Dec 13, 2014 01:20
Часть первая
УЧЕНИЕ:
МИР - КОНЦЕПЦИЯ
В тезисах и афоризмах с намеками и подсказками
1. Хочу я знать, что значит «быть».
Хочу я знать, что значит «значить».
Хочу я знать, что значит «знать».
Хочу я знать, что значит «я хочу».
2. Человек хочет узнать, как устроен мир, что он такое и что ему делать в этом мире. И вот, прочитав все книги и выслушав все мнения, он убеждается, что любому мнению может быть противопоставлено противоположное. Рано или поздно он поймет, что ВСЕ ЕСТЬ МНЕНИЕ. И если он одно мнение предпочитал другому, то не потому, что первое «правильное», а лишь потому, что так сложились обстоятельства его жизни. Даже если он скажет «верю только своим глазам», то в конце концов поймет, что видит мир определенным образом потому, что его научили так видеть. Когда же в своем искании Истины он дойдет до отчаяния, кто поможет ему освоиться в невесомости взамен утраченной устойчивости?
3. Реальный мир - это лишь то, что мне о нем сказано. Насколько прекраснее мир несказанный, который не от слова!
4. Извечная проблема человека - стремление выразить невыразимое. Это - то сокровенное, что живет в душе каждого ярчайшей несловесной очевидностью, но в мире человеческом (в мире слов) требует невозможного формального доказательства. Точнейшие формулировки этого внутреннего знания кажутся неубедительными. Например: ТЫ И Я - ОДНО».
5. Знаковые средства коммуникации создают иллюзию взаимопонимания. Эта иллюзия препятствует истинному взаимопониманию, точнее, сознанию Единства, которое есть всегда.
6. Философы и поэты ведут борьбу с формальной стороной слова, более или менее успешно заставляя слово служить невыразимой сути.
7. Возникая из попытки универсального описания мира, философия убеждается в недостижимости этой цели и становиться средством сознательного совершенствования ОТНОШЕНИЯ к миру.
8. Все философские учения правильны. Формально они различаются полнотой разносторонностью, неформально - степенью приближения к цели - выражению невыразимого.
9. Истинная философия никогда не была чисто формальной наукой. Она всегда существенно обогащена поэтическим видением несловесного, избегая, однако, свойственного поэзии индивидуализма и сохраняя статус всеобщности. Очевидно, целесообразен дальнейший синтез этих двух (и других возможных) способов описания мира, поиски новых форм и уровней их взаимопроникновения.
10. Путь к истине - это путь разоблачения заблуждений, иллюзий, - не только почти очевидных, как иллюзия взаимопонимания, но и других - фундаментальных, в силу традиции принимаемых за аксиомы.
Необходимо осознанно-критическое отношение к любым установкам, как бы глубоко не въелись они в сознание.
11. Метод осмысливания мира (если цель-Истина) должен быть основан на честном, непредвзятом и безкомпромисном - «объективном» отношении к объекту исследования. Такой метод мироосмысливания (но не философскую системы) честно назвать объективным или ОБЪЕКТИВИЗМОМ.
12. Всякое правило имеет исключения. Между любыми «да - нет» есть промежуточное состояние. Всякое «нечто» (предмет, понятие, учение, закон, принцип, и пр.) ограничено и имеет ограниченное применение. Мир бесконечен в любом мыслимом измерении. Все конечное существует в бесконечном. Всякая замкнутость предполагает возможность разомкнутости. Любые преграды преодолимы, любые пределы - свидетельство запредельности.
13. Здесь выражен основной принцип объективного метода - принцип неопределенности (принцип разомкнутости). Это же и основной принцип бытия, делающим его неисчерпаемым по всем направлениям.
14. Пессимизм становится невозможным, если этот принцип положен в основу мировоззрения.
15. «КРЕДО ОБЪЕКТИВИСТА» - минимальный свод правил объективного мышления:
- пользуясь словом в первую очередь уясняй себе его значение. Множество заблуждений связано с недостаточно сознательным употреблением слов (что значит «быть», что значит «значить»?).
- Рассуждение ценно лишь тогда, когда оно повышает ясность понятий и представлений.
- Минимум насилия над мыслью. Принуждая мысль двигаться в «нужном» нам направлении, мы можем пройти в двух шагах от открытия, которого ждали тысячелетиями.
- Безоговорочно признавать объективность любого мнения - единственная возможность быть объективным.
- Ничто не следует принимать как само собой разумеющееся. Никакое мнение не должно быть признано окончательным. На всякое суждение возможно аргументированное возражение…
- Гипотезы, не подлежащие экспериментальной проверке (например, примат материи и примат сознания) следует считать равноистинными (но не обязательно равноправными), даже если они кажутся взаимоисключающими.
-Все традиционное и костное подлежит уничтожению. Если оно может стать препятствием на пути к истине. Ограниченность - враг номер один. Приветствуй всякое изменение и обновление в мировоззрении. Чем смелее и неожиданнее мысль, тем вероятнее, что она ведет к Истине.
- Не бойся крайностей: крайность соседствует с запредельностью. Граница не только разделяет, но и соединяет. Нет пределов на пути к беспредельному.
16. Тексты, подобные этому, не ставят себе задачей сообщение информации и выработку полезных рецептов. Их цель - приобщение к процессу самосознания мира.
17. Взаимодействие понятий в тексте направлено к уяснению интуитивного представления о мире - к восприятию вышесловесного. Осознав это, не следует относиться к слову как к эквиваленту вещи и искать точных формулировок. Слова - это только ключики, комбинации которых позволяют открыть в сознании некие таинственные дверцы.
18. Что бы выйти за пределы формального восприятия, полезно понять, что
интуитивная ясность высоких метафизических абстракций настолько
невелика и взаимосоизмерима, что среди них не может быть определяющих и
определяемых: все они взаимоопределяемы в процессе взаимодействия.
Поэтому понятия не остаются самотождественными, постоянно деформируясь в зависимости от контекста, - вплоть до обращения в свою противоположность. Понимание этого позволит относиться к тексту не как к застывшей схеме, а, скорее, как к живому организму.
19. Сознательное отношение требует возражений тексту и возражений этим
возражениям, что способствует углублению восприятий до внесловесного уровня.
Ни одно положение не следует принимать как нечто непререкаемое. Непререкаемо
только чувство Истины - след фейерверка мысли, вспыхнувшего в сознании
читателя.
20. Предлагаемый текст может послужить средством для повышения ясности
представлений о мире, для совершенствования мировоззрения. Кроме того, он
может быть использован как объект критики для улучшения мнения о себе. В
любом случае текст окажется небесполезным. Все зависит от того, какого рода
пользу сможет извлечь из него читатель.
21. Не ищи Истину в словах. Все, что могут слова, - это поможет сузить круг поисков.
Истина же всегда между слов, между изречений. Разве определяя одно слово через
другое, ты узнаешь истину о предмете? Ты просто заменяешь одни неизвестные
другими, менее беспокоящими. Не верь словам. Не верь авторитетам. Размышляй,
пока Истина предстанет перед тобой очевиднейшей достоверностью.
22. Никому не верь на слово, Не думай о том, Насколько «достоверно» то, что здесь
написано. Слова - только ключики. Но что бы они работали, нужно хоть не
надолго попытаться представить себе то, что они описывают. Может быть через
(сквозь) это представление тебе удастся увидеть что-то интересное. Может быть
«другая правда» понравится тебе больше, чем та, к которой ты привык.
Продолжение следует!
Развитие,
Мир Концепция,
Истина