На моем сайте
Atmaville.orgсегодня появилась новая статья:
Конфликт между Дакшей и Шивой: символизм древней легенды
Лирическое отступление
Есть в индуизме замечательная особенность: практически у каждой легенды и истории из индуистского эпоса и священных писаний нет ни начала ни конца. Проследить, где начало истории, невозможно. Любая описываемая история о богах и демонах, царях, героях и простых людях, явлется следствием каких-либо событий в прошлом, как звенья одной цепи. Вернее, это больше похоже на простирающуюся во всех направлениях сеть, так как они постоянно пересекаются и тесно переплетены с другими историями, и к любой истории косвенно имеют отношение персонажи из других легенд. Я полагаю, что эта особенность является причиной жизнеспособности индуизма и отчасти объясняет, почему древнейшая религия на земле не утратила своей актуальности до сих пор. Потому что игры богов и демонов, не имея начала, не имеют и конца, а значит, они продолжаются здесь и сейчас, в наше время. Поэтому индуистские писания не мертвы, они живут своей жизнью, - к ним писали и продолжают писать комментарии и толкования, самые удачные и признанные из которых в свою очередь со временем сами становятся шастрой.
Бесконечная живая «сетевая» структура индийского эпоса открывает пытливому уму простор для исследований и открытий и символически отражает как путь человечества в целом, так и судьбу и внутренний мир каждого человека в отдельности. Каждая история - это «слоеный пирог». В каждой из них бесконечное множество ньюансов, намеков, символов, ключей, и из нее можно извлечь много разных уроков.
Сейчас я предлагаю рассмотреть историю конфликта между Дакшей и Шивой.
Краткая история конфликта Дакши и Шивы
Дакша был седьмым сыном Брахмы, и у него было пятьдесят дочерей. Чтобы выдать замуж свою дочь Сати, он устроил соревнование - сваямвару. Соревнование выиграл Шива, и Сати надела на него гирлядну, таким образом выбрав его в мужья. Дакша всегда недолюбливал и презирал Шиву, и увидев такой выбор своей дочери, он был страшно разгневан. Дакша не признавал Рудру богом. Тем не менее, выбор был сделан, и свадебный обряд был завершен по всем правилам, поэтому Шива увез Сати в свою обитель на Кайласе.
Однажды на собрании богов случился инцедент, когда туда явился Дакша, и ему оказали почтение все присутствовашие кроме Шивы. Шива продолжал сидеть, погруженный в медитацию, невзирая на то, что Дакша приходится ему тестем.
Дакша и так не любил Шиву, а после такого приема страшно возмутился такому пренебрежению к своей персоне. Стоя в центре громадного собрания богов и людей, Дакша указал своим костлявым, умащенным гхи (топленым маслом) пальцем на Шиву, своего зятя и произнес свое грозное обвинение: «Взгляните на Него! Позор нашего собрания, Он приносит дурную славу Богам! Разве Он не самый ленивый и не самый бестолковый, тот, кто отказывается работать и исполнять свои обязанности? Он опорочил добродетельный путь Веды. Он женился на моей дочери в присутствии Агни, Брахманов и родственников, но однако, он лишен уважения, которое он должен демонстрировать как мой зять. Он не считает себя моим сыном, и когда видит меня, он не приветствует меня и не осведомляется о моем благополучии. Вместо этого, он остается молчаливым и закрывает свои глаза как обезьяна.
Посмотрите на Него! У него нет скромности или чувства стыда, и он явился сюда так, как он обычно бродит, совершенно голый, обмазанный золой, которую он взял с места кремации. Его спутники - это идиоты, пьяницы и безумцы. И его же свита на самом деле - это привидения, бесы и духи. Ну да, конечно же, Господь! Он Господь только для ленивых слуг, которые отказываются от надлежащего служения и ответственности перед своими хозяевами. Его украшения - это порождения зла, и его ожерелье из человеческих костей оскверняет это место. Его спутанные волосы загрязнены пылью с мест кремации, где он любит находиться. Шива! Нет, не Шива - Всеблагой, - а Зловещий! Я плачу от мысли о том, что меня хитростью вынудили отдать мою дочь ему в жены. Начиная с этого момента впредь он не получит никакой доли в жертвоприношениях, которые я буду проводить!»
