10 фактов про чтение.

Apr 04, 2015 11:53

1. Я очень рано научилась читать. Года в 4 уже читала полностью самостоятельно. Мама говорит, я ее так задалбывала "почитай мне сказку", что она попыталась от отчаяния научить меня, буквы прошли быстро, а на слогах случился затык. Мама решила, что я просто еще маленькая, и бросила это занятие. А через какое-то время увидела, что я внезапно начала читать сама.
Из-за раннего чтения у меня были огромные проблемы с поведением в школе. Ну, как - проблемы... Отличница, не хулиганка, но на уроках было скучно, когда я читала бойко и без запинок, а одноклассники бекали и мекали (да, тогда не было обязательного требования при поступлении в школу уже уметь читать). Поэтому я.. вязала под столом или шила кукол. Да. За это ругали!

2. Читала все, что под руку подвернется. Скорость была для ребенка феерическая, поэтому все детские книжки были прочитаны влет, и я приступила к изучению "взрослых" полок. Причем мне было пофиг, что брать. Кулинарная книга? Ок. (Кухни народов СССР, мммм!). Конан Дойл? Прекрасно. Справочник домашнего мастера? Сойдет. Вообще - ВСЕ. ЧТО. УГОДНО. Лишь бы буквы. Самая большая моя любовь в 6-7 лет была Большая медицинская энциклопедия :D С иллюстрациями, да.
Еще у нас в туалете лежали журналы "Смена". А это вам не "Космополитан" и "100 заготовок на зиму", а литературно-публицистический журнал. Толстый, формата как небольшая книжка. Так вот, там я лет в 7 плюс-минус от всеядности прочитала "Омена". Читать было страшно, но никаких страхов вне самой книжки не появилось, ужасы не снились, ничего такого.

3. Библиотека военного городка. Хорошая, кстати, библиотека - по части детской литературы, по крайней мере. Однако и там я прочитала все по два-три раза. А система там была такая: ты такая "дайте что-то интересное почитать" и не сама выбираешь книжку, а библиотекарь предлагает пару штук на выбор. Детское и подростковое было на полках у огроменного, во всю стену, окна, а самое интересное для тех, кто помладше, - в шкафу. Представьте себе помещение размером с конюшню, и в нем встроенный шкаф во всю стену, из желтенькой такой фанерки, абсолютно совкового вида. Это выглядело не как шкаф, а как стена с дверцами. За той дверцей, где детские книги, я бы могла поселиться сама и еще завести там собаку.
После того, как я пошла читать все книги по второму кругу, библиотекарь разрешила мне рыться на полках самой, и это пипец как круто! Еще бы, я ей примелькалась - почти каждый день ходить. Если выдать три-четыре книги средней толщины, был шанс угомонить меня на неделю. Ассортимент книжек был очень и очень достойный, как ни странно. Единственное что - мимо меня прошли Муми-тролли - совсем, напрочь. Еще я не читала "Хроники Нарнии", никогда, и узнала про их существование уже в практически взрослом возрасте - что вот есть такие книги, и они прямо культовые. Но была куча иностранной литературы, много почему-то скандинавской (сказки Андерсена!..). Ну, и куда без нее, советской - кстати, детская советская литература все-таки очень годная, если исключить оттуда героические истории про детей-партизан.
Вообще, при слове "библиотека" у меня первый образ - именно этой. Она для меня была все равно что пещера с сокровишами. Находилась она в здании офицерского клуба, где чего еще только не было, но про это и про весь городок - не то что пост, книгу надо писать.

4. У бабушки читать было особо нечего. Ну, как. Книги были. Классика. В скучных одинаковых обложках - знаете, как делали, чтобы многотомник красиво смотрелся на полках. Их попросту не хотелось брать в руки. И тут - ура! Я откопала "Муки и радости" Ирвинга Стоуна - роман о Микеланджело, 600-страничный кирпич в обложке из дешевого прессованного картона, с изображением Моисея. Это было охренительно. Я забывала поесть и выйти гулять на улицу - читала. Прочитала чуть меньше чем за три дня, и это было прям ГОРЕ. Было мне 10 или 11 лет. Вот щас узнала, что есть еще и фильм, оказывается. Главное - ни в коем случае его не посмотреть!
Вторая моя любовь с историческим романом случилась лет в 14. Это был Морис Дрюон, "Проклятые короли", цикл из семи книг. Обожаю нежно до сих пор.

