Вооруженные силы Сирии накануне и в ходе восстания в республике (2011-2013 гг.)

Apr 19, 2013 01:27

Вооруженные силы Сирии накануне и в ходе восстания в республике (2011-2013 гг.)
  Часть 1
Вооруженные силы занимают особое место в жизни Сирии, являясь, наряду с Партией арабского социалистического возрождения (ПАСВ, Баас), одним из столпов правящего режима. Практически все смены власти в Сирии вплоть до прихода к власти Хафеза Асада происходили в форме военных переворотов, и именно такой переворот привел к власти в 1963 г. ПАСВ. «Баасистский» характер армии подчеркивается наличием в ней с 1971 г. созданной по советскому образцу разветвленной структуры политических органов ПАСВ во главе с политработниками.

К моменту начала организованной вооруженной повстанческой деятельности в Сирии (примерно январь 2012 г.) численность вооруженных сил Сирийской Арабской Республики, по наиболее авторитетным западным источникам, составляла более 294 тысяч человек. Из них более 200 тысяч находились в составе сухопутных войск, 90 тысяч - в ВВС и ПВО (в том числе 54 тысячи в командовании ПВО), и 3200 и - в составе небольших ВМС страны.

Комплектование осуществляется в основном по призыву сроком ранее на 24-30 месяцев, а с марта 2011 г. - на 18 месяцев. Вооруженные силы имеют значительное количество резервистов, численность которых оценивалась до 352 тысяч человек, из которых до 280 тысяч - в сухопутных войсках.

Сирийская военная система с 1956 г. выстраивалась при доминирующем влиянии опыта советского военного строительства, при давлении советских доктрин и методов организации и боевого применения, а сами вооруженные силы оснащены почти исключительно техникой и вооружением советских образцов. В сущности, вооруженные силы Сирии оставались «осколком» советской военной организации самого консервативного толка, сохранившей многие ее характерные черты (такие, как массовая мобилизационная армия, требующая доразвертывания и отмобилизации для полномасштабных боевых действий). С учетом особенностей арабского менталитета, общей слаборазвитости страны и нехватки ресурсов, многие традиционные дефекты этой советской военной системы, проявлявшиеся еще в СССР, в современных сирийских условиях оказываются критическими и являются одной из причин эрозии вооруженных сил САР в период гражданской войны.

Состав и численность ВС САР

В состав сухопутных войск численностью мирного времени более 200 тыс. человек входили управления трех армейских корпусов, три механизированных дивизии, семь бронетанковых дивизий, дивизия спецназначения (спецназ, СпН), бронетанковая дивизия Республиканской гвардии, четыре отдельных пехотных бригады, две отдельных противотанковых бригады, две отдельных артиллерийских бригады, отдельный танковый полк, 10 артиллерийских полков, артиллерийский полк Республиканской гвардии, 10 полков особого назначения, три оперативно-тактических ракетных бригады, бригады пограничной охраны.

Кроме того, имелись резервные компоненты, включающие резервную бронетанковую дивизию и до 30 отдельных резервных пехотных полков (на базе которых в военное время предполагалось развертывание двух мотопехотных дивизий и значительного числа отдельных пехотных бригад).

Организация дивизий армии примерно соответствовала организации дивизий Советской Армии 1970-1980-х гг., с той лишь разницей, что дивизионные полки именуются в Сирии бригадами. В состав каждой бронетанковой дивизии входят три танковых бригады, одна механизированная бригада и один артиллерийский полк. В каждой механизированной дивизии две танковых бригады, две механизированных бригады, один артполк.

