...Так уж получилось, что доктор Штрадман во время рабочего дня не обедал. Как во времена голодной юности в Германии он приобрел эту привычку, экономя на еде, да так и не отвык. Но в этот февральский полдень 1935 года, возвращаясь с авиамоторного завода Ахаге, почувствовал буквально зверский, прямо таки патологический голод. Оно и понятно: они с герром Флорианом Штибером, главным конструктором авиационных моторов общества, более полутора суток гоняли на стенде новенький двигатель, впоследствии названный "Доппельсмарагд".
Увидев из окна своего "Траксьон Аван" вывеску какой-то кафешки, доктор тут же припарковал автомобиль, и заняв место за столиком на веранде, заказал обед. Когда он приступил к десерту, то обратил внимание, что на него посматривает какой-то господин средних лет, с таким видом, будто пытается его вспомнить. Видя, что доктор собирается расплатиться, этот человек подошел к его столику.
- Я прошу прощения за беспокойство, но вас зовут Штрадман? Доктор Иоганн Штрадман, не так ли?
- Да, это мое имя. Мы с вами знакомы?
- Нет, не знакомы. Меня зовут Йозеф Вальдфогель, я один из редакторов и совладелец "Новой Атлантической газеты". У меня есть для вас предложение, обсудить которое мы могли бы в любое удобное для вас время.
- Если вы не против, то давйте прямо сейчас: у меня как раз есть свободные полчаса.
- Хорошо. Давайте поедем в редакцию - у меня в кабинете нам будет удобно говорить.
* * *Господин Вальдфогель усадив доктора в кресло и заняв свое место во главе стола размером с небольшой аэродром, начал разговор.
- Я начну издалека, что бы вам было понятнее, в чем суть нашего предложения. Вы читали нашу газету?
- Нет, не читал. Но я вообще не читаю прессу, разве что специализированную.
- Хорошо, тогда я расскажу немного про нас. Итак, наша газета трехязычная. Структура ее такая: есть основная часть, включающая рекламу, на английском языке, и региональная - на немецком и, с недавних пор, на датском языках. Мы выходим каждый день: шесть раз в неделю на 32 полосах, а в воскресенье на 64 полосах полулистового формата.
- Простите, что прерываю вас, но что такое "полоса" и "полулистовой формат"?
- "Полоса" - это у нас, у газетчиков так называется страница. А "полулистовой формат" - это размер в два раза больший по длине и ширине обычного машинописного листа бумаги.
- Основная англоязычная часть нашей газеты, - продолжил Вальдфогель, - это 4 информационные страницы, включая первую, и 16 рекламных. В воскресном выпуске их соответственно в 2 раза больше. С недавних пор мы стали выходить на Мьелле и Слюрветвинде, открыв там новую типографию. Передача туда этих страниц по телеграфу с использованием бильдаппарата (фототелеграфа) невозможна - туда не протянут кабель, а радиосигнал доходит туда с большими искажениями. Картонные матрицы для изготовления стереотипов, с которых печатаются эти страницы, мы доставляем туда на самолетах с несколькими пересадками. Газета там выходит с опозданием на трое суток, и это проблема, которую только вы можете помочь нам решить.
Тут господин Вальдфогель сделал паузу и произнес:
- Доктор, постройте нам самолет.
Немного помолчав, доктор спросил газетчика:
- Я правильно вас понял, что вы хотите получить машину, способный за двадцать часов доставить 50 кг картона на семь с половиной тысяч километров?
- Да, все так. Опоздание с выходом на сутки нас вполне устроит.
- А не слишком ли дорого это обойдется для вас? Ведь вам надо иметь не одну, а пять машин: четыре для регулярных рейсов и одну в запасе.
- Заказчиками будем не только мы. Вместе с нами эти самолеты будет эксплуатировать и местная почта: им удалось убедить свое министерство профинансировать заказ почтовых самолетов, при условии что кто-нибудь еще будет их компаньоном. Они, зная нашу проблему, обратились к нам, ну а я - к вам.
- А почему вы обратились ко мне, а не в "Чаппараль"? Ведь те уже строили самолет для перелета на Мьелль?
- Мы уже обращались к ним. "Чаппараль", к сожалению, сейчас загружен военными заказами.
- Хорошо. Давайте сделаем так. Мне нужны точные технические требования к самолету. Потом мне нужно два дня для предварительных расчетов, после чего я с вами свяжусь и скажу точно: берусь я за ваш заказ или нет.
* * *Прошел месяц. Договор с газетой и почтовым ведомством на пять самолетов был заключен. Уже успешно полетел планер - летающая модель будущего самолета. Все шло своим чередом.
Но тут позвонили из военного ведомства. Один из чинов, отвечавший за вооружение корпуса авиации просил о встрече со Штрадманом.
- Чем обязан? - спросил его доктор, сразу же после обмена приветствиями.
- Я знаю, что вы строите новый сверхдальный и скоростной самолет для нашей почты, - перешел сразу к делу военный. - Поэтому у нас есть к вам предложение сконструировать бомбардировщик, способный долететь до Гибралтара или Панамского канала.
