Процитирую одного человека из фейсбука, поскольку мое мнение полностью совпадает с его, хорошо сформулировал. Подписываюсь под каждым словом.
Иван Давыдов
Для памяти, крымские тезисы.
В записную книжку, по итогам бесед с разными людьми из разных стран.
1. Я вообще думаю, что любая территория имеет право на самоопределение. И подозреваю, не вовсе без оснований, что большинство жителей Крыма (без всякой форсированной подготовки к референдуму, без русских штыков, без пропаганды и вранья) все равно проголосовали бы за отделение от Украины.
2. Я пишу это в стране, где референдум, подобный крымскому, невозможен, и где скоро (это не фигура речи, закон же готов, кажется, в мае примут) сама мысль о чем-то таком, озвученная публично, станет уголовным преступлением.
3. Фактическая оккупация Крыма Россией до всякого референдума, марионеточное правительство, да и сам референдум, на подготовку к которому отводят 10 дней, - это такой коктейль из политических ошибок и политических же преступлений, что отрыжка после употребления внутрь этого коктейля будет долгой и неприятной.
4. Экономические последствия присоединения (вкупе с санкциями Запада) будут ударом тяжелым, но несмертельным.
5. Куда печальней то, что национальной идеей России, оказывается, способной эффективнее всего консолидировать население, остается примитивный имперский экспансионизм.
6. Именно это приведет довольно быстро к катастрофе (не режим, а нормальных людей, которые хотели бы жить здесь). Писал про это пару текстов уже, лень повторяться.
7. Русская власть неизобретательна, и, конечно, не раз еще использует этот новый рецепт консолидации. Так что отлично понимаю друзей-казахов, которым сейчас немного нервно, и одну добрую знакомую, проживающую теперь в Тбилиси. Ее замечание: "Кажется, я не так далеко уехала, как собиралась", - больше, чем удачная шутка.
8. И вот это уже будет катастрофой, возможно, для мира в целом, и уж точно - для России. Россия на этом кончится, а не возродится, как почему-то думают оттаявшие патриоты всех мастей.
9. Зато Крым будет русским. Ура. Такое счастье, такое счастье. Уже сейчас многие плачут.