисках смысла". И именно про современного подростка (ведь книга написана относительно недавно) в поисках смысла никто, пожалуй, с тех пор лучше не написал.

Оригинал взят у vlavajir в Стеречь ребят над пропастью во ржи



Дж. Д. Сэлинджер в своем произведении «Над пропастью во ржи» ведет повествования от лица молодого человека 16 лет Холдена Колфилда, которого выгнали за неуспеваемость из школы. Языком 17-летнего подростка с чертыханиями и пр. оборотами описывается несколько дней из его жизни, когда молодой человек уходит из школы.  Главный герой на страницах романа поносит всю окружающую реальность, нормы и правила, всех людей. Но почему? Молодой человек ищет в окружающем мире настоящий смысл, настоящего собеседника, который поймет его, поймет, что он по кабакам и отелям пытается разрешить самый важный вопрос. И когда он видит, что окружающая реальность дает ему только фальшивки и суррогаты и все лишь приспосабливаются к ним, он начинает отрицать устои существующего общества.
Бессмысленность и внутренняя пустота заполняется скукой.
Для 17-летнего Холдена это естественно состояние поиска смысла своего существования, что характерно для всех юношей и девушек этого  возраста.

Вообще  смотреть  на  них  было  приятно,  вы  меня понимаете. Приятно и вместе с тем как-то грустно,  потому  что  все  время думалось: а что с ними со всеми будет?  Ну,  окончат  они  свои  колледжи, пансионы.  Я  подумал,  что  большинство,   наверно,   выйдут   замуж   за каких-нибудь гнусных типов. За таких типов, которые только  и  знают,  что хвастать, сколько  миль  они  могут  сделать  на  своей  дурацкой  машине, истратив всего галлон горючего. За  таких  типов,  которые  обижаются  как маленькие, когда их обыгрываешь не только в гольф,  но  и  в  какую-нибудь дурацкую игру вроде пинг-понга. За очень подлых типов. За  типов,  которые никогда ни одной книжки не читают. За ужасно нудных  типов…

Каждый раз на героя находит грусть, как он сталкивается с вопросом о смысле и пытается убежать от этой реальности:

Вдруг я перестал жечь спички, наклонился к ней через весь  стол.  Мне надо было о многом с ней поговорить.
   - Слушай, Салли! - говорю.
   - Что? - спрашивает. А сама смотрит на  какую-то  девчонку  в  другом конце зала.
   - С тобой случается, что вдруг  все  осточертевает?  -  спрашиваю.  - Понимаешь, бывает с тобой так, что тебе  кажется  -  все  проваливается  к чертям, если ты чего-нибудь не сделаешь, бывает тебе  страшно?  Скажи,  ты любишь школу, вообще все?
   - Нет, конечно, там скука смертная.
   - Но  ты  ее   н е н а в и д и ш ь   или  нет?  Я знаю, что это скука смертная, но ты  ненавидишь  все это или нет?
   - Как тебе сказать? Не то что ненавижу. Всегда как-то приходится...
   - А я ненавижу. Господи, до чего я все  это  ненавижу.  И  не  только школу. Все ненавижу. Ненавижу жить в Нью-Йорке. Такси  ненавижу, автобусы, где кондуктор орет на тебя,  чтоб выходил через заднюю площадку,  ненавижу знакомиться с  ломаками,  которые  называют  Лантов  "ангелами",  ненавижу ездить в лифтах, когда просто хочется выйти на улицу, ненавижу мерить  без конца костюмы у Брукса, когда тебе...
   - Не кричи, пожалуйста! - перебила Салли.
   Глупо, я и не думал кричать.
   - Например, машины, - сказал я ужасно тихим голосом.  -  Смотри,  как люди сходят с ума по машинам. Для них трагедия, если  на  их  машине  хоть малейшая царапина, а они  вечно  рассказывают,  на  сколько  миль  хватает галлона бензина, а как только  купят  новую  машину,  сейчас  же  начинают ломать голову,  как бы им обменять ее на самую новейшую марку.  А  я  даже с т а р ы е  машины не люблю. Понимаешь, мне не интересно. Лучше бы я себе завел лошадь, черт побери. В лошадях  хоть  есть  что-то  человеческое.  С лошадью хоть поговорить можно.
   - Не понимаю, о чем ты... Ты так перескакиваешь...
   - Знаешь, что я тебе скажу? - сказал я. - Если бы не ты, я бы  сейчас не сидел в Нью-Йорке. Если бы не ты, я бы, наверно, сейчас удрал  к  черту на рога.  Куда-нибудь в леса или еще подальше.  Ты  - единственное,  из-за чего я торчу здесь.
   - Какой ты милый! - говорит. Но сразу  было  видно,  что  ей  хочется
переменить разговор.
   - Ты бы поучилась в  мужской  школе.  Попробовала  бы!  -  говорю.  - Сплошная липа.  И  учатся  только  для  того,  чтобы  стать  какими-нибудь пронырами, заработать на какой-нибудь треклятый "кадиллак", да  еще  вечно притворяются, что им очень важно, проиграет их футбольная команда или нет. А целые дни только и разговору что про выпивку, девочек и что такое  секс, и  у  всякого  своя  компания,  какая-нибудь  гнусная  мелкая   шайка.   У баскетбольных игроков - своя шайка, у католиков - своя, у  этих  треклятых интеллектуалов - своя, у игроков в бридж - своя компания. Даже у абонентов этого дурацкого  Книжного  клуба  -  своя  шайка.  Попробуй  с  кем-нибудь
поговорить по-настоящему.
   - Нет, это неверно! - сказала Салли. - Многим мальчишкам  школа  куда больше дает.
   - Согласен! Согласен, что многим школа дает больше. А мне  -  ничего!
Понятно? Я про это и говорю. Именно про это, черт побери! Мне вообще ничто
ничего не дает. Я в плохом состоянии. Я в ужасающем состоянии!
   - Да, ты в ужасном состоянии.
   И вдруг мне пришла в голову мысль.
   - Слушай! - говорю. - Вот какая у меня мысль. Хочешь удрать отсюда ко всем  чертям?  Вот  что  я  придумал.  У  меня  есть   один   знакомый   в Гринич-Вилледж, я у него могу взять машину недельки на две.  Он  учился  в нашей школе и до сих пор должен мне десять долларов. Мы можем сделать  вот что. Завтра утром мы можем поехать в Массачусетс, в Вермонт, объездить там
всякие места. Красиво там до черта, понимаешь? Удивительно красиво! -  Чем больше я говорил, тем больше я волновался. Я  даже  наклонился  и  схватил Салли за руку, идиот проклятый! - Нет, кроме шуток! -  говорю.  -  У  меня есть около ста восьмидесяти долларов на книжке.  Завтра утром, как  только откроют банк, я их возьму, а потом можно поехать и взять  машину  у  этого
парня. Кроме шуток. Будем жить в туристских  лагерях  и  во  всяких  таких местах, пока деньги не кончатся. А когда кончатся, я могу достать  работу, будем жить где нибудь у ручья, а потом когда-нибудь мы с тобой  поженимся, все как надо. Я сам буду рубить для нас дрова зимой.  Честное  слово,  нам так будет хорошо,  так  весело!  Ну как?  Ты  поедешь?  Поедешь  со  мной? Поедешь, да?

