Специально для "Атлантов России" политолог Кирилл Родионов изучил опыт Будапешта в деле несиловой защиты этнических венгров за рубежом.
Одним из обоснований решения о вводе российских войск в Крым являлась защита живущих на полуострове русских. Вне зависимости от отношения к этому шагу Кремля, стоит признать, что сама по себе эта цель не является чем-либо из ряда вон выходящим. Наоборот, многие государства развитого мира реализуют комплекс мер, направленных на защиту соотечественников за рубежом. Достаточно вспомнить пример Израиля, который с момента своего основания помогает живущим в различных концах света евреям бороться с дискриминацией по этническому признаку, или Германии, в течение всех послевоенных десятилетий оказывавшей колоссальную поддержку миллионам немцев в деле возвращения на историческую Родину. Сюда же можно отнести и Венгрию, которая, в частности, защищает закарпатских венгров от принудительной украинизации.
Согласно данным всеукраинской переписи 2001 года, на территории второй по численности республики бывшего СССР проживало 156 тысяч этнических венгров, составлявших тем самым 0,3% населения. Подавляющее большинство живущих в Закарпатье венгров сосредоточено в 124 населенных пунктах, расположенных на пограничной со Словакией, Венгрией и Румынией территории длиной в двадцать километров. Что примечательно, закарпатские венгры являются наименее интегрированным меньшинством Украины: согласно данным уже упомянутой переписи, для 95,4% из них родным является венгерский язык, при этом 60,1% не знают никакого иного языка, кроме венгерского.
Стоит напомнить, что вплоть до окончания Первой мировой войны Закарпатье являлось частью Австро-Венгерской империи. После подписания Версальского мирного договора этот регион отошел Чехословакии. Однако в результате Первого Венского арбитража (ноябрь 1938 года) и раздела Чехословакии (март 1939 года), данная территория вошла в состав Королевства Венгрии. В июне 1945 года между Советским Союзом и Чехословакией был подписан договор, благодаря которому Закарпатье стало административной единицей Украинской ССР. Наконец, в 1991 году закарпатские венгры стали гражданами независимой Украины. Таким образом, за прошедшее столетие регион поменял юрисдикцию целых пяти государств.
Компактность проживания карпатских венгров в немалой степени способствует трансляции из поколения в поколение национального языка и культуры. По состоянию на 2009 год, в регионе действовало 80 детских садов и 97 школ, в которых воспитывались и получали образование на венгерском языке более 16 тысяч человек. Ежегодно более полутора тысяч студентов проходят обучение в Закарпатском венгерском институте им. Ференца II Ракоци и на факультете венгерского языка Ужгородского национального университета. Помимо этого, в регионе действует множество культурных организаций, таких как Венгерский национальный театр им. Дьюлы Ийеша, открытый в городе Берегово в 1996 году, или Русинско-венгерский культурный центр им. Андрея Бродия в Ужгороде.
Отдельно стоит сказать о венгерских общественно-политических организациях - Обществе венгерской культуры Закарпатья (ОКВЗ) и Демократическом союзе венгров Украины (ДемСВУ). Несмотря на общность целей и задач этих структур - создание экстерриториальной культурной автономии для всех без исключения представителей венгерского национального меньшинства и политической автономии для регионов компактного проживания венгров - между собой они находятся в достаточно жесткой конфронтации. Нынешние руководители ОКВЗ и ДемСВУ - Миклош Ковач и Иштван Гайдош - в разное время являлись депутатами Верховной Рады. Конкурируя между собой за один и тот же электорат, они не упускают любой подходящей возможности для критики в адрес друг друга.
Так, в прошедшем феврале Ковач обвинил Гайдоша в том, что тот участвовал в проправительственных демонстрациях от имени всех украинских венгров. Со своей стороны, Гайдош парировал эту критику тем, что хоть и был членом фракции Партии регионов, после революции он вышел из нее одним из первых. Но при всем при этом, будучи главой парламентского комитета по правам человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений, Гайдош достаточно жестко критиковал произошедшую вслед за победой Майдана отмену закона о региональных языках, называя этот шаг антиконституционным. Интересно, что сближению ОКВЗ и ДемСВУ нисколько не способствует непосредственно само венгерское правительство, пусть даже оно и принимает участие в их финансировании.
Официальный Будапешт использует имеющиеся у него дипломатические ресурсы для обеспечения поддержки закарпатских венгров. В частности, ежегодно проходят заседания венгерско-украинской комиссии по вопросам обеспечения прав национальных меньшинств. Главной целью венгерской стороны является изменение административных границ Закарпатской области и создание внутри нее Притисянского района, который бы охватывал 110-120 тысяч венгров. Помимо этого, представители Министерства иностранных дел Венгрии давят на официальный Киев с целью добиться такой нарезки избирательных округов, при которой у этнических венгров была бы твердая гарантия прохождения их депутата в Раду. Впрочем, эти усилия пока не увенчались успехом.
Еще одним инструментом политики правительства Венгрии по отношению к соотечественникам в Закарпатье является так называемая «карта венгра». Этот документ предоставляет его обладателю не только возможность беспрепятственного получения долгосрочной визы, необходимой в том числе и для осуществления трудовой деятельности на территории Венгерской Республики, но и право на получение гражданства в приоритетном порядке. На сегодняшний день 90 тысяч закарпатских венгров стали в обладателями таких карт. Примеру Венгрии последовала Польша, которая в 2008 году ввела «карту поляка» для лиц, считающих наследницу Речи Посполитой свой исторической Родиной, но проживающих за ее пределами. Было бы неплохо, если бы аналогичную меру реализовала и Россия. Тем более что на протяжении последних двадцати лет для защиты соотечественников за рубежом у нас практически ничего не было сделано.