5. Книги и школа. Терпеть не могла чтение по школьной программе. Теперь знаю - просто всему свое время и, что более важно, состояние. В этом я согласна с Максом Фраем, который писал что-то вроде того, что есть книги, которые обязательно нужно читать под землей, а есть те, с которыми лучше забраться повыше. Это, понятно, категория условная.
Из программного укрлита, кстати, у меня любимая книга "Кайдашева сім`я". И любовная лирика Франко. Немножко Тычина и Костенко. При том, что в принципе не люблю стихи. А вот остальное... Худо-бедно, очень смутно помню сюжет "Хіба ревуть воли, як ясла повні?" Остальное же - белый шум. Миколя Джеря, Захар Беркут, Собор - о чем это все?..
Если говорить о памяти, в универе со мной случилось странное. Там тоже была литература, правда, читать было особо некогда. Улисс, ха-ха, я не знаю ни одного человека, который бы его дочитал. Так вот, взяла я в универской библиотеке "Сагу о Форсайтах" и читала ее даже на лекциях - так понравилось. Помню, что я была в диком восторге. Но - убейте меня, я сейчас совершенно не помню ни сюжета, ни имен. Вообще, как отрезало. Может, стрессовые сессии так убили мою память, непонятно. Надеюсь, это не приближение Альцгеймера, ггг.
На зарубежке почти никогда не читала то, что по программе, зато залезла наперед и прочитала Сэлинджера раньше, чем его изучали, чем и отгавкивалась от учительницы - мол, вы обалдели требовать этой скукоты, когда есть "Над пропастью во ржи". Когда наступил черед Уэллса, я саркастически заржала и сказала, что всего Уэллса перечитала лет эдак 5-6 назад. Но - так и не прочитала "Войну и мир", стыд и позор мне. А для добора оценок вместо нее рассказывала стихи Пастернака)))
В школе я совершенно не оценила "Мастера и Маргариту". Даже не дочитала ее тогда. Между прочим, у меня повышенный порог брезгливости, и в память врезалось описание Иешуа на кресте, когда на него садились мухи, было очень противно. (Кстати, поэтому не люблю читать Кинга, у него как-то неаппетитно. Исключение - "Лангольеры"). Догнала она меня в универе, и тогда я тоже читала запоем.

6. Кстати, о своевременности. Одна из любимейших моих книг - "Сто лет одиночества" - с первого раза мне совершенно не пошла. Я запуталась в бесконечных Аурелиано и Хосе Аркадио и сдалась примерно после первой четверти книги. Прошло пару лет, и я поехала в отпуск на море. В первый раз в жизни - одна. Есть, купаться, спать. И внезапно с таким упоением ее начала читать! Опять же, даже купаться забывала ходить. Она волшебная. Когда я взяла ее на море снова, то читала не с меньшим удовольствием. На этот раз я была с подружкой, она постоянно дергала меня, но оторвать было нереально. А закончив, тут же открыла первую страницу и начала снова.

7. Латиноамериканцы. Или дико нравятся, или совсем нет - до отвращения. У них особенно удачны малые формы. Кортасар - "Ночью на спине, лицом кверху", "Аксолотль", "Дальняя". Борхес "Сад ветвящихся дорожек". Сборник "Рассказы магов" я таскала с собой постоянно курсе на третьем, потрясающе. Особенно хорошо идет на размягченное от вечного недосыпа студенченское сознание)

8. Фантастика. В детстве я нашла и увлеченно читала Беляева. У родственников тогда возник вопрос относительно "Головы профессора Доуэля" - а не рано ли ребенку, там хе отрезанные головы! Ха-ха, подумала я, это вы о человеке, который (см. п.2) в юном возрасте упоенно разглядывал иллюстрации с разными стадиями ожогов и гангрены. Ха-ха! Это была одна книга-сборник. А позже, в гостях у тети, я нашла полное собрание сочинений и... Больше всего из Беляева люблю "Прыжок в ничто", потому что космос. Конец, правда, адовый с точки зрения этики, но надо понимать, что Беляев - идейный последователь коммунизма. Хороши рассказы "Светопреставление" (офигенный эффект замедления скорости света!) и "Хойти Тойти" (история про слона с мозгом человека). И к слову, хорошо, что я в последнюю очередь нашла "Звезду КЭЦ", иначе резко бы разлюбила и не стала больше ничего читать. Потому что ну совершенно дикий посыл. "Давайте заложим заряды и разорвем Луну пополам. - Почему? - Потому что можем, мы коммунисты,да здравствует Ленин!". Мое впечатление одной картинкой.
Кстати, у Беляева две книги с почти идентичным ключевым моментом - "Человек-амфибия" и "Ариэль". Но Ихтиандр оказался более живучим, в смысле - популярным)
Люблю Азимова и его роботов. Страшно плевалась от фильма "Я - робот", потому что это же не одноименный рассказ, а какая-то неудобоваримая солянка
А самое любимое в фантастике - это Генри Каттнер. У него очень разное все - что-то о космосе, что-то о будущем, как его представляли в то время, что-то о демонах, что-то о гномах, эльфах и прочем в таком духе. Большинство рассказов, особенно про демонов и гномов, - с вывернутым, неожиданным финалом, где все становится с ног на уши. Это бесподобно, серьезно, очень советую.