Долгие годы главной целью сухопутных войск Сирии являлась оборона направления Голанские высоты - Дамаск в случае нападения Израиля. Основная группировка сухопутных войск (в частности, все 12 регулярных дивизий) была сосредоточена в южной части страны в районах, непосредственно прилегающих к линии прекращения огня с Израилем. После заключения соглашения о перемирии с Израилем от мая 1974 г., Сирия может иметь в зоне 0-10 км от линии прекращения огня до 6000 солдат и офицеров, 75 танков и 36 орудий калибром до 122 мм включительно. В зоне 10-20 км ограничений на число личного состава нет, а что касается техники, то там можно иметь до 450 танков и 163 артиллерийских орудия. Между Голанскими высотами и Дамаском сирийцы построили три линии обороны (первая в 10 км от линии прекращения огня), включающие полевые и долговременные укрепления, минные поля и вкопанные танки и орудия, большое количество ПТРК. Вместе с тем, уже с 2011 г. армия вынуждена была сначала принять участие в подавлении беспорядков и борьбе с бандитизмом, а с января 2012 г. вступить в интенсивные столкновения с повстанцами-партизанами.

ВВС

Военно-воздушные силы и ПВО Сирии включают командования собственно ВВС и командования ПВО. Организация ВВС представляет собой своеобразный «микс» советской и британской системы. Командование ВВС имеет две авиационные дивизии (истребительную и истребительно-бомбардировочную) и пять отдельных авиационных бригад (транспортную, радиоэлектронной борьбы и две вертолетные). Основной частью является авиационная база (23), командованию которых подчиняются авиационные эскадрильи (которые могут сводиться в авиабригады). Всего на начало 2012 г. в ВВС Сирии идентифицировалось 46 эскадрилий (20 истребительных, семь истребительно-бомбардировочных, одна радиоэлектронной борьбы, четыре транспортные, 13 вертолетных и одна морская вертолетная) и пять учебных авиагрупп (11 эскадрилий). Подготовка личного состава осуществляется в академии ВВС.

Судя по доступным западным данным, на бумаге численность сирийских ВВС все еще превосходит авиационные группировки соседних государств, включая Израиль и Египет. Однако подавляющая часть сирийского авиационного парка устарела и не способна противостоять ВВС вероятных противников. Наиболее современные сирийские самолеты (до сотни МиГ-29 и Су-24) были выпущены в 1980-х гг. и с тех пор не проходили модернизацию. Более 30 истребителей МиГ-25, выпущенных в 1970-е гг., в настоящее время, вероятно, небоеготовы. Значительная часть авиационного парка все еще состоит из истребителей МиГ-21МФ/бис выпуска начала 1970-х гг., эскадрильи которых были разгромлены еще в ходе своего последнего столкновения с израильскими ВВС в 1982 г. Несколько важных программ по закупке новых боевых самолетов и модернизации старых с участием России были заморожены или аннулированы.

Помимо общей устарелости авиапарка негативно на боеготовность ВВС страны действует общее недофинансирование вооруженных сил, выражающееся в недостатке запчастей и топлива. Средний налет пилотов истребительной авиации по западным оценкам составляет 20-25 часов в год, что совершенно не достаточно для поддержания летной и боевой квалификации. Доказательством низкой боеспособности ВВС Сирии служат постоянные вторжения самолетов израильских ВВС в воздушное пространство страны, включая известный демонстративный пролет над дворцом президента Асада. Кульминацией стала операция «Фруктовый сад», проведенная в 2007 г., в ходе которой израильские истребители F-15I и F-16I уничтожили ядерный реактор в Дейр эз-Зор на востоке Сирии, не встретив никакого сопротивления со стороны сирийской авиации.

Следует отметить, что с момента прихода к власти партии «Баас» в 1963 г. сирийские ВВС занимали центральное место в структуре сирийской власти. Офицеры ВВС под руководством Хафеза Асада возглавили переворот, приведший партию «Баас» к власти. Выходец из ВВС, Асад полагался на бывших сослуживцев, которые и составили костяк службы. С тех пор ВВС стали играть особую роль в жизни страны. Разведка ВВС (Разведывательное управление ВВС) традиционно является одной из ведущих спецслужб Сирии, и на первых этапах сирийского восстания координировала действия на суше против оппозиционных сил. С 2009 г. Разведупр ВВС возглавлял генерал-майор Джамиль Хассан, алавит по вероисповеданию, входивший в ближайшее окружение Башара Асада. В конце апреля 2011 г. сотрудники ВРС применили слезоточивый газ и боевые патроны для разгона толп демонстрантов, которые вышли на улицы в Дамаске и других городах после полуденной молитвы. В мае 2011 г. Евросоюз объявил о запрете поездок в Европу и замораживании активов генерала Хассана за участие в репрессиях против гражданского населения. В августе 2012 г. генерал Хассан был убит боевиками Сирийской свободной армии.

