"1. Первая степень смирения есть, когда кто страх Божий всегда полагая себе пред очи, всячески бегает забвения; но всегда помнит все, что заповедал Бог, равно как и то, что презирающие Бога пойдут за грехи свои в геенну; …всякий час блюдет себя от грехов и прегрешений, мыслию, словом, очами, руками и ногами, отсекая свои хотения, наипаче же похотения плоти.
2. Вторая степень смирения есть, если кто, не любя своей воли, не находит удовольствия в том, чтобы исполнять свои пожелания, но делами подражает Господу.
3. Третья степень смирения есть - чтобы по любви к Богу, со всяким послушанием подчиняться набольшему...
4. Четвертая степень смирения есть - чтобы в самом послушании на дела трудные и сердцу своему противные… хранить молчаливое, но благодушное... терпение и... не отступать назад...
5. Пятая степень смирения есть - чтобы худых помышлений… или дел худых... не утаивать от аввы своего…
6. Шестая степень смирения есть - чтобы монах довольствовался всякой скудостию… и при всем… считал себЧитать дальше...я худым и нестоящим работником...
7. Седьмая степень смирения есть, когда кто считает себя низшим и худшим из всех…
8. Восьмая степень смирения есть, когда монах ничего не делает, кроме того, к чему обязывает общий монастырский устав и к чему побуждают примеры набольших.
9. Девятая степень смирения есть, когда монах удерживает язык свой от говорения, и храня молчание не говорит, пока не спросят...
10. Десятая степень смирения есть, если неохоч и не скор бывает на смех...
11. Одиннадцатая степень смирения есть, если монах, когда говорит, говорит кротко и без смеха, смиренно, но с верностию, немного, но разумно, и не возвышая до громкости голоса своего...
12. Двенадцатая степень смирения есть, когда монах… всегда и перед всеми показывает себя смиренным: то есть …. всюду, склонив голову, взор вперяет в землю..."
Устав. Гл.7. О смирении
прп.Бенедикт Нурсийский
(Sanctus Benedictus de Nursia)
(Древние иноческие уставы, собранные епископом Феофаном. М., 1892, с. 591-653.
Текст приводится по изданию: Устав святого Бенедикта // Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. М.: Юристъ, 1996. С. 291-297)
7. О смирении
Взывает к нам, братия, Божественное Писание, говоря: «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.14:11). Говоря сие, оно показывает нам, что всякое возвышение есть род гордости, которой Пророк всячески избегал, как сам удостоверяет говоря: «Господи, не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое для меня и недосягаемое» (Пс.130:1). По что? Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти отнятого от груди матери? Так была душа моя (Пс.130:2).
Отсюда, если хотите достигнуть самых последних вершин смирения и скоро взойти на ту небесную высоту, на которую восходят смирением в настоящей жизни; делами нашего восхождения надобно воздвигнуть ту лестницу, которую во сне видел Иаков, и по которой восходящими и нисходящими виделись ему Ангелы Божии. Не другое что, без сомнения, надо разуметь под восхождением и нисхождением, как то, что возношением нисходят, и смирением восходят. Сама же восходящая лестница есть жизнь наша в сем веке, которая ради смирения сердца воздвигается Господом до небес. А боками сей лестницы назовем наше тело и душу; на каковых боках слово Божие утвердило разные ступени, - степени смирения или самоумерщвления порабощения плоти для нашего восхождения горе.
1. Первая ступень смирения есть, когда кто страх Божий всегда полагая себе перед глазами, всячески избегает забвения; но всегда помнит все что заповедал Бог, равно как и то, что презирающие Бога пойдут за грехи свои в геенну; всегда же вращая в уме своем помышления о вечной жизни, уготованной боящимся Бога, всякий час соблюдает себя от грехов и прегрешений, мыслью, словом, очами, руками и ногами, отсекая свои хотения, наипаче же похотения плоти.
Так всегда да помышляет о себе человек, что Бог всякий час призирает на него с небес, и что дела его во всяком месте открыты перед взором Божества, и Ангелами Божьими замечаются. Доказывает нам это Пророк, когда показывает что Бог именно всегда так присущ помышлениям нашим, говоря: «Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!» (Пс.7:10); и опять: «Господь знает мысли человеческие, что они суетны» (Пс.93:11); еще: «Ты разумеешь помышления мои издали» (Пс.138:20); и: «остаток гнева Ты укротишь» (Пс.75:11). Итак, да блюдет себя всякий брат от помышлений злых, говоря всегда в сердце своем: «я был непорочен перед Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне» (Пс.17:24).
И делать свою волю возбраняет нам Писание, говоря: «воздерживайся от пожеланий твоих» (Сир.18:30). Также в молитве Господней просим Бога: «да будет воля Твоя» (Мф.6:10), а не наша. Итак хорошо поучают нас не творить своей воли, да избежим того, что говорит Свящ. Писание: «есть пути которые кажутся человеку прямыми, но конец их - путь смерти» (Притч.16:25); и еще того избежим, что сказано о небрежных: «развратились они и совершили гнусные преступления» (Пс.52:2). Будем верить что при всяком нашем желании присутствует Бог, как говорит Пророк Господу: «пред Тобою все желания мои» (Пс.37:10); вследствие того всячески остерегайся пожеланий злых; ибо близ входа к сласти лежит смерит. Почему Писание заповедует нам, говоря: «не ходи вслед похотей твоих» (Сир.18:30). Итак, если очи Господни видят добрых и злых, Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога (Пс.13:2). Если приставленными к нам Ангелами каждый день возвещаются Богу, нашему Создателю, все дела наши; то нам, братья, должно всячески остерегаться, чтобы Бог когда-нибудь не увидел нас уклоняющимися на зло и творящими дела непотребные, и щадя нас в сем веке как благой и желающий нашего обращения на лучшее, не сказал нам в будущем: «ты это делал и Я молчал» (Пс.49:21).
