Шривидья

Jun 08, 2009 22:19

Шривидья - это шактистская тантрическая традиция. Она придерживается монистической метафизической концепции о том, что в конечном счете существует одна единственная реальность, в которой сознание отождествлено с Богиней Трипурасундари. Трипурасундари, тантрическая форма Шри, Лакшми, проявлена в Ее мантре, называемой Шри Видья, и в ее священной янтре из девяти пересекающихся треугольников в круге (Шри Янтра или Шри Чакра). Последователи Шривидья стремятся к освобождению из цикла перерождений (самсары) посредством достижения единства с Богиней.

Самый главный символ Шривидьи - это Шри Чакра (Шри Янтра), состоящая из девяти пересекающихся треугольников в круге из лепестков лотоса. Шри Чакра символизирует взаимное проникновение, взаимодействие и единение динамичной женской энергии (Шакти) с пассивным мужским сознанием (Шива). Она используется в ритуалах и медитации, чтобы помочь практикующему осознать свое единство с Богиней, представленной в янтре. Шри Видья - так называется пятнадцати-сложная мантра этой традиции, - это звуковой эквивалент Шри Чакры, звуковое воплощение Богини.

Шри Чакра символически изображает как устройство Вселенной, так и устройство внутреннего мира человека, вместе с его чакрами и энергетическими каналами. Основная задача Шривидьи в том, чтобы посредством джапы (практики повторения мантр) высшей Видьи и концентрации на образе Лалиты Трипурасундари, поднять Кундалини и направить ее через Сушумну к Сахасраре, где она соединится с Шивой. Это приводит к совершенному самадхи. Без пробуждения Кундалини никакое духовное развитие невозможно, поэтому суть большинства серьезных практик сводится именно к этому. Тантры описывают Шривидью и Крийя йогу как наиболее быстрые, безопасные и надежные пути к духовному успеху.

В обычном человеке, который не достиг просветления, Кундалини пребывает в спящем состоянии. Джнана и Крийя Шакти функционируют посредством каналов Ида и Пингала, расположенных по сторонам от Сушумны. Благодаря силе концентрации и стремительно прибывающим потокам энергии, порожденной джапой Шри Видьи, а также по милости Гуру, Кундалини пробуждается и направляется вверх. Двигаясь вверх, она также суммирует и движет вверх всю жизненную энгергию, функционирующую в низших уровнях тела. По мере продвижения Кундалини от одного нервного центра к другому, сознание поднимается на более тонкие уровни, описанные в Ведах как семь высших сфер Бхух, Бхувах и тп.

Краткая история возникновения Шривидьи

На юге Индии жил, и до сих пор широко почитаем Агастья Риши - великий мудрец, один из Семи великих риши (Сапта Риши). Он приходится сводным братом Васиштхе Риши. Во время совершения паломничества Агастья Риши увидел, насколько деградирует сознание людей, и в каком жалком положении они находятся в своем невежестве. Он стал молиться Деви, чтобы Она указала ему средство, как помочь людям обрести понимание и интерес к духовной жизни. Деви явилась Агастье Риши и велела ему обраться к Хаягриве, аватаре Вишну. Хаягрива поведал Агастье, что единственный пусть спасения - это почитание Лалиты Трипурасундари, самой прекрасной формы Деви. Хаягрива посвятил Агастью Риши в таинства культа Лалиты Деви, дал ему 15-сложную мантру Шри Видья (Панчадашакшари), тысячу имен Лалиты (Лалита Сахасранама), 300 Имен Лалиты (Лалита Тришати) и раскрыл сокровенное значение и символику Шри Чакры. До этого эти сокровенные тексты и знания не были доступны никому из людей, - они были известны лишь небожителям.
 Женой Агастья Риши была Лопамудра, которую он, не найдя для себя достойной спутницы, сотворил сам. Она в полной мере обладала такими же сиддхами и уровнем духовного развития, как ее муж; она также была посвящена в Шривидью, и стала основательницей своей линии в Шривидье. Сам Агастья Риши стал ее первым учеником, и таким образом они были учителями и учениками друг друга, что совершенным образом представляет пример отношений мужчины и женщины в шактистской тантре. Ученическая преемственность, берущая начало от Лопамудры, называется Хади Видья, а от Агастьи Риши - Кади Видья.
Как гласит Лалита Сахасранама (307-308), - один из главных священных текстов Шривидьи, - тот, кто проживает свою последнюю жизнь, воспевает Лалита Сахасранаму, потому что в последнем рождении человек посвящает себя Шривидье. Только очень немногие люди в действительности знают Шривидью, Шри Чакру и способны повторять Лалита Сахасранаму, и это не достигается какими-либо аскезами, благотворительностью или ритуалами.