- Ничего нельзя утаить от вас, - усмехнулся Штрадман. - Но самолета еще нет, есть только планер-прототип. А почему вы не объявляете конкурс, как вы это делаете обычно? И почему только до этих объектов?
- Чтобы объявить конкурс, нужно точно знать, чего мы хотим. Но сейчас мы даже сами толком не можем сформулировать наши требования. Не от чего оттолкнуться - нет таких машин в мире. Твердо только можем сказать одно: машина нужна с максимальной дальностью не менее 10 тыс. км, скоростью не менее 350 км/ч и бомбовой нагрузкой не менее 500 кг. А что касается выбора объектов... В случае большой войны, если нас в нее втянут, нам так или иначе придется встать на сторону одной из великих держав и стать противником другой. Да и если вдруг с Бразилией до войны дело дойдет, неплохо бы иметь возможность долететь хотя бы до Сан-Паулу, а это почти 4 тыс. км только в один конец.
- Ну что же. Задача понятна. Я берусь сделать для вас бомбардировщик.
- Хорошо. Тогда до встречи на обсуждении эскизного проекта.
* * *
Обсуждение проекта дальнего скоростного бомбардировщика прошло на удивление гладко. "Может потому, что им выбирать не из чего," - грешным делом подумал Штрадман. Единственно, на чем остановились оппоненты, так на численности экипажа.
- Доктор, а вы уверены, что штурман сможет выполнять обязанности второго пилота во время такого длительного перелета? Да и на шкипера ложиться немалая нагрузка?
- К сожалению, весовые ограничения не позволяют увеличить численность экипажа. От пятого члена экипажа нам пришлось отказаться еще на ранних этапах эскизного проектирования. Но мы постарались максимально облегчить работу экипажа. Бомбардировщик оснащен автопилотом, а у штурмана есть новая навигационная система, позволяющая по пеленгам с нескольких радиостанций, от пяти до восьми, с высокой точностью определить фактическое местоположение самолета. Стрелковые башни оснащены гидроприводами совместной разработки с фирмой "Нэш", позволяющие легко и с минимальными усилиями наводить их на цель.
Других вопросов у военных не возникло и они дали заказ на постройку трех опытных и 12 предсерийных образцов бомбардировщика.
* * *
И вот наступил этот сентябрьский день, когда опытный образец бомбардировщика поднялся в воздух. Через несколько дней взлетел и почтовый курьер. Самолеты были как два брата: похожи и вместе с тем разные.
Доктора все поздравляли с успехом, хотя по настоящему он его почувствовал только спустя пару месяцев, когда с регулярностью часов заработал почтовый маршрут на Мьелль. Но подлинный триумф он испытал, когда ему под большим секретом показали аэрофотоснимки шлюзов Панамского канала!
Примечание: Шкипер - так называют командира воздушного корабля в АР
Характеристики бомбардировщика
Максимальная дальность 10 000 км с 1000 кг или 8300 км с 2000 кг
Запас топлива 6000 кг (7800 л)
Запас масла 500 кг
Скорость крейсерская 375 км/ч
Максимальная 450 км/ч
Двигатели "Доппельсмарагд" номинальной мощностью 950 л.с. и крейсерской 550 л.с. Удельный расход топлива 195 г/л.с.ч.
Вес пустого с оборудованием 6600 кг
(крыло + фюзеляж + шасси + 2 двигателя с оборуд. и винтами + 4 бака с арматурой + 2 маслобака ) = 1730 + 1200 + 750 + 1700 + 480 + 80 = 5 940)
4 пушки с 8 магазинами по 100 патронов = 4 х 23 кг + 8 х (12 + 19,2) = 342 кг
Экипаж с парашютами (4 чел) 400 кг
Удельная максимальная нагрузка на крыло 160 кг/м2
(шкипер, штурман-бомбардир, стрелок-радист, стрелок)
(Максимальный вес 14 500 кг)
Характеристики почтового самолета
Максимальная дальность 10 300 км с 1500 кг коммерческой нагрузки
Запас топлива 6000 кг (7800 л)
Запас масла 500 кг
Скорость крейсерская 375 км/ч
Максимальная 450 км/ч
Двигатели "Смарагд" номинальной мощностью 630 л.с. и крейсерской 350 л.с. Удельный расход топлива 195 г/л.с.ч.
Вес пустого с оборудованием 6100 кг
(крыло + фюзеляж + шасси + 2 двигателя с оборуд. и винтами + 4 бака с арматурой + 2 маслобака ) = 1730 + 1000 + 750 + 1830 + 480 + 80 = 5 670)
Экипаж с парашютами (2 чел) 200 кг
(шкипер и второй пилот-штурман)
(Максимальный вес 14 000 кг)
Удельная максимальная нагрузка на крыло 153 кг/м2
Характеристики крыла
Площадь крыла 91 м2
Механизация: щитковый закрылок
Максимальная экспл. перегрузка 4.0 запас прочности 1,5
Размах крыла 30,2 м
САХ 3,02
Удлинение крыла 10