Греф призвал к глобальной реформе системы образования

Apr 10, 2015 16:12



Герман Греф, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, и Евгений Ясин. 15-летие ГУ-ВШЭ

​Россия по качеству человеческого капитала стоит выше Европы, но это конкурентное преимущество мы быстро теряем, заявил Греф, выступая во вторник на Апрельской экономической конференции ВШЭ. Чтобы не упустить возможности, России необходим переход к новой модели образования, считает он. Сегодня качеством образования недовольны все: и ученики, и учителя, и работодатели, 60% которых считают квалификацию сотрудников критически недостаточной, отметил Греф. <...>

При этом в России самый высокий процент людей с высшим образованием - 53,5%. В 2000-2013 годах госрасходы на высшее образование выросли в 21 раз. Однако российские университеты до сих пор не входят в топ-100 в мире по основным глобальным рейтингам, посетовал Греф. Выпускники в результате не готовы к эффективной работе - отсутствуют требуемые навыки, указал он. «Сегодня система образования чувствует себя хорошо, получает огромные доходы и не хочет ничего менять, она не видит работодателя», - отметил проблему Греф. Улучшить систему образования можно за шесть лет, оценил экономист. Для этого, в частности, необходимо обновлять вузы от «закрытых систем», которые он отнес к первому поколению, до университетов третьего поколения. Их ключевая роль в обществе - не защита истины (институты первого поколения) или открытие законов природы (второе поколение), а создание ценности, пояснил Греф.

Подробнее на РБК. Может, Герман Оскарович не заметил, но глобальная реформа образования идет уже, считай, 15 лет. И наше "преимущество по качеству человеческого капитала" мы быстро теряем как раз благодаря этой реформе, которая превратила школьное образование в ЕГЭ с бахромой, а преподавателей - в составителей программ и отчетов. Сегодня качеством образования действительно недовольны все - но упало оно как раз благодаря этой разрушительной реформе. Которую Греф предлагает продлить ещё на 6 лет. Что представляют из себя "основные глобальные рейтинги ВУЗов", я уже подробно разбирал.


Переход от индустриальной к постиндустриальной системе требует связать систему образования с рынком, и предпосылки к этому есть - университетами все больше и больше начинают управлять профессиональные менеджеры, сказал президент Сбербанка. Нужно также контролировать результат образования, а не процесс, приглашать больше иностранных преподавателей, а вузы, которые повышают конкуренцию, должны «получать больший кусок пирога» в виде госфинансирования, добавил Греф.

Что значит "университетом управляют профессиональные менеджеры"? То есть если директора большого универмага - профессионального менеджера - завтра назначить ректором МГУ или МФТИ, уровень выпускников резко попрет вверх? Профессиональный менеджер в ВУЗе - это ректор, который прошел путь, начиная с замдекана, и знает всю структуру на всех уровнях университета. Профессиональный менеджер на заводе - это директор, который прошел путь, начиная с начальника цеха.

Совершенная глупость -"Нужно также контролировать результат образования, а не процесс". Можно одиннадцатиклассникам дать контрольную для 8го класса - результат будет формально - отличный, на деле - никакой. Или, например, уроки истории: не важно, что написано в учебниках и что рассказывает учитель, это процесс, нас это не интересует, если у учеников - пятерки. Конкуренция среди ВУЗов - тоже прекрасно: педагогический или сельскохозяйственный должен будет конкурировать с медицинским?

Как я у же говорил, идеологический центр образования находится вовсе не в Минобре, он находится в Высшей Школе Экономики. В 1997 году ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов вместе с А. Асмоловым, А. Тихоновым, М. Дмитриевым и Т. Клячко стал автором Концепции организационно-экономической реформы системы образования России. Она появилась как альтернатива «Основных положений концепции очередного этапа реформирования системы образования РФ», Практически все "концепции образования" (и не только образования), которые легли в основу губительных реформ, писались в "Центре стратегических разработок", в котором активно работают многие деятели из ВШЭ.

Многие, может, удивятся, что директор Сбербанка, не стесняясь, позволяет себе высказываться об образовании. Герман Греф - очень активно "вписан" в эту элитную группу деятелей из ВШЭ. Помимо управления Сбербанком, Греф - председатель совета Центра стратегических разработок, по сути, дочерней структуры ВШЭ. В 2000-2007 Греф был министром экономического развития и торговли, на этом посту его сменила Эльвира Набиуллина, жена ректора ВШЭ и одного из авторов идеи ЕГЭ Ярослава Кузьминова В 1999-2000 годах Набиуллина - вице-президент фонда «Центр стратегических разработок» (президентом фонда был Герман Греф), в 2000-2003 годах она - первый заместитель министра экономического развития и торговли России - Германа Грефа. То есть это довольно сплоченная и влиятельная группа в элите, маркируемая ВШЭ. Поэтому Греф, говоря об образовании, озвучивает цели и намерения этой элитной группы, ответсвенной за многолетние разрушительные процессы в образовании. И, как мы видим, на достигнутом эта группа останавливаться не собирается.

образование, политическая элита

Previous post Next post
Up