В Республике Беларусь около 25000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Часть из них воспитывается в интернатных учреждениях, часть устроена на семейные формы воспитания: в приемные и опекунские семьи, детские дома семейного типа. Сейчас в стране идет реализация программы по сокращению числа детских домов и интернатов.
Но большая часть нашего общества слабо информирована о причинах социального сиротства, о последствиях жизни детей в учреждениях, о реальных нуждах этих детей и семей, оказавшихся в критической ситуации. О том, что принять ребенка в свою семью - это нормально, а генотипу приписывается слишком большое влияние.
Зачастую общество отторгает сирот. Такое отношение общества к проблеме сиротства приводит к тому, что эти дети, достигнув совершеннолетия, не находят себя во взрослой жизни. Поэтому, чтобы сироты чувствовали себя полноправными членами общества, и чтобы их поведение не носило асоциальный характер, прежде всего надо воспитать нормальное отношение общества к ним. Члены общества должны понимать, что оставить ребёнка - это неприемлемо, а если подобная трагедия произошла, то нельзя оставаться равнодушными, а надо оказывать посильную помощь тому, кто с ней столкнулся.
Поэтому мы просим СМИ не остаться в стороне и сделать серию публикаций или выделить отдельную рубрику о проблемах сиротства, усыновления и приемного родительства в Республике Беларусь.
Хотелось бы, чтобы в прессе поднимались следующие темы:
1. Дети-сироты - это не проблема одной конкретной матери, а это наша общая беда, нас, которые отгораживаются от нуждающихся в помощи. Где найти силы выкарабкаться из сложной жизненной ситуации. Куда обращаться за помощью в критических ситуациях. Писать о том, что каждый из нас может сделать для профилактики отказов, например как поддержать мать-одиночку, живущую по соседству и оказавшуюся в сложной ситуации. Помогая детям в детских домах, мы пожинаем плоды своего бездействия в тот момент, когда некоторым из этих детей можно бы было помочь остаться в семье. Для этого кровным родителям надо вовремя оказать психологическую, юридическую поддержку и материальную помощь. И тогда их дети не осиротеют, не попадут в детские учреждения для детей-сирот и им не нужно будет искать приемных родителей.
2. Зачем ребенку семья, если в детском доме все есть? Последствия жизни младенцев без мамы. Проблема получения в интернате навыков, необходимых для жизни в обществе и создания семьи. Проблемы социализации выпускников детских домов и интернатов.
2. Мотивы усыновления. Жалость не должна быть единственным мотивом принятия в семью ребенка. За ребенком стоит идти тогда, когда Вы уже понимаете, что это он Вашу жизнь сделает счастливее, полнее, и это Вы ему будете благодарны за то, что он с Вами, а не будете ждать благодарности от него. Ребенку нужны не жалость и сострадание, а любовь, уважение и искреннее принятие.
3. Станет ли чужой ребёнок моим? Откуда приходит любовь? Смогу ли я полюбить чужого ребенка? Любовь не есть нечто безусловное, она может вырасти, если трудиться. Иногда должно пройти время, какие-то события в жизни рядом с ребенком, чтобы он стал до конца твоим.
4. Миф о "плохих генах". Очень часто генетике приписывается то, что на самом деле является влиянием среды.
5. Нужна ли тайна усыновления?
Усыновители зачастую хранят в тайне факт усыновления, а значит, и все знания о родной матери и родном отце для ребенка остаются закрытыми. Естественно, табу влияет на ребенка, он чувствует, что от него что-то скрывают, что у него что-то не так, как у других. На социализацию ребенка влияет история его родных и приемных родителей, в том числе причины усыновления и страхи. Как правило, чем выше степень секретности, тем сильнее страх.
6. Адаптация ребенка в семье. Причины отмены усыновления.
Какой помощи не хватает уже состоявшимся приемным родителям? По статистике, около 65% усыновителей проходит через "Послеродовую депрессию усыновителей". Несмотря на психологическую подготовку, какие-то моменты заранее знать не возможно. Куда обращаться, что делать, если очень тяжело и начинаешь жалеть о сделанном шаге...
7. Какие формы замещающих семей существуют в РБ. Что такое статус ребенка, подлежащего усыновлению, и что происходит с теми, у кого статуса нет. Ведь этим детям так же важно получить опыт жизни в семье.
8. Приемное родительство - семья или работа? Можно ли законодательным актом отделить материнскую любовь от выполнения служебных обязанностей? И надо ли это? В этом ли решение проблем, которые действительно важны для детей? Дети из приемных семей не считаются устроенными и их впоследствии могут усыновить другие люди, их могут отдать "перевоспитавшимся" биологическим родителям, передать в другую приемную семью. А дети уже успели привязаться и полюбить...
9. Отношение общества к приемным родителям/усыновителям. Материальный вопрос. Можно ли "нажиться" на приемных детях. Арифметика приемной семьи.
10. Какой должна быть благотворительность? Что важнее: помочь кому-то рядом, нуждающемуся в помощи, или осчастливить подарком далекого «бедного сиротку»? Нужно говорить о качестве помощи. О том, что мы предлагаем сиротам - и чего они действительно от нас ждут. Нужды детского дома и нужды детей - это зачастую совершенно разные вещи. А дисбаланс между материальным и моральным вкладом формирует иждивенчество.
Кому:
СМИ Республики Беларусь
Просим поднимать темы о проблемах сиротства и отношении общества к сиротам
С уважением,
[Ваше имя]
http://www.change.org/ru/%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8/%D1%81%D0%BC%D0%B8-%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8C-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BC-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B-%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%85-%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%B8-%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%BA-%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BC-2