Решила я публиковать здесь рассказы о моей творческой кухне
. Не обещаю писать понятно - пишу так, как идет. Мне это нужно.
Когда я рисую янтру, то не вижу сразу всю готовую картину во всех подробностях. Сначала в голове рождается общий образ, смутное представление о том, что я хочу сказать этой янтрой. Рассматривая краски и линии как средства выражения, как слова и буквы, я прежде всего представляю что я хочу сказать, какое чувство должна вызвать эта картина у зрителя. Формулирую для себя послание. Оно обычно короткое (точнее - концентрированное), вербально невыразимое и непереводимое, как биджа-мантра, как семя, но оно обязательно должно быть, без него янтры быть не может. Послание можно сравнить с чувством, когда смотришь на освещенные восходящим солнцем заснеженные вершины гор или с чувством, когда незнакомый прохожий на улице вдруг кажется очень знакомым и родным. Это те чувства, которые мы дольше всего помним, но никакими словами выразить не можем. Поэтому нужны не слова, а другие средства. В общем, определяюсь с посланием, представляю желаемый эффект, который соответствует этой янтре. А потом под это послание подбираю «слова» - цвета и формы.
На каждом этапе приходится делать выбор средств выражения. Сначала подмалевок - тут все просто и схематично. А чем дальше идет проработка деталей и следующих слоев, тем чаще останавливаюсь, медитирую и делаю выбор. Повернешь налево - один результат будет, повернешь направо - совсем другой.
Сделаешь орнамент в виде плавных закругленных линий - энергия будет протекать на зрителя сквозь этот рисунок вот таким образом; сделаешь ритмичный геометрический орнамент - энергия будет двигаться по-другому. Соответственно, эффект будет разный, ощущения разные. Рисунок - это проводник. Как электрические провода проводят электроэнергию, так и рисунок. Но какого качества эта энергия будет для зрителя, зависит от рисунка. Холодильник, утюг, стиральная машинка, компьютер, лампочка, - все эти приборы работают на одной и той же энергии, и только их устройство делает так, что одна и та же энергия приобретает совершенно разные свойства и функции. Также и рисунок - это устройство для трансформации энергии. Проходя сквозь рисунок, энергия становится такой, какой ее сделал этот рисунок.
Чтобы послание не потерялось и дошло до зрителя, на каждом этапе важно выбрать точную формулировку. Шпаргалок и инструкций нет, спросить не у кого, я в свободном плаванье в открытом море без карты и компаса. Спрашиваю у самой янтры и слушаю что она скажет. По моим ощущениям, с того момента как я прорисовываю центральную, главную часть, янтра оживает и живет своей самостоятельной жизнью, и дальше она уже диктует как прорисовывать периферию. Только надо не отвлекаться и внимательно прислушиваться к ее тихому голосу.