По мере эскалации конфликта роль ВВС стала нарастать. Основной задачей авиации стала помощь в переброске войск и удары с воздуха по позициям мятежников, некоторые из которых были квалифицированы оппозицией и западными СМИ как массовые убийства гражданского населения. По мере ухудшения политической ситуации военнослужащие ВВС стали привлекаться к выполнению все большего числа спорных с этической точки зрения задач, а давление на ВВС усилилось.

ПВО

Командование ПВО организовано по советскому централизованному образцу. Территория Сирии разделена на Северную и Южную зоны ПВО. Для управления силами и средствами противовоздушной обороны имеется три автоматизированных командных пункта.

Основой войск ПВО Сирии являются зенитные ракетные части, объединенные в 25 бригад и два отдельных полка. Из 25 зенитных ракетных бригад 11 являются смешанными на комплексах С-75 и С-125М, 11 бригад оснащены самоходными ЗРК 2К12 «Квадрат» и «Бук-М2Э», а три бригады - самоходными ЗРК малой дальности 9К33М «Оса-АК/АКМ» (и, возможно, получают ЗРПК «Панцирь-С1»). Оба зенитных ракетных полка вооружены ЗРК большой дальности С-200ВЭ. Бригады частью являются отдельными, а частью объединены в две дивизии ПВО (24-ю и 26-ю), подчиненные командованиям Южной и Северной зон ПВО. Офицерские кадры для войск противовоздушной обороны готовятся в колледже ПВО.

В силу полной устарелости подавляющей доли материальной части огневых средств, а также недостаточной подготовленности личного состава, реальный боевой потенциал ПВО Сирии сейчас весьма низок и по сути сирийские силы ПВО неспособны обеспечивать эффективную защиту территории страны от действий современных ВВС противника. Это показали неоднократные провокационные облеты израильской авиацией сирийской территории, включая Дамаск, а также безнаказанное уничтожение израильскими ВВС сирийского ядерного объекта в 2007 г. Ситуация начала меняться с 2010 г. в лучшую для сирийцев сторону с началом поступления на вооружение российских ЗРК «Бук-М2Э» и ЗРПК «Панцирь-С1», модернизированных ЗРК С-125М, ПЗРК «Игла-С». Однако количество новых систем явно недостаточно, при этом основная масса систем ПВО Сирии все равно останется устаревшей и все более утрачивающей боевое значение.

ВМС

Полурудиментарные военно-морские силы Сирии сохраняют в основном советскую матчасть 1960-1970-х гг. и имеют крайне низкий потенциал. В последние годы развитие ВМС проходит под влиянием иранских доктрин «малой войны», что выразилось в приобретении малых боевых катеров постройки Ирана и КНДР. Фактически основной потенциал ВМС сейчас составляет бригада береговой обороны, получившая на вооружение два дивизиона новейших российских сверхзвуковых противокорабельных ракетных систем «Бастион-П», иранские береговые противокорабельные ракетные комплексы, а также сохраняющая на вооружении советские береговые ракетные комплексы «Редут» и «Рубеж».

Оружие массового поражения

Израильские источники считают Сирию обладателем наиболее крупного арсенала химического оружия на Ближнем Востоке, полагая, что сирийцы тем самым пытаются дать своего рода «ответ» на израильский ядерный потенциал.

Впервые власти Сирии официально признали наличие в стране химического и биологического оружия 23 июля 2012 г.

