Письмо родителям | ABA-терапия

Mar 12, 2013 18:39

http://aba-therapy.com.ua/content/pismo-roditelyam

Письмо родителям



Опубликовано

сб, 26/01/2013 - 16:03
пользователем Каунова Ольга

В жизни нас, родителей особых детей,  наступает день, когда первый раз мы слышим слово «аутизм».  До этого нам не раз говорили «…подождите, наступит день, и ваш ребенок заговорит», нам приводили в пример разных детей, которые осваивали речь поздно, а потом болтали так, что любо-дорого смотреть. В нас поселялась надежда на какое-то время, пока опять тревожный внутренний голос не осмеливался сказать: «Здесь все равно что-то не так». Разные врачи и специалисты были расплывчаты в своем диагнозе, некоторые были склонны сгущать краски, а некоторые просто предлагали еще подождать… Но время идет, а странное поведение ребенка никуда не исчезает, он как не говорил, так и не говорит, он ведет себя странно, он все так же не реагирует на ваше тепло и ласку, ему хорошо с самим собой и только тогда, когда его оставляют в покое.
Итак, что же такое аутизм?
Аутизм - это врожденная патология. Все специалисты по аутизму сходятся во мнении, что это не столько заболевание, сколько нарушение развития:  некий сбой нейробиологических осей, по которым происходит развитие, и этот сбой характеризуется аномальным восприятием и неадекватными реакциями на окружающую действительность.  Среди специалистов по аутизму существует уверенность, что любой аутист способен развиваться, если его поместить в благоприятную педагогическую среду. Существуют методики и способы уменьшения последствий аутизма. Прогресс всегда возможен.
Поэтому  не отчаивайтесь.  Прежде всего, поселите у себя внутри законное убеждение, что вы ни в чем не виноваты. Вы не несете никакой ответственности за то, что  ваш ребенок - такой.  Сохраняйте осознание себя как достойных родителей, только с более сложной родительской миссией, потому что ваш ребенок больше, чем все остальные дети, нуждается в вашей поддержке. Вы для него - точка опоры его существования и единственная возможность его нормального будущего.
Ваш ребенок нуждается в медицинском наблюдении.  Обратитесь к специалисту, который в курсе, что такое аутизм.  Сейчас все больше и больше исследований на эту тему,  и знания в этой области развиваются очень быстро.  Важно, чтобы все последние исследования и достижения могли  служить во благо вашему ребенку. Но, тем не менее, не теряйте из виду ту мысль, что как бы ни велико было желание профессионалов помочь вашему ребенку, как бы ни велика была их компетентность,  они не могут так, как вы, сконцентрироваться исключительно только на вашем ребенке. В какой-то момент вы окажетесь с ним один на один, и вам нужно будет самим знать, как с ним обращаться и уметь продолжить начатую терапию.
Конечно, начинать терапию желательно как можно раньше, чтобы скорее наверстать пропущенные этапы развития. Нужно начинать стимулировать ребенка к взаимодействию и не ждать, когда он сам проявит такое желание. Необходимо учитывать, что каждый аутист - это особый случай, поэтому любое педагогическое и терапевтическое воздействие, направленное на компенсацию аутичных аномалий, не обязательно должно следовать хронологии нормального развития.  Для вашего ребенка потребуется индивидуальная программа  и индивидуальный педагогический проект.
Вы, мама, возьмите инициативу в свои руки. Преодолейте отчаяние, такое понятное в вашей ситуации, когда ребенок не отвечает на ваше внимание. Начните делать для него то, что бы вы делали спонтанно, в силу инстинкта или интуиции, для своих других детей. Если это ваш первый ребенок, попробуйте действовать так, как вы бы делали, если бы ваш ребенок был самым обычным. Вы, папа, поддержите маму и настройте ваше ближайшее окружение - семью, близких родственников, участкового врача, друзей, знакомых на то, чтобы  они поддерживали  такую линию поведения.
Гуляйте с ребенком, выходите в людные  места. Ваш ребенок может показаться вам совершенно равнодушным к тому, что с ним происходит, но не доверяйте этому  впечатлению. Тем более нет никакой причины испытывать стыд или стеснительность из-за тех аномалий, которыми страдает ваш ребенок. Без лишней стеснительности просто скажите: «Это аутизм» или «Простите его, он вот такой» или «Спасибо за понимание».  Делая это, вы помогаете окружающим понять и принять вашего ребенка, оказать ему помощь. Это и есть дорога интеграции.
Отдайтесь некой иллюзии, что ребенок нормален, что он понимает все, что вы ему говорите, что он знает, о чем вы его просите. Не останавливайтесь перед отсутствием ответа  или реакции с его стороны. Требуйте от ребенка выполнения простых инструкций, работайте над навыками самообслуживания так, как если бы он был таким как все.
Нужно иметь  материнское чутье и любовь, чтобы между вами появилась коммуникация, несмотря на отсутствие  ответа со стороны вашего малыша. Необходимо создавать для ребенка коммуникативные соблазны всеми доступными способами: при помощи звуков, картинок, мимики, жестов, слов, даже чтения и письма, чтобы продвигаться к вербальной речи.
Вы, наверное, уже открыли для себя, что ваш ребенок не владеет  в достаточной мере своим телом. Ему необходима лечебная физкультура, но обязательно с инструктором, владеющим педагогическими навыками.  Эта работа может продлиться достаточно долго, но она усилит эффективность психолого-педагогической коррекции.
Большое количество сложностей вызывает проблематичное поведение. Большинство асоциальных проявлений, в том числе и такие как аутоагрессия, имеют одну причину - это состояния дискомфорта разного происхождения.  Причиной может быть плохое самочувствие,  тревожность из-за смены обстановки и т.д. Также очень часто проблематичное  поведение является способом получения желаемого либо избегания неприятных стимулов.  Необходимо проанализировать ситуации, в которых чаще всего происходит то или иное проблематичное поведение, чтобы отыскать «ключ», который поможет уменьшить, а может быть даже совсем убрать этот эффект.
Все эти воспитательные приемы имеют одну цель - нормализовать отношения ребенка-аутиста с социумом. Было бы ошибкой ждать того дня, когда все аномалии исчезнут, чтобы выпустить его в мир.  Только ежедневный опыт,  постоянное взаимодействие с окружающей средой формирует всех без исключения детей.  Недостаточно ребенку-аутисту просто дать знания о мире, его нужно научить изучать этот мир самостоятельно. Ваш ребенок может учиться  на собственном опыте. Не бойтесь его инициативы, какой бы странной и неуклюжей она вам не казалась - это шаги к развитию его личности.  Наша цель не оберегать его от этого мира,  а научить доверять самому себе, чтобы стать самостоятельным. И нет других путей как только помочь ему как можно раньше начать экспериментировать с окружающей средой и  неизвестностью.

аутизм

Previous post Next post
Up