Адептом Шривидьи был Свами Говиндалада, учитель Ади Шанкара-чарьи (первого Шанкарачаръи), который посвятил в нее Шанкарачарью. Шанкара написал книгу, посвященную величию Лалиты Деви, «Саундарья-Лахири», в которой изложил метод построения Шри Чакры и ее толкование. Нитьянанада Прабху, близкий спутник Чайтаньи, будучи великим вайшнавом, также поклонялся Лалите Трипурасундари.

Практику Шривидья было бы не совсем правильным называть религией, несмотря на то, что в ней есть свои ритуалы и она основана на культе Деви. Скорее наоборот, - когда человек осознает, что рамки религии уже не помогают, а мешают его духовному развитию, и он стремится к действенным практикам, изменяющим сознание, к непосредственному восприятию духовной реальности и к серьезному самоисследованию без «хождения вокруг да около», без потери времени и сил на второстепенные внешние ритуалы и условности, - он оставляет религии и приходит к практикам, подобным Шривидье, которые вне религий и сект.

Шривидью условно разделяют на два основных направления - Самайя Мат и Каула (Кула) Мат. Основателем Каула Мат считается Авадхута Даттатрейя. Самайя Мат имеет большее родство с ведическими традициями, в нем много внимания уделяется внешнему - религиозным ритуалам, жертвоприношениям и подвиждничеству. Каула Мат называют «путем героев». Это более эзотеричный, сакральный путь для тех, кто не удовлетворяется исполнением внешних ритуалов и стремится к сути. Практики Каула Мата дают более быстрый результат, но их не каждый способен понять и правильно выполнять. Каула - это также более индивидуальный и анонимный путь, предполагающий бОльшую личную ответственность, серьезность; больше глубокой внутренней работы и трансформации сознания, чем внешние религиозные действия и массовые церемонии.

Изображения Шри Чакры в этих двух направлениях Шривидьи отличаются тем, что в Самайя Мат центральный треугольник Янтры направлен вверх, а в Каула Мат - вниз, и в Самайя Мат четыре треугольника направлены вниз, и пять - вверх, а в Каула Мат - наоборот.

Несмотря на определенные отличия в разных направлениях Шривидьи, говорить о том, что какая-то из них «лучше», а какая-то «хуже», неправильно. В индуизме отсутствует стержневая организация, которая бы устанавливала каноничность тех или иных школ, их священных текстов и практик, нет единой «церкви» и «еретиков». Для каждого человека, в зависимости от его уровня развития и личных склонностей, в тантре предусмотрена своя практика, которая ему подойдет, и человек интуитивно находит именно то, что ему соответствует, - поэтому существует такое разнообразие практик и школ. Все школы индуизма и тантризма представляют собой самостоятельные, живущие своей отдельной жизнью, структуры, в практике каждой из которых есть свои особенные ньюансы.

Статья опубликована на сайте Атмавиль (www.atmaville.org): Шривидья

Обсудить можно на форуме.

тантра, Шривидья, Шри Янтра, шактизм, Лалита

Previous post Next post
Up