9. Фрай. Как ни забавно, он оказал на меня в юные годы достаточно большое влияние. Нежно люблю цикл "Лабиринты Ехо", а вот "Хроники" кажутся пережевыванием пережеванного. Их интересно читать, но они в голове не держатся, они не такие яркие. В "Лабиринтах" каждая история поворачивала Мир новой гранью. А тут.. ну, истории. Правда, когда перечитываешь те, первые, то уже видишь и наивность, и излишнюю вычурность, и некоторый примитив.
Самая обожаемая - "Энциклопедия мифов". Очень атмосферная! Тоже затаскала обе книжки - одна оранжевая, одна черная - в универе.
"Гнезда химер" совершенно идиотическая книга)) Но мне понравились какие-то отдельные, микроскопические - вот буквально на уровне пары фраз - части. Когда я это читала, книгу еще не разделили на два варианта, имеющие минимальные отличия. Господи, зачем, чтобы продать в 2 раза больше книг? И вообще, сейчас, оказывается, "Лабиринты" тоже продают не томами по несколько история - объединенных логикой, со своим названием, - а совсем раздельно, в блевотных мягких обложках. Вот до чего же бывают люди жадные!
"Жалобную книгу" не люблю, мне не нравится Варя, но сама тема накхов - безумно интересная, вот бы самой так!... По сути, конечно, практически весь Фрай - вторичен. Но для меня от в свое время был открытием.
Сама Марта мне кажется самовлюбленной и хамоватой. Но благодаря ее ЖЖ я нарыла несколько замечательных людей на почитать - не в книжках, а в блогах. Те сборники, которые выходят под маркой Фрая, - они очень неровные. Есть хорошие рассказы, но много и никаких.
Кстати, из сборников - Кофейная и Чайная книги. А еще - "Вавилонская библиотека". Или это обстановка создала впечатление, потому что читала я ее на балконе в старом-старом приморском городе с видом на залив, задрав ноги на перила, на закате, и я до сих пор могу вызвать в памяти не только этот вид, но и... не знаю, как назвать это чувство. Ближе всего к запаху, но не оно. Полный эффект присутствия.
По сути, у меня со многими книгами намертво фиксируется и некий образ момента и обстоятельств, когда я это читала. "Сто лет одиночества" - море, песок и можжевельник. "Вавилонская библиотека" - закат в Созополе. "Рассказы магов" - парк у университета. Сборник Каттнера - почему-то без определенного образа, только сладость на языке и желтый цвет. "Белая гвардия" - узор на замерзшем стекле автобуса и Владимирский парк в снегу. И так далее, и так далее...

10. Несмотря на все вышесказанное, я в последнее время позорно мало читаю - все в пользу интернета, кино и сериалов. Я давно не покупала бумажные книги - они стали стоить каких-то невменяемых денег, а ассортимент... гм. Когда умер Маркес, стервятники тут же подсуетились и выставили на центральные стенды "Полковника" и "Сто лет", в говнопечати и с говнообложкой (выколоть дизайнерам глаза!), по 150-180 грн. Ну, хоть так он есть и его почитают, грустно сказала я. Хороших книжных немного, и все они где-то далеко от меня. А так в основном продается всякое энциклопедическое и подарочное. Книга лучший подарок, угу. Лучше бы себе что-то купили почитать, все эти подарочные издания в 99% случаев бессмысленные и бестолковые, хоть и дорогие. Там большую часть занимают картинки, до чего мы докатились.
Что читаю - читаю с телефона. Но может потому и читаю мало - все-таки это как-то бездушно. Просто буквы на желтом фоне, стандартизированный текст. А ведь важно все - размер страниц, их количество и вес книги в руке, шрифт, бумага на ощупь, каждая мелочь. Они должны быть разные! Так даже запоминается лучше.
Последнее, что прочитала, - "Не отпускай меня" Кадзуо Исигуро. И... как-то никак.

Короче, надо все-таки себя заставить доползти до книжного магазина, пока писала, поняла, что очень-очень надо.

books, РАЗНОЕ

Previous post Next post
Up