Человек и общество. Заметки.

Apr 06, 2007 15:00

Ехал в лифте, вспомнил про фильм «Человек невидимка», новый и который буржуйский. Вспомнился момент, когда человек ощутив безнаказанность, начинает действовать вопреки своему прошлому поведению. Это наткнуло меня на следующие размышления, а заодно и написал малую, но всё же часть реферата, хотя всё равно придется многое переделывать.

Причина формирования общества, лежит не в том, что бы именно сдерживать каких-то людей, а возможно даже и групп, а в том, что бы защитить не столько отдельно взятого члена общества, а большинство от т.н. «меньшинства».
Различие большинства и меньшинства идёт по следующим критериям. В каждую эпоху ценили разные качества человека. Точнее ценили больше чем другие. В до осевом племени ценили силу и ловкость, наряду с умом, но с умом именно выдающимся. Выдающийся ум это всё же немного другая характеристика, чем развитой или возможно быстрый (и т.д.) ум. Выдающийся ум, это вещь из разряда патологий, и эта патология может быть в любое время, если приложить должные усилия, использоваться как значительное подспорье для завоевания власти.
Итак, предельно ясно, что люди, которые обладают многими качествами, будь то ум, харизма, физическая сила и т.д. в равной мере, более того равнозначно сильно развитыми - достаточно редки. Больше людей, у которых развито какое-то одно качество, но развито на действительно высоком уровне. Опять же судя по количеству возможных значимых качеств человека, становиться ясно, что в опредёлённый период времени выделяется именно определённые люди, обладающие этими качествами или обладающими талантами которые развиты во многих сферах. Именно эти люди будут «меньшинством», ввиду своих особенностей. Большинство - это все противостоят им. Именно противостоят, ведь «меньшинство» имеет достаточно возможностей влияния на большинство, фактически оно имеет власть над ним. На. Что у «большинства» и срабатывает защитный механизм.
А именно - объединение в общество, создание многочисленных рамок, которые скроют их от влияния того небольшого количества людей, которые вообще способны повлиять.
Именно боязнь влияния из вне не только на человека, хотя конечно каждый из большинства боится влияния именно на него, эгоистическая мотивация здесь преобладает, но и на всю массу людей, боязнь изменений двигает людьми, которые создают основу для общества. Этот фактор так же значим наряду с другими, такими как: защита от другой группы людей, внешние условия, потребность в коллективном труде, в общении и т.д.
После объединения людей, в некий коллектив, нужно создать рамки которые будут людей в коллективе сдерживать. В чём-то их уравнять, это действует даже в кастовых обществах, так как они по сути - один организм, разделённых на части (тот же миф об происхождении каст в древней индии, это ясно показывает), но эти части в организме - тоже отдельные коллективы, в которых люди в чём-то какими-то правами (в случае с кастами божественным законом) - уравнены. Именно это уравнение есть основа прав общества. Если это именно уравнение людей в одной касте, то это защита от внешних воздействий, но больше от внутренних, то есть внутри коллектива. Если продолжить рассматривать индийскую систему каст, то станет ясно, что переход из одной касты в другую запрещён именно для защиты внешних воздействий на касты.
Немного абстрагируемся от каст и посмотрим на общества, где переход из слоя в слой возможен и общественная дифференциация не столь критична. В этих обществах выдающийся человек возноситься на вверх общественной пирамиды, но и там - его сдерживают. Не только законы, сколько большинство, на которое он опирается.
Судя по этому, видно, что законы общества - это и попытка защитить людей в данный момент не выделяющихся способностями, от тех кто ими выделяется.
А общественных законов формируется и характер человека, грубо говоря, личность формируется под влиянием следующих факторов: врожденных, коллектива (внешнего воздействия), внутренних (личных переживания и т.д.) и случайности. Последнее достаточно важно, т.к. изначально сознание человека опредёляет именно события вокруг. Поскольку влияние общества - достаточно заметно, уже на уровне семьи, где первоначально воспитывается ребёнок, человек с самого своего рождения находиться под влиянием общества, и следовательно «впитывает» в себя часть общества.
То, что человек в себя впитал во многом определяет его поведение в обществе. Фактически общество, будет его сдерживать от каких-то действий, которые могут быть вредны окружающим. Один путь такого контроля я уже описал - законы, нормы и т.д.
Второй путь - это формирование добродетели и нравственности. Нравственность - есть следование тем законам, которые приняты и одобрены обществом. Очень часто это понятие смешивают с понятием добро, но это не совсем верно. Человек добрый часто действует для других, во имя их блага (даже если он от этого получается удовольствие сам, это несколько универсальное понятие. А нравственный - это человек, который исполняет законы общества, точнее впитал их и они уже стали чертой его характера. То есть понятие достаточно узкое и ограниченно рамками именно этого (и схожего) общества.
С помощью этих двух рычагов и происходит взаимодействие человека и общества. В случае не выполнения их законов применяются различные санкции. Начиная от порицания, и заканчивая физическим насилием.

Размышления

Previous post Next post
Up