В свое время я написал эту статью для игры
rock_opera, но так как время действия у неё приблизительно такое же, как у "Билета в Атлантис", то с разрешения мастеров выкладываю её и тут тоже.
Оригинал взят у
prince_lutin в
Республика против Демократии. Республика против Демократии.
Краткий ликбез современной американской политики.Минутка истории.
В свое время Альберт Гор (которому на момент действия нашего мюзикла около 20 лет, но которого, как мы знаем, ждет примечательное будущее) выражал крайнюю гордость тем фактом, что он и его семья - демократы во многих поколения.
При этом он опустил тот факт, что его дед был главой местного отделения Ку-Клукс-Клана.
Как же так, все мы привыкли, что демократы - за свободу, а республиканцы - против?
Дело в том, что ещё в первой половине XX века это было не так.
Республиканская Партия была основана Авраамом Линкольном, и долгие десятилетия несла миру и Америке его идеалы аболиционизма. Демократическая же Партия была оплотом недобитых в Гражданскую войну конфедератов. Не стоит, впрочем, их инфернализировать. Главной мыслью Сплоченного Юга (Solid South - сплоченные южные штаты, которые и после поражения в Гражданской войне сохраняли культурную и политическую идентичность, в том числе в голосовании своих представителей в Конгрессе) было не столько «черных на рею», сколько «дайте нам жить по нашим старым традициям, дайте нам сохранить свое культурное отличие от Севера, хватит пытаться нас изменить, самобытность Штатов важнее Федерального единства!» Просто, так уж исторически сложилось, что в эти самые традиции и культурное отличие входило пренебрежительное отношение к черным, ввиду удобства рабского труда для нужд сельского хозяйства, на котором и была в то время основана экономика Юга.
Стоит отметить, что до тех пор, пока сохранялась такая расстановка сил, то есть республиканцы - борцы за свободу, а демократы - консервативные южане, демократы, хотя и сдерживали Реформацию Юга, в целом в рамках всей Америки политически проигрывали республиканцам (с 1861 до 1912 лишь один Президент, Гровер Кливленд, был демократом, правда дважды). Ведь все отлично помнили, кто победил в Гражданской войне, а кто проиграл.
Но, в середине двадцатого века произошли процессы, из-за которых Республиканская и Демократическая партия практически полностью поменялись местами, политическими идеями и сторонниками. Что бы увидеть это, достаточно посмотреть на результаты выборов 1900 и 2000 годов, чтобы увидеть, как поменялась политическая ситуация за XX век.
Если вы не заметили особой разницы, то обращу ваше внимание, что на первой карте красным обозначены демократы, а синим - республиканцы, а на второй - наоборот, синий - демократы, а красный - республиканцы.
Демократическое Перерождение.
Что же привело к таким изменениям?
В общем и целом, три политика-демократа преобразовали Демократическую Партию, сделав её такой, какой она стала сейчас. Вудро Вильсон, Франклин Делано Рузвельт и Джон Кеннеди.
Вудро Вильсон стал президентом практически случайно. В 1912 году в Республиканской Партии произошел раскол, приведший к тому, что её сторонники разделились между сторонниками Уильяма Тафта и Теодора Рузвельта, что позволило Вильсону опередить их обоих.
В свой первый президентский срок он запомнился именно тем, что удержал США от участия в Первой Мировой войне. Что и привело его к победе в 1916 году с лозунгом «он уберег нас от войны».
А в свой второй президентский срок он запомнился тем, что США вступило в Первую Мировую войну, и окончательно отказались от Доктрины Монро, предписывавшей невмешательство США в дела Европы. После победы в Войне, Вильсон активно участвовал в международных процессах, направленных на удержание мирового сообщества от будущих войн и создание международных миротворческих организаций, и хотя его фактическая недееспособность в конце президентства (он пережил в 1919 году инсульт) не дала ему заставить Штаты вступить в Лигу Наций, он вошел в историю, как антимилитарист и сторонник мира во всем мире. Что, впоследствии, стало одним из столпов идеологии Демократической Партии.
Франклин Делано Рузвельт пришел к власти благодаря Великой Депрессии. Герберт Гувер оказался не способен исцелить страну от этой болезни, и народ был готов проголосовать за любого, кто предложит альтернативный выход из ситуации. И им оказался ни кто иной, как Франклин. К слову, упомянутому выше Тедди Рузвельту он приходиться дальним родственником (впрочем, Тедди был республиканцем).
Рузвельт не подвел своих избирателей. С помощью так называемого «мозгового треста» - группы независимых советников-экономистов, он создал так называемый Новый Курс. Сутью НК было активное вмешательство Правительства в экономику, вопреки сопротивлению крупного бизнеса. Именно эта позиция, то есть сдерживание монополий крупного бизнеса с целью поддержки социального обеспечения среднего класса и мелких предпринимателей, и стала вторым столпом Демократической Партии.
Выведя страну из кризиса, Рузвельт заслуженно переизбрался на второй срок в 1936 году. А в 1939 в мире началась Вторая Мировая война.
