"Нас не догонят": Лидерство как национальная идея от Александра Войтинского

Mar 05, 2014 22:51

Разворачивающиеся сейчас в Крыму и на Юго-Востоке Украины события до удивления напоминают - тем, кто помнит те времена, конечно - Югославию 15-летней давности, кипевшую в марте 1999-го митингами и даже официально просившую принять ее третьей в состав союзного государства России и Белоруссии. Руководство России тогда, в отличие от общества, проявило слабость, бросив братьев-славян на произвол судьбы. Спустя 15 лет в верхах уже совсем иные настроения. Но мы, собственно, не об этом - а о том, что весной 1999-го произошло еще одно событие. Популярный композитор и продюсер Александр Войтинский, обдумывая идею телевизионного марафона в поддержку Югославии, написал для 14-летней певицы Юли Волковой песню «Югославия». Не включенная в позднейшие альбомы группы t.A.t.U., она, тем не менее, стала для нее точкой отсчета. Вдосталь шокировав потом публику и официально расставшись, «татушки» неожиданно снова собрались в этом году - чтобы сделать свой хит «Нас не догонят» неформальным гимном Олимпиады в Сочи. Такой вот круговорот событий.


«Мы позорно воздержались от участия в войне», - заявил в 2004 году Войтинский, объясняя, зачем написал за пять лет до этого песню: «Песней я просил прощения за то, что я такой трус». Он сам хотел отправиться на войну в Югославию - как и сейчас, десятки движений и партий громко заявляли о вербовке туда разнообразных добровольческих отрядов - но… испугался. Homo sum, humani nihil a me alienum puto.

А ведь Войтинский - не какой-то Обломов. «Надо делать строго то, что хочешь, - говорил он в интервью в том же году. - Нарушаешь это правило - шаг назад, соблюдаешь - вперед. Собственно говоря, успешный - это и есть «делающий что хочет»…. Стратегическая цель одна: сделать то, что должен сделать. А должен сделать то, что хочешь». Он не смог поехать лично воевать - и поэтому заставляет себя сделать хоть какой-то вклад уже в другой сфере. Впрочем, уже летом 1999 года он откажется от дальнейшего участия в заведомо успешном и скандальном проекте t.A.t.U. из-за неприятия идеи однополой любви. В 2001-2008 годах он будет продюсировать ставшую также сверхуспешной, но совсем на другой волне рок-группу «Звери». Устав от ее сугубо молодежно-развлекательного формата, он займется кинопроектами «Елки», «Черная молния» и «Джунгли». Их правильнее назвать именно так, а не просто кинофильмами, учитывая определенный вложенный в них идейный заряд.

«Смысл искусства, по моей версии, в объединении людей», - с этой мыслью Александр Войтинский приходит в киноиндустрию. С «моралью, ставящей общественные интересы выше личных». С точки зрения личной выгоды ни Югославия, ни что-то еще ему не были интересны - он мог бы бесконечно участвовать в съемках рекламных клипов и раскрутке молодежных групп...

«Героев и героического кино в нашей стране должно быть больше! - доказывает Войтинский. - Чем больше будет супергероев в кино, тем больше их будет в жизни. Сейчас в реальной жизни они есть, но в кино почему-то они не попадают. Это большая проблема, минус, который мы хотим если не исправить, то начать исправлять. Это жизненно необходимая вещь... Сначала возникает понятие о герое, отношение к этому понятию в обществе, а потом уже герои появляются в жизни». В этой связи можно вспомнить США. Огромная, защищенная морем и мощнейшей армией и флотом от врагов, процветающая страна год за годом выдает один за другим блокбастеры о том, как «простой (да не простой) американец» в случае необходимости без всякой помощи государства готов дать решительный бой всем силам зла и организовать для этого других. Вспомним хотя бы классический в этом плане фильм «В осаде» (1992) со Стивеном Сигалом в главной роли.

«Потеряв героев в искусстве, кино, книгах, - резюмирует Войтинский, - мы теряем их и в жизни». Он постулирует роль кино в обществе: «Я считаю, что смысл искусства в том, чтобы воспитывать людей, давать примеры решения их насущных проблем. В этом - единственный смысл, больше никакого нет. Но формы этого урока могут быть только развлекательными: если увиденное не будет интересно, урок не сработает».

В его фильмах наглядно показываются примеры борьбы за благо других людей («Черная молния»), их мирного объединения ради решения жизненных проблем («Елки») и умение в итоге идти на уступки в семейной жизни («Джунгли»). Все фильмы Войтинского удивительно добрые и простые, в них нет криминальных «разборок», бесконечных «ментов» и «глухарей», по инерции плывущих с 90-х и даже расцветающих пышным цветом перед телезрителями: «Придя в эту индустрию, мы постоянно говорили: ребята, вы будете зарабатывать больше, если займетесь добрыми делами, а не злыми - не 90-ми».

Есть более важные вещи в этой жизни, считает он: «Я это делаю даже не ради себя, а ради детей, которые будут жить в будущем, ради своих в том числе. Я очень рациональный человек и поэтому хочу, чтобы мир справился с вызовом, который ему брошен. Мы - команда, которая летит сквозь холодный неприветливый космос». И которая хочет стать лидерами в том, что делает: «У нас сейчас роль догоняющих, а наша задача - превратиться в лидеров. Не надо этого стесняться. А людям, конечно, тяжело, хочется избежать этой позиции, возникает неизбежный комплекс, что мы не первые, не золото, а серебро. Мужество в том, чтобы не бояться этого, а идти на опережение». Это также можно было выбрать лейтмотивом Зимней Олимпиады в Сочи, начатой под песню основанной Войтинским задорной девчачьей группы: «Нас не догонят!»

Созидатели, Кино

Previous post Next post
Up