Сегодняшняя новость от группы Биллис Бэнд о том, что они споют песню Чебурашки в проекте первого канала "Достояние Республики", заставила меня вспомнить понятие "artist's integrity" и вообще "integrity".
Любопытно, что у нас даже слово "артист" не является близко-звучащему такому же слову в английском языке. Артист на английском это слово с корнем "Арт" - "искусство". Любой человек искусства - артист. Все музыканты в английском языке с легкостью могут быть названы "артисты".
Понятие "интегрити" довольно сложное и не имеет всеобъемлющего аналалога в русском языке.
На форуме переводчиков эта проблема неплохо описана:
http://www.lingvoda.ru/forum/actualthread.aspx?tid=2420 В музыкальной литературе довольно часто встречается словосочетание "артист интегрити", если стараться перевести его как можно ближе к смыслу понимаемому мной, то получается "верность человека искусства принципам поставленным в основу своего творчества".
Сразу вытекает несколько вещей. Во-первых, чтобы говорить о верности принципам, надо понимать, что принципы такие есть. Что есть послание, сообщение у этого самого человека искусства и есть стремление это послание передать аудитории, используя те художественные средства, которые подходят наилучшим образом. В последнее время разговор пошел уже о том, что MEDIA IS THE MESSAGE - то есть способ подачи послания и есть само послание.
Но это опять же если мы говорим о человеке искусства, который говорит своим языком.
Мне кажется, что искусство СССР не подразумевало личное мнение и личное послание отдельных работников искусства. Им давали премии и бесплатные художественные мастерские не потому, что они как-то удачно доносили до своей аудитории СВОЕ сообщение. Нет. Их поощряли за то, что они успешно влияли на сознание масс и помогали создавать удобные для власти условные рефлексы. Культура тоталитарного режима это не многоголосие индивидуальностей ищущих свою нишу, но отрежессированный отцами в политбюро хор поющий "правильные" песни воспитывающие "правильные" мнения.
На большую сцену в СССР попадали исключительно через вербовку и дедовщину ВУЗов с культурным уклоном, а потом через "связи" и "по блату", что по большому счету служит той же цели воспитания и поддержки феодальной диктатуры.
Артисты выбирающие такие каналы развития, в уме которых укрепилось понимание, что профессиональная жизнь и достаток можно заполучить лишь через удовлетворение потребностей "политбюро", не могут иметь своего мнения и своего послания. У них просто нет того, что Егору Летову и Кобэйну нужно было бы "продать". Поэтому вопроса об "артист интегрити", то есть о верности принципам поставленным за основу творчества или о предательстве этих принципов, для работников российской эстрады и сегодня стоять не может. Они служат интересам верхушки, а не потребностям своих поклонников, которые выбирали бы их за искренность и смелость выражать свое мнение.
В отсутствии принципов свободного рынка в культуре и медиа на плаву будут только те, кто готов служить феодалу и веселить его согласно порам года. Или выполнять свою функцию по отвлечению внимания населения от каких-либо социальных проблем. Дотируемая ресторанными выступлениями культура никогда не станет катализатором в развитии общества, никогда не сможет помочь обществу излечивать свои проблемы - а в нашем случае этих проблем полным полно.
Обидно, когда видишь, что даже представители андеграунда практикуют безразличие к повестке дня и стараются двигаться по моделям созданным для движения работников культуры на провластную сцену.
Чудовищное состояние образования и масс-медиа в зоне русского языка приводит к тому, что публичного обсуждения всех этих вопросов просто нет и многие и критики, и сами авторы воспринимают искусство как самовыражение, как терапию в стремлении получить недополученное в детстве внимание, обожание, любовь. Это вроде бы и ничего как начальная точка, но обычно самовыражающиеся люди ищущие на сцене внимания со стороны редко требуют от своей деятельности профессионализма и остаются в поле кустарщины даже при наличии таланта.
В общем и целом тут просто бескрайнее поле для безрадостного анализа.