Баллотирование Рузвельта на третий срок вызвало горячие споры в США. Дело в том, что хотя в то время это ещё не было закреплено законодательно, ни один президент не был в своем кресле более двух сроков. Эта традиция связана с тем, что Джордж Вашингтон в свое время отказался баллотироваться на третий срок, не желая становиться пожизненным деспотом молодой страны, и все президенты после следовали его примеру.
Но, Рузвельт сумел-таки стать первым (и последним, так как принятая в 1951 году 22-ая Поправка ограничила президентов двумя сроками правления) президентом, избравшимся на третий срок. Он убедил американскую общественность, что не допустит вступления США в иностранную войну.
На первый взгляд, трудно обвинить Рузвельта в лицемерии, ведь США вступила в войну после внезапного нападения японцев на Перл-Харбор в конце 1941 года (к слову, всего на четыре с половиной месяца позже СССР, чтобы там не утверждали советские популисты после войны). Но на самом деле активную экономическую поддержку Британии и союзникам Рузвельт начал оказывать почти сразу же, как стал в третий раз президентом, и, по мнению многих историков, ввиду этого вступление США в войну было неминуемо. Достойный продолжатель дела Вудро Вильсона.
В последствии, благодаря победе США в войне, Рузвельт стал президентом и в четвертый раз (в 1944 году, когда победа союзников уже была очевидна), но погиб от болезни спустя несколько месяцев после этого, не дожив до капитуляции Германии меньше месяца.
Ну, и наконец, третьим политиком, сформировавшим современную идеологию демократов стал трагически погибший незадолго до событий мюзикла Джон Фицджеральд Кеннеди, чаще именуемый просто JFK.
В целом, хотя о мертвых принято говорить или хорошее, или ничего, президентство Кеннеди трудно назвать успешным по объективным показателям. Да, страна переживала экономический подъем, но скорее в силу цикличных процессов экономики, чем в результате действий президента. Законопроект Кеннеди о снижении налогов был отклонен Конгрессом, его попытки борьбы с безработицей не принесли существенных сдвигов в этой проблеме. Попытка быть президентом-миротворцем так же провалилась, ибо международная напряженность в годы его президентства лишь выросла. Высадка в Заливе Свиней, Берлинский кризис, Карибский кризис, а затем и вступление США во Вьетнамскую войну - все это трудно назвать успешной внешней политикой мира во всем мире.
Но, в историю Демократической Партии он вошел не только благодаря эффектной смерти и специфическим фактам биографии (самый молодой президент в истории США и единственный президент-католик). На его президентство пришлось начало пика гражданской борьбы с дискриминацией. Расовые выступления чернокожих охватили всю страну, и президент не отвернулся от них, поддержав идею уравнения прав чернокожих с белыми. Он даже встретился с легендарным Мартином Лютером Кингом, лидером борьбы за права чернокожих. И это стало третьим и поворотным моментом в идеологии Демократической Партии. Некогда бывшая защитницей поработителей, партия стала оплотом освободителей. И именно с тех самых пор партия защищает права дискриминируемых меньшинств, к которым впоследствии так же присоединились сексуальные меньшинства (впрочем, это произошло уже сильно после смерти JFK).
Так Демократическая Партия стала такой, какой мы её знаем сейчас. То есть сторонницей мира во всем мире, контроля экономики и равных прав для всех американцев.
Что же было с Республиканской Партией в это время?
Республиканцы наносят ответный удар.
Стоит отметить, что республиканцы не сразу смогли сориентироваться в изменившейся политической ситуации в стране. Да, в 1952 году Эйзенхауэр, более известный как Айк, победил на выборах вопреки коррупционному скандалу с его кандидатом в вице-президенты Никсоном (запомните эту фамилию), но не столько благодаря какой-то политической программе, сколько благодаря славе полководца, приведшего США к победе во Второй Мировой, ибо именно он руководил Высадкой в Нормандии. Можно сказать, что для американцев он был чем-то вроде того, чем Жуков был для русских в то время, к слову, эти военачальники дружили друг с другом после войны.
Специфической заслугой Айка можно считать упразднение КРААД и дискредитацию сенатора Маккарти. Почему специфической? Дело в том, что Комиссия по Расследованию Анти-Американской Деятельности возглавляемая и направляемая сенатором Джозефом Маккарти по сути заложила один из столпов современной идеологии республиканцев, а именно оголтелый антикоммунизм.
Впрочем, как говорится, не важно, что сделал ты, важно, что продолжили твои наследники. И истинным отцом Республиканской Партии в том виде, в котором она известна на момент событий мюзикла, стал упомянутый выше 37-ой президент США Ричард Милхауз Никсон (в будущем неменьший, а может и больший вклад в становление республиканцев внесет Рейган, впрочем, его политика была в целом, в том же векторе, что и политика Никсона).
Свои первые президентские выборы Никсон проиграл. И проиграл не абы кому, а JFK. Не то, что бы значительно, всего на 0,2 % избирателей, но проиграл, так как по выборщикам он отставал куда значительнее (славная американская выборная система).