Позже Дакша вознамерился совершить жертвоприношение. По этому поводу он пригласил всех богов, кроме Шивы. Он также не пригласил и свою дочь Сати. Шиву это совершенно не беспокоило, он оставался невозмутимым. Но Сати была возбуждена и обижена. Ей очень хотелось побывать на этом пышном мероприятии, где соберется все божественное общество.
Несмотря на возражения своего мужа, Сати все же отправляется на жертвоприношение, организованное ее отцом.
Когда Сати со своей свитой появилась на арене жертвоприношения, из страха перед Дакшей никто из присутствующих не поприветствовал ее. Никто не обратил внимания на ее приход, кроме матери и сестер, которые со слезами радости на глазах, сияя, вышли ей навстречу и ласково заговорили с ней. Она ничего не ответила на их приветствия, отвергла их подарки и отказалась садиться, так как ее отец не промолвил ни слова, не поприветствовал ее и не спросил о том, как обстоят ее дела.
Оглядев место жертвоприношения, Сати увидела, что там нет даров для ее мужа, Господа Шивы. Разгневанная, она посмотрела на отца так, словно хотела испепелить его взглядом.
Слуги Господа Шивы, сопровождавшие Богиню, готов были изувечить или убить Дакшу, однако Сати остановила их. Раздосадованная и разгневанная она начала бранить тех, кто совершает жертвоприношения ради того, чтобы наслаждаться их плодами, и очень гордиться этим, хотя такие трудоемкие жертвоприношения, в сущности, никому не нужны. Особенно она осуждала своего отца, открыто порицая его в присутствии собравшихся.
Сати не выдержала обиды и такого пренебрежительного и оскорбительного отношения к ее мужу, и совершила самосожжение.
Узнав о смерти Сати, Шива пришел в ярость. Он выдрал у себя волос и бросил на землю, таким образом сотворив огромных размеров страшного и свирепого героя Вирабхадру. По повелению Шивы, Вирабхадра вместе со своим войском, которое в свою очередь произошло из волос на его теле, отправился на место жертвоприношения и в неистовстве сжёг все, что было уготовано для жертвы, устроил там настоящий погром и разогнал всех участников. В некоторых версиях Вирабхадра появился не один, а вместе с проявлением гнева Богини - ужасающей Бхадракали. В завершении он схватил Дакшу и отрубил ему голову.
Затем все боги взмолились Брахме, чтобы он восстановил мир и порядок. Брахма уговорил Шиву вернуть Дакше жизнь. Так как голова Дакши была брошена в костер, Шива взял голову жертвенного животного - козла - и приставил к телу Дакши, и таким обзазом оживил его. Дакша раскаялся в содеянном и вознес молитвы Шиве.
Последователи Дакши и Шивы в наши дни
В этой легенде Дакшу можно рассматривать как символ ведических брахманов ритуалистов, которые хотели таким образом преподнести чистоту своей религии и приверженность традициям. Шива же представлен как нарушитель традиций, основ ведической религии и праведного образа жизни. В глазах правоверных ведических брахманов, Шива - это отщепенец, грязный оборванец и бродяга, который настолько нечист и плохо воспитан, что его нельзя допускать к исполнению ведических обрядов и вообще терпеть в приличном обществе. Их оскорбляет один только внешний вид Шивы.
Шива ходит совершенно обнаженным; он посыпает свое тело и голову пеплом с кремации, его тело украшают змеи и гирлянда из человеческих черепов; его волосы спутанные и грязные; его поведение непредсказуемо.
Основная функция и задача ведических брахманов - это блюсти традиции, сохранять и чтить наследие предков, нормы, ценности, господстующий порядок. Шива же пренебрегает традициями и приличиями. Но он не противопоставляет себя брахманизму; им движет не протест, а глубокое видение реального устройства мира, преходящей природы вещей и зыбкости всех тех принципов и традиций, на которые брахманы полагаются как на нечто незыблемое. Шива же видит, что они по сути полагаются на абсолютно непрочную «опору», на мираж.
В сущности, брахманы - это конформисты, которые заботятся больше о внешних вещах. Последователи Дакши живут в мире иллюзий, разочарований, страсти, погони за удовольствиями, бегства от несчастий, боли, пафоса, позора, лжи, страха и лицемерия.
