Многие советские скульпторы сталинского времени учились в питерской Академии художеств и в Париже.
В Академии учился Матвеев, а в 1911 году Кавалеридзе.
Иван Кавалеридзе был сыном грузина и украинки
(фамилию он свою - Кхваридзе, - переделал в советское время в честь 1 Конной армии)
В 1912 году он участвует в сложном четырехфигурном памятнике княгине Ольге в Киеве
(центральная фигура - кн.Ольга и группа справа - Кирилл и Мефодий, были вырезаны им,
фигура Андрея Первозванного слева- И.Сниткиным, общее решение памятника- архитектора В.Рыкова).
Сейчас скульптуры, демонтированные в 1923 году, воссозданы по фотографиям
(скульпторы Виталий Сивко, Николай Билык и Виталий Шишов).
Лицо княгини они несколько изменили, придав ему более украинские черты(:-)
Мне думается, что это первая - и лучшая Ольга из многих известных.
Ни Клыков ни, конечно же, Церетели не создали лучшей Ольги, чем Кавалеридзе,
и прекрасно воссоздавшие скульптуры ваятели В. Сивко, Н. Билык и В. Шишов
.
Тогда же в 1912 году он год учится в Париже. Примерно в те же годы там училась и Вера Мухина.
Ко времени 1910-х годов относятся и первые опыты Кавалеридзе в кино.
"Вчерашний скульптор и киношник некоторое время был комендантом Царского Cела,
став выдвиженцем ”солдатских комитетов”,
и фактически отвечал перед Временным правительством за охрану царской семьи.
Перед самим Октябрьским переворотом Кавалеридзе оказался в Киеве.
Кое-кто считает его нелегальным эмиссаром от правительства Керенского в Центральную Раду.
Именно тогда начали ставить памятники Тарасу Шевченко по всему Левобережью."
Настоящим триумфом Кавалеридзе стала победа в конкурсе на памятник Артему в Бамуте (ныне Артемовске),
о котором я сегодня писал.
Ивану Кавалеридзе очень понравился девиз большевика Артема:
"зрелище неорганизованных масс для меня невыносимо"
замечательный девиз для скульптора.
В дальнейшем следует прекрасный памятник Артему для Святогорска, на берегу Северского Донца.
Памятник (по общему решению генплана и вписанности в природу)
можно сравнить с памятником Фридриху Барбароссе в Германии.
Или (по постановке в пейзаже и соотношению с храмами)
- с гигантской статуей Христа во французском городе Ле Пюи,
которую скульптор мог видеть во время своего обучения во Франции.
Он прекрасно смотрится вместе с архитектурой храмов.
Примерно в то же время скульптор создает две фигуры шахтеров для здания треста Донецкуголь в Харькове.
(фотки отсюда-
http://babs71.livejournal.com/129885.html#cutid1).
Нетрудно заметить, что здесь везде скульптор варьирует практически один прием,
который вопреки внешне "кубистическим" чертам, ведет свое начало все-таки от Модерна,
приправленного западным Арт-Деко.
Особенно заметно формообразование Арт-Деко на этих фигурах шахтеров и памятнике Артему в Святогорске.
Близкий по формообразованию первому Артему в Бахмуте
(когда формы постамента естественно переходят в изображение фигуры) -
и очень интересный и оригинальный, на мой взгляд, по своей "архитектуре-скульптуре"- памятник Шевченко.
Другой памятник Шевченко также неплох-
А это-памятник Ярославу Мудрому у Золотых Ворот
Вспоминаю как в журнале Архитектра СССР и Декоративное искусство шли споры
-можно ли восстанавливать "Золотые ворота", или надо законсервировать развалины.
Мы, русские, всегда любим спорить, потому у нас все творческие инициативы тонут в спорах
и заканчиваются ничем.
А вот украинцы-лихие ребята-взяли и построили Золотые ворота заново,
и ещё Ярослава Мудрого с моделью Софийского собора посадили рядом(:-) Скульптор, подобно Марку Шагалу, много участвовал в борьбе разных политических сил, часто на разных сторонах..
То он делает памятники большевику Артему, создателю русскоязычной ДКР,
то наоборот- любимому персонажу украинских националистов-Тарасу Шевченко.
В 1930-е годы он много занимается кинорежиссурой (по-видимому в связи с критикой за "формализм" в скульптуре).
Один из его московских соавторов по режиссуре продюсер Тиман был этническим немцем,
в 41 году он оказался в оккупированном Киеве, и пригласил Кавалеридзе (бывшего в это время там же)
исполнять обязанности управляющего культурой в Киеве при немцах.
Несмотря на это, главное произведение Кавалеридзе - памятник Артему в Артемовске немцы взорвали.
После войны Кавалеридзе не был репрессирован
(Хрущев тщательно оберегал украинских коллаборационистов).
В бытность Хрущева в Киеве Кавалеридзе работал над барельефами фасада дома по проекту арх. Каракиса.
Умер Кавалеридзе в 1978 году, в Киеве, 91 года от роду.
Перед смертью он поставил ещё один памятник-Ярославу Мудрому
Сейчас его первое произведение-памятник княгине Ольге восстановлено в Киеве.