В условиях отсутствия смысла война и готовность солдата умереть воспринимается как нечто не понятное и не ясное. А за что умирать? Враг не ощущается как враг. И вообще не ясно в кого стрелять. Все размывается, потому, что нет ориентиров:
…пока шел, все  думал  про  войну.  Военные фильмы всегда наводят на такие мысли. Наверно, я не выдержал бы,  если  бы пришлось идти на войну. Вообще не страшно, если бы тебя  просто  отправили куда-нибудь и там убили,  но ведь  надо торчать  в   а р м и и  бог  знает сколько времени.  В этом все несчастье.  Мой брат,  Д.Б.,  четыре года как проклятый торчал в армии. Он и на войне был, участвовал во втором фронте и все такое - но, по-моему, он ненавидел армейскую службу больше, чем войну. Я был еще совсем маленький, но помню, когда он приезжал домой в отпуск, он все время лежал у себя на кровати. Он даже в гостиную выходил редко. Потом он попал в Европу,  на войну, но не был ранен, и ему даже не пришлось ни в кого  стрелять.  Целыми  днями  он  только  и  делал,  что возил какого-то ковбойского генерала в штабной машине.  Он как-то сказал нам с Алли,  что, если  б  ему  пришлось  стрелять,  он  не знал бы в кого пустить пулю.  Он сказал,  что в армии полно сволочей,  не хуже,  чем у фашистов.

Брата Холдена, Д.Б. сравнивает служащих своей армии с фашистами и не понимает куда стрелять. Если в 50-х гг. западное общество не видело смысла в борьбе против фашизма, то сегодня, тем более. Что мы и наблюдаем в попытках лишить нас Победы. Но сегодня в России все понимают и чувствуют смысл великой Победы и Великую Отечественную войну мы называем священной. Все понимают, что герои пали не зря их смерть была полна великим смыслом. Наша борьба - это борьба с абсолютным злом, борьба жизни со смертью, смерть героев - жертва ради мира и свободы. Холден этого не понимает, т.к. реальность ему дает совсем  другое. Из западного общества смысл был изъят давно и заменен на спектакль и потреблятсво, в которых человек осатаневается.

Но Холден ищет и, как ему кажется, находит смысл. Так он говорит своей сестрёнке Фиби:
Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом - ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверно, я дурак.

Герой находит смысл в служении, в  помощи сохранять в людях мечту, сохранять не инфантильность, а искренность, которая в миг заменяется масками и фальшами при столкновении юноши с реальностью. «Стеречь ребят над пропастью во ржи» и не давать им упасть в бездну, в бездну бессмысленного существования и прозябания.

Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни.

Так начинается книга В. Франкла «Человек в поисках смысла». Произведение Сэлинджера можно было бы назвать также.

литература

Previous post Next post
Up