А ключевые слова, которые отчасти характеризуют Шиву, - это свобода, любовь, сострадание, честность, ясность, простота.
Если сравнить душу, воплощенную в теле человека с птицей в клетке, то попросту говоря, брахманы пекутся о красоте и чистоте клетки, забывая покормить птицу, в результате чего птица страдает от голода и тоски, а Шива беспокоится только о самой птице и ее благополучии, не обращая внимания на клетку, так как благодаря Шиве птица рано или поздно вылетит из клетки и будет свободна. По этой аналогии человек, безусловно, должен заботиться о поддержании своего тела в здоровом состоянии (чистить клекту, в которой живет птица), но он также должен помнить, что главное - это то, что внутри, за пределами физического.
Шива - это Высшее Существо, которое существует само по себе. Шива, как величайший Гуру, учит не только и не столько словами, сколько собственным примером. Шива - это олицетворенное проявление руководства на духовном пути. Он показывается самой своей жизнью, чем действительно стоит заниматься, живя в этом материальном мире, вместо того чтобы гоняться за миражами и фальшивыми ценностями, и что по-настоящему заслуживает внимания, - это медитация и серьезное самоисследование. Вот что говорит о нем мудрец Кашьяпа:
«Несчастные, жалкие создания украшают тело дорогой одеждой и платьями, хотя оно годится только в пищу собакам. Таким образом наряженные и украшенные цветами и косметикой, они принимают тело за настоящее «Я». Увидев Шиву совершенно нагим, усыпанным пеплом, носящего ожерелье из черепов и имеющего спутанные волосы, полные пыли, они смеются над Реальностью, - Высшим Шивой, - не понимая, что Его целью является научить их видеть никчемную природу тела и относиться к нему безразлично. Шива попирает материальные богатства и власть, которых жалкие ничтожные человеческие существа ожидают в награду за их религиозную преданность и добродетель».
Сегодня, также как это было и в прошлом, можно наблюдать, как тенденции Дакши и Шивы проявляются в нашей жизни. Даже если люди ни сном ни духом не знают ни о Шиве, ни о Дакше, и вообще далеки от религии, - своим поведением и своей системой ценностей они делают свой выбор между этими двумя полюсами. Например, людей, которые свято чтут традиции, правила хорошего тона и этикет, чрезмерно беспокоятся о своих одежде, имидже и социальном статусе, можно без сомнения «записать» в «лагерь» Дакши, они мыслят и живут также, как он. Это не обязательно «плохие» люди. Здесь вообще не идет речь о «плохих» и «хороших». «Дакшисты» могут быть очень религиозными, благочестивыми и праведными. Они могут заниматься благотворительностью и работать на благо общества. «Шиваиты» могут делать то же самое и своим образом жизни не сильно отличаться от «дакшистов». Дело не во внешних отличиях.
Можно быть внешне нищим как Шива, но в своих мыслях думать и мечтать только о том, чтобы добиться хорошей карьеры, славы, всеобщего признания и богатства, и о том, чтобы ему завидовали все, кто его знают. Люди этой категории могут быть по складу характера как холопами, которые готовы унижаться перед более сильным, так и самодурами, которые в окружающих стремятся видеть холопов и унижать других, поэтому для них иерархическая лестница имеет огромную ценность, они ее боготворят, и успешным счиают того человека, кто смог с самых низов пирамиды вскарабкаться на самый верх. Они очень не любят тех, кто стоит в стороне от этой иерархической лестницы и не пытается занять в ней свое место, не проявляет к ней интереса; такие чрезмерно свободные люди вызывают подозрения и враждебность просто тем, что они «другие», что они не хотят того, чего другие страстно желают; они неуправляемые, поэтому власти их особенно боятся и не любят. Конформисты - смарта-брахманы, «дети» Дакши, - считают, что человек непременно должен приносить пользу обществу. То есть, расценивают человека как объект, как вещь, от которой должна быть польза. Человек обязательно должен быть чем-то занят, желательно чем-то оправданным в глазах конформиста. Если кто-то просто сидит и ничего не делает, это приводит ум «дакшиста» в замешательство и возмущает его. Просто быть и ничего не делать нельзя, это расценивается как «сбой программы», - точно также, как у хорошо организованных социальных насекомых каждая особь выполняет свою функцию на благо всего семейства. Иногда таких «бездельников» пытаются принудительно перевоспитать или «вылечить», «вернуть их к жизни» (то есть, к работе), сделать его полезным для своего пирамидально устроенного общества.
