Филипп де Виллье: католик-традиционалист, евроскептик, антиисламист

Feb 17, 2014 22:31

Евроскептицизм стал в Западной Европе рекордно популярным - в большинстве стран уровень его поддержки зашкаливает за 50%. Но стоит вспомнить, кто стоял у его истоков, когда это еще не было мейнстримом, и кто его таковым сделал - консерватор-католик из старой дворянской семьи Филипп де Виллье. Будучи на первый взгляд выходцем из Средневековья, он создал передовой центр по коммуникационным и информационным технологиям, а руководимый им регион вывел в число самых успешных во Франции.


Времена королей давно в прошлом, но примерно половину ХХ столетия нормандским крупным городом-портом Булонью правили бароны де Виллье. Жак  де Виллье управлял городом с 1947 по 1983 годы, до него в 1943-1947 годах - его брат Ги, перед этим, с 1922 по 1938 годы - Иосиф. Таковы порой нравы французской провинции ;) Добавим, что в годы алжирской войны Жак де Виллье состоял в ОАС и даже попал за это в тюрьму на какое-то время. В семье такого консерватора в 1949 году и родился политик, которого в наши дни французская пресса называет не иначе как «королем». И за бескомпромиссные правые взгляды - в 1981 году он ушел в отставку с высокого поста, не желая сотрудничать с социалистическим правительством Миттерана, и за то, что с 1988 по 2010 годы он непрерывно правил целым департаментом - легендарной Вандеей, поднявшейся в конце XVIII века на бунт против победившей в Париже Великой Французской революции. Раз за разом он побеждал на выборах на пост президента Генерального совета департамента, и в 2010 году ушел в отставку сам, из-за выявленного рака левого глаза. Впрочем, де Виллье удалось победить хороидальную меланому, удачно перенеся тяжелую операцию.

Это был «король», но, как Арагорн у Толкина, пришедший на трон, несмотря на аристократическое происхождение, «снизу». Поддержку жителей Вандеи - на каждых выборах за него голосовало порядка 70% избирателей, что во Франции нечасто - Виллье заслужил десятилетней работой общественного активиста и волонтера. В 1978 году после окончания университета он решил создать рядом с замком Пюи-дю-Фу тематический исторический парк, некий аналог Диснейленда, посвященный французской истории - от времен галлов и римлян через Средние века до Нового времени, который послужил бы живому ознакомлению граждан страны с делами своих предков. Де Виллье сумел зажечь своим энтузиазмом и местных жителей, и власти, и спонсоров - и парк был построен и в 1989 году заработал, привлекая в 1990-е по полтора миллионов человек в год и став одной из достопримечательностей Вандеи. И до сих пор в нем каждый год бесплатно трудятся волонтерами несколько тысяч местных жителей, и парк благодаря этому работает без госдотаций.


В 2012 году парк «Пюи-дю-Фу» даже получил за зрелищность и масштаб его представлений «Оскар», а в самой Франции - еще и «Зеленый Глобус» экологов за бережное поддержание природной среды. К слову, и столица департамента Нант была в в 2013 году был признана «зеленой столицей Европы».


Стоит добавить, что Филипп де Виллье - еще и плодовитый писатель, автор целого ряда ставших популярными исторических романов о французской истории. А еще - и страстный яхтсмен, организовавший в своем регионе парусную регату «Вандея-глоб».


Консерватор-традиционалист, де Виллье одним из первых осознал значение новых технологий и в 1984 году создал частный центр коммуникационных и информационных исследований SciencesCom. Позже управляемая им Вандея в 2005 году стала первым департаментом во Франции, где все сферы бизнеса были подключены к Интернету. И это на общем фоне вывода департамента на уровень одного из наиболее благополучных в стране, с самой низкой безработицей (всего 5,7% к 2008 году), лидировавшего по производству многих промышленных товаров во всем мире. Действовала и программа по развитию малого бизнеса. Многие говорили даже о «вандейском экономическом чуде».

Пост президента SciencesCom Филипп де Виллье оставил в 1994 году, вступая в битвы большой политики. Еще в 1992 году он протестовал против подписания Маастрихтского соглашения, утверждавшего Евросоюз. Видя, что голлисты забыли заветы «великого Шарля» и растворяют Францию в единой Европе, де Виллье создает новую партию на основе идей правого консерватизма - «За Францию». На выборах в Европарламент в 1994 году его партийный список набирает 12,34%, обогнав Национальный фронт Жан Мари Ле Пена (10,52%) и уступив лишь таким двум давним «титанам» французской политики как Социалистическая партия (14,49%) и голлисты (25,58%). В 1995 году де Виллье участвует и в президентской гонке, набрав с первой же попытки полтора миллиона (4,74%) голосов. Но есть такая тонкость - во Франции государство оплачивает расходы на выборы лишь кандидатов, набравших не менее 5%. Ле Пен это финансирование получает, а де Виллье был выставлен счет в 6,2 млн. франков. Для его погашения он обратился к сторонникам, но этот процесс фандрайзинга занял тогда из-за отсутствия Интернета длительное время.

В 2005 году он был инициатором протеста против подписания Конституции для единой Европы, выступая за суверенитет Франции и против восточных гастарбайтеров (именно он запустил тогда известный ныне мем «польский водопроводчик»). Де Виллье проводил встречи с избирателями по всей стране, и в итоге 50,5% французов сказали законопроекту «нет». Ряды его партии выросли за это время вдвое - с 7,2 до 16,5 тыс. Кстати, опять же можно сравнить с Национальным фронтом, имевшим в своих рядах, по словам Ле Пена, в 2002 году - после трети века существования - 25 тыс. человек.

Де Виллье также был одним из пионеров борьбы с исламизацией Франции, издав еще в 2006 году книгу «Мечети Руасси», вызвавшую скандал не меньший, чем четырьмя годами в Германии «Самоуничтожение» Тило Саррацина.


Его «Движение за Францию» еще до того, как борьба с мультикультурализмом стала мейнстримом, прямо заявляло в своей программе: «Мы выступаем против мультикультурализма, который ведет Францию к этническому разделению и к потере ее корней. Мы выступаем также против позитивной дискриминации, считая, что единственным критерием для получения поста должно являться одно - ты этого заслуживаешь. Все попытки назначений по расовому, религиозному или половому признаку неприемлемы. Мы выступаем за политику нулевой иммиграции и за политику ассимиляции для тех, кто уже приехал». Еще одна ключевая их позиция: «Турция ни при каких обстоятельствах не должна стать членом ЕС».


При определенном внешнем сходстве партий де Виллье и Ле Пена они разные, ибо в основе одной лежит консерватизм, другой - слегка «приглаженный» правый экстремизм. Ле Пен - ни Жан Мари, ни его дочь Марин - вряд ли поддержали бы инициативы де Виллье по созданию рабочих мест и социальной инфраструктуры в Западной Африке. Часть прибылей от «Пюи-дю-Фу» уже много лет направляются в бывшую французскую колонию Бенин, где строятся школы, поликлиники и больницы европейского образца, создаются кассы взаимопомощи для финансирования малого бизнеса и кооперативные страховые сообщества, обучаются специалисты сельского хозяйства и автомеханики, расселяются трущобы. Также проводится работа по привлечению в Бенин западных инвесторов и по борьбе с коррупцией. Только таким путем, считает французский «народный консерватор», можно в будущем удержать массы людей из третьего мира от бегства в Европу - устранив нищету и бесправие у них на родине.

Созидатели, Консерватизм, Миграция, Политика, Запад

Previous post Next post
Up