2. Вторая степень смирения есть, если кто не любя своей воли и не находит удовольствия в том, чтобы исполнять свои пожелания; но делами подражает Господу, сказавшему о Себе: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить Свою волю, но волю пославшего Меня Отца» (Ин.6:38). Исполнение своей воли ведет в муку, а самопринуждение готовит венец славы.
3. Третья степень смирения есть, - чтобы по любви к Богу, со всяким послушанием подчиняться старшему, подражая Господу, о Котором Апостол говорит, что Он был послушлив даже до смерти (Флп.2:8).
4. Четвертая степень смирения есть, - чтобы в самом послушании на трудные дела и противные своему сердцу, или при каких-либо напраслинах, хранить молчаливое, но благодушное, и с доброй совестью терпение, и терпя, не ослабевать и не отступать назад; ибо Писание говорит: «претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:13); и еще: «мужайся, и да укрепляется сердце твое, надейся на Господа» (Пс.26:14). Показывая также, что верному должно терпеть за Господа все противное. Пророк говорит от лица претерпевающих: «за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание» (Пс.43:23).
В несомненной уверенности в Божественном воздаянии за терпение, они продолжают радуясь все переносить и говорят: «но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим.8:37); или как в другом месте пишется: «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши, посадил человека на главу нашу» (Пс.65:10-12). Заповедь Божия относительно бед и напастей исполняя терпением, они, когда бьют в одну ланиту, подставляют и другую, когда отнимают у них ризу, они отдают и сорочку, когда принуждены бывают идти в кем одно поприще, идут с ним (Мф.5; Лк.6); и с Павлом Апостолом терпят от ложных братий гонение, - и благословляют клянущих их (2Кор.11).
5. Пятая степень смирения есть, чтобы худых помышлений, входящих на сердце, или худых дел, сделанных с сокровенности, не утаивать от своего аввы, но все открывать ему в смиренном исповедании. Убеждает нас к этому Писание, говоря: «Предай Господу путь твой и уповай на Него» (Пс.36:5); и еще: Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (Пс.105:1); также: «я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего и сказал: «исповедую Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс.31:5).
6. Шестая степень смирения есть, чтобы монах довольствовался всякой скудостью, даже самой крайней; и при всем, что ни возлагают на него, считал себя худым и нестоящим работником, говоря себе с Пророком: «я был невежда и не разумел, как скот был я пред Тобою» (Пс.72:22).
7. Седьмая степень смирения есть, когда кто считает себя низшим, и худшим всех, не языком только, но и внутренним чувством сердца, говоря с Пророком: «я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс.21:7), несу ужасы Твои и изнемогаю (Пс.87:16). И еще: «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс.118:71).
8. Восьмая степень смирения есть, когда монах ничего не делает, кроме того, к чему обязывает общий монастырский Устав, и к чему побуждают примеры старших.
9. Девятая степень смирения есть, когда монах удерживает язык свой от говорения, и храня молчание, не говорит пока не спросят: «ибо Писание внушает, что от многословия не избежишь греха» (Притч.10:19), и что человек злоязычный не утвердится на земле (Пс.139:12).
10. Десятая степень смирения есть, если неохоч и не скор кто бывает на смех, ибо написано: «глупый в смехе возвышает голос свой» (Сир.21:23).
11. Одиннадцатая степень смирения есть, если монах когда говорит, говорит кротко и без смеха, смиренно, но с верностью, немного, но разумно, и не возвышая до громкости своего голоса, ибо написано: «слова благоразумных взвешиваются на весах» (Сир.21:28), и: «честно малое мудрости» (Еккл.10:1).
12. Двенадцатая степень смирения есть, когда монах не сердце только, но и самым телом всегда и перед всеми показывает себя смиренным, т. е., когда он за работой, в церкви, на монастыре, в саду, в дороге, на поле, стоя, ходя, сидя, - всюду, склонив голову, взор вперяет в землю, и считая себя виновным во многих грехах, и воображая себя на страшном Суде Божием, говорит всегда в сердце своем то, что говорил глядя в землю Евангельский мытарь: «Господи, не достоин я грешный и очей возвести на небо» (Лк.18:13), или что говорил о себе Пророк: «я изнемог и сокрушен чрезмерно. Оживи меня» (Ос.37:7-9, 118:107).
Прошедший все эти степени смирения монах доходит до такой любви Божией, которая вон изгоняет страх; в силу которой он все, что соблюдал прежде не без труда и не без страха, начинает соблюдать без всякого труда, как бы естественно; не по страху геенны, а по любви ко Христу, и по услаждению добродетелями, которые Господь благоволит Духом Святым влагать в сердце труженика Своего, очищенного от грехов и страстей.
источникпрп.Бенедикт Нурсийский