А можно быть звездой шоу-бизнеса, бизнесменом и миллионером, который внутри совершенно прост и свободен, не привязан к собственности, не помешан на вещах, не беспокоится о своей репутации, и в любой момент готов с легкостью оставить все нажитое, все бросить и уйти или начать все заново, потому что он ничего не боится; он - целостный человек, «вещь в себе».
Поэтому не нагота, грязь и нищета делают человека схожим с Шивой, и не нарядные одежды, шикарные автомобили и безупречная репутация делают кого-либо похожим на Дакшу, а именно его внутреннее состояние, его система ценностей. Для такого человека неведомы состояния унижения, - он не может ни унижаться, ни унижать, и не стремится занять выгодную ступень в иерархической лестнице. Он стоит как бы в стороне от этого беспокойного муравейника и понимает, что вся эта деятельность - «суета и томление духа». В его глазах все равны, и разделение на «низших» и «высших», «чистых» и «нечистых», «успешных» и «неудачников», «своих» и «чужих» он считает искусственным и бессмысленным.
Бывает довольно занятно наблюдать и такой феномен, когда среди ортодоксальных ведических брахманов встречаются по-настоящему проникнутые духом Шивы духовные искатели, целостные, свободомыслящие личности, без предрассудков, ложных самоидентификаций, конформизма и прочих -измов.
А среди шиваитов, принадлежащих авторитетным шайва-сампрадаям, наблюдаются отчетливые черты смарта-брахманизма, - наследия Дакши. Это выражается в том, что многие из них маниакально заботятся о разного рода внешних атрибутах, часто доходя до фетишизма, и ревностно спорят о титулах, регалиях, о формальной приналежности к «аутентичной» традиции, об авторитатах и о правильности проводимых ритуалов. Видя их споры, иногда удивляешься, какое вообще они имеют отношения к Шиве, почему называют себя шайвами, и вообще зачем называть себя кем-то и привязываться к этим названиям? Не спутали ли они случайно Дакшу - своего реального Ишта-деву - с Шивой? Ведь к Шиве, погруженному в созерцание истины, вся это параноидальная мышиная возня и фетишизм не имеют никакого отношения. На самом деле они продолжают дело Дакши и живут по его заветам. Даже Шиву они не могут терпеть таким, какой он есть и стараются его модернизировать по-своему, чтобы он не выглядел таким асоциальным. Они хотят его «окультурить», сделать приличным, рисуют его припудренно-глянцевым и наряжают его так, чтобы не было стыдно. Но шайва - это не тот, кто называет себя таковым. Тот, кто печется не о духе, а только о букве закона, неизбежно оказывается на стороне Дакши.
Все вышесказанное - не о ком-то там, о «других». Это касается тебя. И это касается меня. Эта вечная игра между нашими внутренними Дакшей и Шивой происходит в каждом человеке, и в какой-то момент одна сторона становится доминирующей. Чаще всего в течение жизни доминирует наш «внутренний Дакша».
Человек «ведется» на внешние уловки этого мира и фактически живет во сне, в мире иллюзий, принимая миражи за реальные, прочные вещи, на которые можно полагаться. А настоящее - Шива, присутствующий в глубине сердца, - ему кажется далеким мифом, на который полагаться неразумно. Но в момент смерти полагаться будет больше не на кого, и все «надежные» миражи исчезнут. Останется только То, от чего человек всю жизнь отворачивается, от чего бежит и не желает думать. Эта зияющая пустота внутри, которую стараются заполнить чем угодно, всякой чепухой, это тотальное одиночество, от которого все бегут, - это именно то, на что действительно стоит обратить внимание, и с чем мы останемся одни-на-один, и откладывать момент этой встречи крайне неразумно, - это все равно что занимать сторону Дакши, который при встрече с Шивой неизбежно потерпит поражение. Шайва - это тот, кто умер к внешнему миру, и кто умирает в каждый момент жизни; кто живет настоящим.
Сатьям Шивам Сундарам!
Обсудить на форуме