Инстинкты и ориентиры

Apr 03, 2012 01:30


Продолжаю смотреть “многосерийный телефильм” Гай Германики “КРАТКИЙ КУРС СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ” (смотрю я его без рекламы тут) с большим, должен сказать, увлечением. Редкий случай, когда изо рта в сторону экрана вырываются реплики не из-за негодования по поводу халатности создателей телепродукта, а из-за сопереживания героям. Редкий случай, когда в теле-кино-продукте на русском языке, нет крючковатой руки перфорирующей мозг зрителя социальный заказ того или иного лобби власти - никто не пытается навязывать модели поведения, нет оценок, нет героичеcкой музыки за кадром, нет каких-то поощрений за те или иные поступки. Все максимально близко к пустой обыденности людей, с которыми ездишь каждый день в метро и в поездах РЖД на разные расстояния.

Весьма любопытно читать комментарии на сайте 1го канала от зрителей. Много восхищенных, чья радость увидеть реальную жизнь на экране ТВ вселяет надежду на то, что честная поп-культура и в России имеет шанс на появление. Но хватает и людей, вроде бы взрослых, кто очевидно привык использовать СМИ как инструкцию по безопасному использованию жизни. Научили видеть на экране лекала. А когда появляется нечто, что требует более глубокого анализа и своей независимой оценки, сразу беспокойство.
Фразы о том, что “показаны женщины, чье увлечение плотскими утехами разрушает самый главный инстинкт женщины - их отношение к детям” и “женщины потерявшей всякие нравственные ориентиры”.
А ведь не бывает так, чтобы и инстинкты, и нравственные ориентиры. Мы либо слушаем инстинкты, либо берем на веру набор общих правил спущенных сверху и гордо несем знамя праведников, надеясь на поощрения и страшась наказания.

“Курс” же, как мне кажется, в том числе и об этом. О полном отрыве в данном случае женщины от ощущения себя и своих нужд. Женщины на экране, женщины очень похожие на выросших в искаженном патриархальном обществе россиянок, не способны праздновать свою жизнь, если рядом нет мужчины. Прекрасная Саша готова садится в ночные машины, пить пиво из горла на лавках, таскаться за рохлей начальником - лишь бы не остаться наедине без вожделеющего ее мужчины. Она не чувствует своей ценности сама по себе. Она даже не знает куда себя девать. Как будто женщина может сиять только отражением света мужского желания. Ее “мне одиноко” расшифровывается как “без мужчины рядом, который бы хотел меня, я никто”.
Подчеркивается этот феномен воспитания женщины в патриархальном обществе и в истории Ани, которая настолько увлечена полировкой своего экстерьера, что отключение от внутренней себя целиком и полностью. Она строит отношения, оценивая поступки мужчины и только. Она не позволяет себе хоть как-то взвешивать - “а кто я в этой ситуации?”

Подобный подход к жизни с точки зрения выполнения своей функции в той или иной роли, не позволяя себе ни минуты передышки, создает невероятный внутренний конфликт. Отсюда такая высокая степень агрессии в общественных местах. Каждый следует нравственным ориентирам, которые для очень немногих совпадают с ведением тела и души. Для большинства это какие-то не шибко понятные схемы, за которые могут наградить и не накажут.
Для того, чтобы удерживать все в каком-то балансе необходима поддержка извне. Чем собственно и занимаются по большей части СМИ в России - поддержание транса. Нельзя позволить никаким культурным раздражателям этого гипноза выходить в общественное поле зрения, ведь тогда сон может разрушиться и станет очевидно, что “нравственные ориентиры” и “священные традиции” были кислотой разъедавшей природу каждого отдельно взятого человека.

Нет ничего ценнее свободы. И нет большей ответственности у человека, чем за свою жизнь и за свое удовлетворение, которое возникает в результате глубокого внутреннего поиска и вслушивания в свое течение, свой ритм, свой океан.

Запись опубликована Атморави: личный блог. You can comment here or there.

тв в россии, аналитика и критика, россия, кино, российское кино, тв-сериалы, культура

Previous post Next post
Up