Наличие химического оружия считается сдерживающим фактором против Израиля, а в настоящее время против возможной агрессии стран Запада. По оценкам ЦРУ, Сирия в состоянии производить зарин, табун, VX и иприт в объёме до несколько сот тонн в год, и располагает 5 фабриками по производству отравляющих веществ (в Сафире, Хаме, Хомсе, Латакии и Пальмире). Существуют оценки Center for Strategic and International Studies на 2000 г., что запасы химоружия Сирии составляют до 500-1000 т, среди которых зарин, VX, вещества кожно-нарывного действия.

26 июля 2007 г. произошёл взрыв на складе оружия близ Алеппо, в результате которого погибло по меньшей мере 15 сирийцев. Власти Сирии заявили, что этот взрыв был случайным и никак не связан с химическим оружием, в то время как американский журнал Jane’s Defence Weekly, высказал версию, что взрыв произошёл, когда сирийские военнослужащие пытались оснастить ракету Р-17 боеголовкой, снаряжённой ипритом.

Основными средствами доставки химического оружия являются оперативно-тактические ракетные комплексы Р-17 («Scud»), «Луна-М» и «Точка» (SS-21). Три ракетные бригады располагают 54 пусковыми установками и, предположительно до 1 тыс. ракет.

* * *

Военная промышленность страны развита слабо. В основном она представлены предприятиями по производству боеприпасов и ремонту боевой технике, построенными в 1970-1980-е гг. с помощью СССР и стран социалистического лагеря. Это связано с тем, что ранее все вооружения Сирия получала в избытке от СССР.

Организация, цели и задачи

Верховным главнокомандующим сирийской армии является президент Асад. Он возглавляет высший военно-политический орган страны - Совет национальной безопасности (СНБ), в состав которого входят министры обороны и внутренних дел, руководители специальных служб. При необходимости в заседаниях Совета принимают участие другие члены правительства и военачальники. Совет национальной безопасности вырабатывает основные направления военной политики и координирует деятельность организаций и учреждений, имеющих отношение к обороне страны.

Система военного командования крайне централизована и полностью подчинена власти Асада. Считается, что армия управляется весьма жестко, приказы принято исполнять «от и до». В этом есть свои плюсы и минусы - так, это полезно в случае, если противник лишает части связи и управления, однако также ведет к косности и отсутствию гибкости в решении стоящих задач.

Министром обороны и заместителем верховного главнокомандующего с июля 2012 г. является генерал Фахед Джасем аль-Фрейдж.

Военное планирование и непосредственное управление войсками осуществляет Генеральный штаб. Начальник Генерального Штаба является первым заместителем министра обороны и командующим сухопутными войсками. С июля 2012 г. эту должность занимает генерал-лейтенант Али Абдалла Айюб.

Предыдущие министр обороны Дауд Раджиха и начальник Генштаба Асеф Шаукат погибли в результате теракта 18 июля 2012 г.

Территория САР разделена на семь военных округов - прибрежный, северный, южный, восточный, западный, юго-западный, центральный, столичный.

Сухопутные войска объединены в три армейских корпуса; основными являются 1-й и 2-й, которые находятся на линии соприкосновения с Израилем, а 3-й является вспомогательно-резервным и отвечал за приморское, турецкое и иракское направления. В состав 1-го армейского корпуса входили 5, 6, 8 и 9-я бронетанковые дивизии и 7-я механизированная дивизия. В состав 2-го армейского корпуса входили 1, 3, 11-я бронетанковые и 4 и 10-я механизированные дивизии. В каждом из корпусов также есть отдельные части - артполки и полки СпН.

По известным данным основную роль в обеспечении внутренней безопасности в ходе Арабской весны играет 5-я бронетанковая дивизия, а также 4-я механизированная дивизия, которая считается элитной и особенно преданной Асаду. Существенное значение сохраняет являющаяся военной «лейб-гвардией» режима бронетанковая дивизия Республиканской гвардии.

Считается, что сирийская армия тяготеет к тактике позиционной обороны, а мобильность и способность стремительно наращивать силы на главном в данный момент направлении - не ее конек.

