Иван Кавалеридзе

Jan 25, 2013 20:29




Многие советские скульпторы сталинского времени учились в питерской Академии художеств и в Париже.
В Академии учился Матвеев, а в 1911 году Кавалеридзе.
Иван Кавалеридзе был сыном грузина и украинки
(фамилию он свою - Кхваридзе, - переделал в советское время   в честь 1 Конной армии)
В 1912 году он участвует в сложном  четырехфигурном памятнике княгине Ольге в Киеве
(центральная фигура - кн.Ольга и группа справа - Кирилл и Мефодий, были вырезаны им,
фигура Андрея Первозванного слева- И.Сниткиным, общее решение памятника- архитектора В.Рыкова).






Сейчас скульптуры, демонтированные в 1923 году, воссозданы по фотографиям
 (скульпторы Виталий Сивко, Николай Билык и Виталий Шишов).
Лицо княгини они несколько изменили, придав ему более украинские черты(:-)



Мне думается, что это первая - и лучшая Ольга из многих известных.
Ни Клыков ни, конечно же, Церетели не создали лучшей Ольги, чем Кавалеридзе,
и прекрасно воссоздавшие  скульптуры  ваятели В. Сивко, Н. Билык и В. Шишов
.




Тогда же в 1912 году он год учится в Париже. Примерно в те же годы там училась и Вера Мухина.
Ко времени 1910-х годов относятся и первые опыты Кавалеридзе в кино.

"Вчерашний скульптор и киношник некоторое время был комендантом Царского Cела,
став выдвиженцем ”солдатских комитетов”,
и фактически отвечал перед Временным правительством за охрану царской семьи.
Перед самим Октябрьским переворотом Кавалеридзе оказался в Киеве.
Кое-кто считает его нелегальным эмиссаром от правительства Керенского в Центральную Раду.
Именно тогда начали ставить памятники Тарасу Шевченко по всему Левобережью."

Настоящим триумфом Кавалеридзе стала победа в конкурсе на памятник Артему в Бамуте (ныне Артемовске),
о котором я сегодня писал.
Ивану Кавалеридзе очень понравился девиз большевика Артема:
 "зрелище неорганизованных масс для меня невыносимо"
замечательный девиз для скульптора.



В дальнейшем следует прекрасный памятник Артему для Святогорска, на берегу Северского Донца.
Памятник (по общему решению генплана и вписанности в природу)
можно сравнить с памятником Фридриху Барбароссе в Германии.


Или (по постановке в пейзаже и соотношению с храмами)
- с гигантской  статуей Христа во французском городе Ле Пюи,
которую скульптор мог видеть во время своего обучения во Франции.


Он прекрасно смотрится вместе с архитектурой храмов.



Примерно в то же время скульптор создает  две фигуры шахтеров для здания треста Донецкуголь в Харькове.
(фотки отсюда- http://babs71.livejournal.com/129885.html#cutid1).


   
  

Нетрудно заметить, что здесь везде скульптор варьирует практически один прием,
который вопреки внешне "кубистическим" чертам, ведет свое начало все-таки от Модерна,
приправленного западным Арт-Деко.
Особенно заметно формообразование Арт-Деко на этих фигурах шахтеров и памятнике Артему в Святогорске.

Близкий по формообразованию первому Артему в Бахмуте
(когда формы постамента естественно переходят в изображение фигуры) -  
и очень интересный и оригинальный, на мой взгляд, по своей "архитектуре-скульптуре"-  памятник Шевченко.







Другой памятник Шевченко также неплох-




А это-памятник Ярославу Мудрому у Золотых Ворот



Вспоминаю как в журнале Архитектра СССР и Декоративное искусство шли споры
-можно ли восстанавливать "Золотые ворота", или надо законсервировать развалины.

Мы, русские, всегда любим спорить, потому у нас все творческие инициативы тонут в спорах
и заканчиваются ничем.
А вот украинцы-лихие ребята-взяли и построили Золотые ворота заново,
и ещё Ярослава Мудрого с моделью Софийского собора посадили рядом(:-)




Скульптор, подобно Марку Шагалу, много участвовал в борьбе разных политических сил, часто на разных сторонах..
То он делает памятники большевику Артему, создателю русскоязычной ДКР,
то наоборот- любимому персонажу украинских националистов-Тарасу Шевченко.
В 1930-е годы он много занимается кинорежиссурой (по-видимому в связи с критикой за "формализм" в скульптуре).
Один из его московских соавторов по режиссуре продюсер Тиман был этническим немцем,
в 41 году он оказался в оккупированном Киеве, и пригласил Кавалеридзе (бывшего в это время там же)
 исполнять обязанности управляющего культурой в Киеве при немцах.
Несмотря на это, главное произведение Кавалеридзе  - памятник Артему в Артемовске немцы взорвали.

После войны Кавалеридзе не был  репрессирован
(Хрущев тщательно оберегал украинских коллаборационистов).
В бытность Хрущева в Киеве Кавалеридзе работал над барельефами фасада дома по проекту арх. Каракиса.

Умер Кавалеридзе в 1978 году, в Киеве, 91 года от роду.
Перед смертью он поставил ещё один памятник-Ярославу Мудрому
Сейчас его первое произведение-памятник княгине Ольге восстановлено в Киеве.
Previous post Next post
Up