Собака в индуизме

Oct 24, 2013 12:39



Собака в Индии традиционно считается «нечистым» животным. Особенно этого мнения придерживаются брахманы и другие высшие касты. Брезгливое отношение к собакам или страх перед ними встречается среди очень многих индийцев. Однако так было не всегда. Отношение к собаке как к «нечистому» животному было заимствовано индийцами из других культур.


В разных регионах Индии, например, на юге в Тамилнаду и на востоке в Ориссе, широко распространен культ Бхайравы, гневной формы Шивы. Рядом с Бхайравой изображается собака, которая является его ваханой (транспортным средством). Также существует поверье, что сам Бхайрава воплощается в облике собаки.

Менее распространенная форма Шивы, известная под именем Кхандоба, имеет такие же атрибуты. Эти божества появляются в непальском буддизме как Ямантака, разгневанный бог, побеждающий силы смерти.
Примечательно, что в ведической литературе, которая, как правило, считается древнейшей литературой Индии, многие божества имеют собак в качестве компаньонов. Спутница Индры, одного из главнейших ведических богов, - сука по имени Сарама. Она родила двоих сыновей (сарамея), которые в свою очередь стали компаньонами и посланниками Ямы, бога смерти.
Существуют свидетельства о том, что Варуна, бог воды, который первоначально занимал очень высокое место в ведическом пантеоне, имел собаку. Кроме того, четыре главные ведические книги - Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа - символически проявляются в форме четырех собак четырех разных окрасов, которые сопровождают Даттатрейю.



Одна из самых запоминающихся историй о собаках в индийской литературе повествует о героических братьях Пандавах из Махабхараты. Когда царь Дхармараджа (Юдхиштхира), его братья их семьи отправились в свой последний путь в Гималаи, все они погибли, и остался один Юдхиштхира со своей спутницей собакой. Они поднялись на вершину горы, и там их приветствовал бог Индра в своей колеснице. Индра восхвалял Юдхиштхиру за его доблестные деяния и сказал, что он заслужил место в раю. Он пригласил царя взойти на колесницу и увидел, что Юдхиштхира подозвал своего собачьего друга. Однако, Индра запротестовал. Он сказал, что собаки не допускаются на небеса.
Услышав это, Дхармараджа Юдхиштхира сказал, что он не может бросить такого верного спутника, который зависел от него. Он заявил, что предпочитает остаться на земле, чем отказаться от своей собаки. В этот момент собака превратилась в Ямараджу, бога смерти и Дхармы, который испытывал его. Таким образом Юдхиштхира с честью прошел свое последнее испытание и отправился в рай.
В тантрических традициях, когда проводят агнихотру (обряд огненного жертвоприношения), обращают внимание на животных, которые после завершения обряда подходят к участникам или встречаются на пути. Считается, что остатки жертвенных подношений нужно предложить этим животным. Если после агнихотры подходит собака и принимает пищу, то это говорит о том, что Шива пришел в облике собаки и дал понять, что он принял подношение. В таких случаях собака может есть даже нетипичную для нее пищу, оставшуюся после агнихотры: например, фрукты и злаки.
В Непале существует пятидневный фестиваль Тихар, известный в Индии как Дипавали. На второй день Тихара, в день Нарака Чатурдаши, проводится Кукур пуджа (или Кхича пуджа) - поклонение собакам, которых считают представителями Ямараджа, бога смерти. Люди надевают на собак цветочные гирлянды, ставят им тилаку и угощают вкусной едой.



Источник.

индуизм, собаки, Индия

Previous post Next post
Up