Кроме того, границу с Турцией и Ираком прикрывали в основном части 3-го армейского корпуса - рыхлого, состоящего из резервных и кадрированных частей, ядром которого была «свернутая» 2-я бронетанковая дивизия. Еще в декабре 2011 г. стало известно, что с турецкой стороны при поддержке натовских специалистов готовится массированное проникновение на сирийскую территорию групп боевиков, в том числе переброшенных в Турцию военно-транспортной авиацией альянса бойцов из Ливии. Скорее всего, серьезно воспрепятствовать этой инфильтрации сирийские правительственные войска не могут, тем более что организацией разведки и связи партизан занимаются инструкторы из стран НАТО.

Имеющаяся информация о сирийских вооруженных силах позволяет предположить, что наибольшее значение придавалось подготовке мощной позиционной обороны в районе Голан и кое-как обученного резерва - по-видимому, с тем чтобы израильская армия в случае войны завязла в глубокой обороне существенно превосходящих ее по численности армии САР, столкнулась с мощным протестом израильского общества и пошла на уступки без поражения со стороны Сирии.

Составной частью антиизраильской стратегии были планы переброски части вооруженных сил (дивизии специального назначения) в Ливан для организации диверсионных действий с территории этой страны. Оборона турецкой границы имела второстепенное значение, а обороне протяженной границы с Ираком практически не уделялось внимания (за исключением 1991 г., когда Сирия приняла ограниченное участие в операции “Щит пустыни”).

С формальной точки зрения (численность и количество вооружения) сирийская армия к 2011 г. могла считаться одной из наиболее мощных в регионе. Однако недостаток финансирования, плохое техническое состояние значительной части техники, уклонение граждан от воинской службы привели к тому, что к началу восстания армия страны оказалось в значительной степени небоеготова.

Кроме того, часть вооружений была потеряна Сирийской армии в ходе боевых действий. Учитывая, что вся информация о потерях вооруженных сил в ходе боев полностью закрыта цензурой, точно оценить реальное количество систем вооружений, находящихся в строю, не представляется возможным.

Не отвечала новым реалиям и военная доктрина страны. Подготовка к ведению полномасштабной войны с Израилем требовала наличия крупных соединений и проведения мобилизационного развертывания. Однако проведение мобилизации привело бы к массовому появлению в армии нелояльных режиму людей, стало бы фактическим признанием гражданской войны и поэтому на этот шаг руководство Сирии не решилось.

Стоит отметить, что решение проблем внутренней безопасности входило в сферу ответственности правоохранительных органов и гражданских спецслужб страны, Главного управления безопасности и Управления политической безопасности Сирии. Однако очевидно, что спецслужбы не справились с задачами пресечения финансирования оппозиции, поставок оружия и взрывчатки из-за рубежа и инфильтрации боевиков, и подавление сопротивления вышло за пределы их возможностей. Поэтому, армия вынуждена была в короткие сроки переориентироваться на решение противодиверсионных задач, ведение зачисток местности, фильтрации населения, проведение полицейско-карательных операций.

Ранее возможность использования армии против политической оппозиции была предусмотрена в Конституции страны. Согласно статье 11 конституции 1964 г., армия должна была защищать идеи баасизма и революционные завоевания сирийского народа. Эта же статья давала власти правовые основания применять армию не только против внешнего противника, но и внутри Сирии против врагов революции. При этом, монопольное право на имплементацию идей революции имела согласно статье 8 конституции Партия арабского социалистического возрождения. Для идеологической обработки личного состава вооруженных сил в них действовала разветвленная система политических органов, под руководством созданного в 1971 г. Политического управления ВС. В рамках конституционной реформы 2012 г., проведенной действующим президентом Башаром Асадом, статья о руководящей роли партии была отменена и, соответственно, были отменены пункты о роли армии как защитнике правящей партии. Политическое управление было расформировано, а его сотрудники в основном пополнили ряды спецслужб.

гражданская война, Сирии, Вооруженные силы, война, таррор, теракт

Previous post Next post
Up