Затем он подождал одни выборы, не став соперничать с наследником JFK Линдоном Джонсоном (после смерти JFKв 1963, о которой скорбела вся Америка, занявший его кресло на правах вице-президента Линдон без труда победил на выборах 1964 с перевесом в 486 голосов против 52 у Барри Голдуэра), а после выступил, и победил в 1968 году, став, наконец-то, президентом.
Высадка на Луну, налаживание отношений с Китаем (расколовшее коммунистический блок), разрядка международных отношений, будущее для событий мюзикла завершение войны во Вьетнаме, все это сделало Никсона на выборах 1972-ого года президентом с самым большим числом голосов выборщиков со времен Вашингтона (отец-основатель получил 100% голосов в виду своей безальтернативности). Он получил 520 голосов выборщиков против 17 голосов у его соперника Джорджа Макговерна.
Как мы с вами знаем, спустя два года он ушел в отставку из-за Уотергейта, и вошел в историю как самый одиозный президент Америки со времен Эндрю Джонсона. Американская публика всегда славилась переменчивостью в своем отношении к героям.
Именно при Никсоне, к слову активном члене КРААД в свое время, утвердились нынешние принципы республиканцев, закрепленные позже Рейганом. По сути, Никсон собрал всех, кого потеряли или обидели в своем преображении демократы.
Во-первых, так называемые диксикраты. Южане окончательно поняли, что демократическая партия предала их интересы. Долгое время они даже голосовали против кандидатов от обеих крупных партий, выдвигая собственных кандидатов. Никсон же, чья южная стратегия заключалась в ослаблении десегрегации, то есть фактическом снижении усилий по уравнению прав черных и белых в южных штатах, сумел завоевать голоса диксикратов.
Во-вторых, крупный бизнес. Помните ту историю с коррупционным скандалом, когда Ричард ещё баллотировался в вице-президенты при Айке? Так вот, Никсон и после всячески поддерживал крупный бизнес (как, кстати, и Айк, чей кабинет министров журналисты окрестили «правительством восьми миллионеров и одного водопроводчика»). Конечно, окончательно слава Республиканской Партии, как партии снижающей контроль экономики и налоги для крупного бизнеса, закрепилась из-за рейгономики, но первые шаги в этой области совершил именно Никсон.
Но самая главная черта, которая стала присуща республиканцам благодаря Никсону, это идеология крайне агрессивной риторики в вопросах внешней политики. Его предвыборная программа в 1972 была построена на нотах крайней агрессии к потенциальным противникам (то есть все тем же коммунистам, с которыми он боролся ещё в КРААД). И именно это, то есть борьба с внутренними (то есть левыми партиями, которых он обвинял в пособничестве СССР) и внешними врагами, усиление «закона и порядка» внутри (с ударением на слово «порядок»), и наращивание военной и политической мощи вовне (через активную поддержку антикоммунистических режимов в странах третьего мира) стало основой политики республиканцев.
Резюме.
Резюмируя, можно сказать, что борьба демократов и республиканцев на данный момент, это по сути борьба Первой и Второй Поправок. Напоминаю, что Первая Поправка гарантирует свободу слова, а Вторая - право хранения оружия.
Сторонники республиканцев - это консервативные круги (в не последнюю очередь расистские круги), крупный бизнес, оружейное лобби, а главное - ура-патриоты и любители агрессивной риторики.
Сторонники демократов - это средний класс, мелкие предприниматели и либеральные слои населения, а так же умеренные антимилитаристы (что весьма забавно, с учетом, что при Вильсоне США вступила в Первую Мировую, при Рузвельте - во Вторую, а при Кеннеди - во Вьетнам).
Казалось бы, почему же новые левые и неформальные движения в целом (в первую очередь хиппи) не поддерживают демократов, а идут против обеих партий?
В том числе по той причине, что вытекает из отмеченного мной забавного факта. По сути, в 60-ые годы демократы стали, как можно видеть из обзора политики JFK, бессильными популистами, неспособными провести столь необходимые радикальные реформы. Увы, вместо успешной политики примирения через поиск компромисса между капиталистической и коммунистическими моделями, у них получалась политика ослабления, приводившая к усилению Советского Союза и накалу международной напряженности. Их экономические реформы были недостаточны, ибо были косметическим ремонтом, в то время как капитализм, по мнению левых, требовал ремонта капитального в лучшем случае. Их борьба за права чернокожих была полностью похоронена Никсоном, да и, помимо прочего, было множество дискриминируемых слоев населения (те же сексуальные меньшинства, которых все ещё принудительно лечили в психушках), на права которых демократы, боясь неготовности среднего класса к серьезным переменами, попросту закрывали глаза.
Америка менялась, менялась её культура, менялись потребности молодежи. А в это время демократы предлагали давно устаревшие реформы, а республиканцы и вовсе рубили все эти поползновения на корню, называя врагами Америки тех, кто просто желал мира во всем мире и справедливого распределения ресурсов.