Райские сады Валаама

Sep 13, 2020 11:00

Продолжаю обещанный рассказ о нашей поездке на Валаам.

Если от пристани подняться по идущей вверх и чуть влево дороге, то оказываешься перед надписью - "Нижний сад".
Садов на Валааме несколько. Нижний сад был заложен в середине XIX века на месте карьера. Сложно поверить в то, что на скалах, где плодородный слой либо совсем отсутствует, либо слишком тонок возможно вырастить сад.
До сих пор в садах сохранились старые яблони, возраст которых насчитывает до 160 лет, и эти яблони продолжают плодоносить!

Кроме яблонь в садах имеются посадки сортов и сеянцев крыжовника, черной, белой и красной смородины, малины.

Выйдя из сада и поднявшись по дороге еще на несколько шагов, мы остановились у трехмаршевой лестницы, построенной еще в 1877 году.

Каменные плиты, из которых сложена лестница, соединены между собой, для большей прочности, большими металлическими скобами

Необычный камень с дырками не что иное, как ливневка. Стекая через отверстия, вода по трубам собиралась в бочки, что располагались в Нижнем саду. Воду использовали для полива сада.

Вход в монастырь - Святые врата с храмом Петра и Павла и колокольня. Туда мы обязательно пойдем, но чуть позже.

Слева по дороге установлен гранитный обелиск, установленный в честь посещения монастыря царственными особами: начиная с Петра I, вернувшего архипелаг в состав России. Хотя сам государь на острове никогда не был.

В 1858 году император Александр II с семьей посетил остров Валаам. В память об этом событии напротив обелиска была установлена часовня. О посещении монастыря царской семьей свидетельствует также надпись, высеченная в медальоне. Поэтому часовню еще называют Царской.

Часовня во имя иконы Божией матери "Знамение" была построена в 1962 году по проекту А.М.Горностаева.

Спасо-Преображенский собор, окруженный двойным каре. Внешнее каре было построено в 1801-1809 годах. В его помещениях размещались Братские кельи, различные мастерские, кладовые, ризница, больница, библиотека. Внутреннее каре старше внешнего - оно строилось с 1785 по 1801 год.

Пройдя направо, мимо часовни мы оказались перед зданием Зимней гостиницы. Она была построена по проекту А.М.Горностаева в 1854 году. Сначала здание было двухэтажным. Позже к нему пристроили два флигеля и надстроили трети этаж. В 2014 году в ней произошел пожар. Сейчас гостиница восстановлена и готова принять паломников.

Рядом расположено здание бывшей Летней гостиницы.

Мы заглянули за ограду после экскурсии, когда у нас был час свободного времени. Здание полностью восстановлено после пожара 2007 года. В нем располагается гостиница "Славянская" с домовым храмом во имя святых Кирилла и Мефодия.

В 2014 году напротив гостиницы был установлен мраморный киворий с образом Валаамской иконы Божией матери.

Вид на центральную усадьбу монастыря с северо-востока.

Полукруглая алтарная апсида собора.

Вид на монастырь с Северной стороны.

С северной стороны монастыря на Певческом поле, начиная с 2015 года, ежегодно проходит Международный Свято-Владимирский фестиваль православного пения "Просветитель"

В честь первого фестиваля на поле установлен памятный камень.

На краю поля для участников фестиваля сооружена крытая сцена-павильон.

В 1871 году на территории обители был построен Работный дом. Здесь жили наемные рабочие, помогающие по хозяйству в монастыре. Кроме жилых помещений в здании размещалась трапезная для рабочих, теплая конюшня, помещение для хранений экипажей, пожарного инструмента и мастерские. Проект здания принадлежал архитектору Г.И.Карпову.

Напротив, через Певческое поле, расположен Водопроводный дом, построенный в 1864 году А.М.Горностаевым. Установленная в доме паровая машина, подаренная монастырю петербургским купцом И.И.Забегаевым, подавала воду в специальные баки, откуда она самотеком поступала в жилые корпуса и гостиницу. 142-метровые трубы были проложены в вырубленном в скале тоннеле.
До этого времени воду носили наверх ведрами прямо из Монастырской бухты. Кстати, Валаамский водопровод всего на год моложе Петербургского.

С обратной тороны Водопроводного дома располагается баня. На двери расписание посещения.

Слева о Водопроводного дома расположено здание старой кузницы.

С северо-западного угла внешнего каре расположено Старое братское кладбище. Оно обнесено каменной оградой, по углам которой стоят круглые башенки со шпилем, увенчанным фигуркой трубящего ангела. Мы на кладбище не пошли. Не хватило времени. Но... Интересно то, что на валаамском погосте находится могила шведского короля Магнуса Смека. По преданию, возвращаясь в 1371 году после неудачного похода на Русь, его корабль попал в бурю на Ладожском озере и затонул. Оказавшись на берегу, после нескольких дней плавания на обломках судна, шведский король принял Православие. Правда через три дня после этого скончался...
Не складывается у шведских принцев и королей с Россией ))) Вспомнилось, как пару лет назад, путешествуя по Тверской области, мы нашли на берегу речки Кашинки могилу принца Густава - сына свергнутого с престола шведского короля Эрика XIV .

Подходило время обеда и мы отправились в паломническую трапезу, где нас ждал уже накрытый стол.
Позволю себе здесь небольшое отступление, для тех кто, как и я читал различные отзывы. Нас никто никуда не торопил. Мы спокойно и вкусно пообедали. Салат из огурцов, постные, но вкусные щи, рыба под маринадом и гречневая каша, компот из монастырских яблок, невероятно вкусный и печенье. Единственное, нас попросили убрать за собой посуду.

Выйдя из трапезной мы продолжили нашу экскурсию.
На северной стороне внешнего каре симметрично храму апостолов Петра и Павла располагается церковь иконы Божией Матери "Живоносный Источник". В середине XIX века над ней был надстроен второй этаж с церковью во имя Живоначальной Троицы.

Чуть в стороне - почтовое отделение. Говорят что как только с острова уедет последний житель поселка - отделение закроют. Сейчас в поселке, расположенном на острове из 600 поселенцев осталось только 12.

Ворота Западной стены.

Двор между корпусами внешнего и внутреннего каре. В этой части внешнего каре располагались Царские кельи. Здесь останавливались члены царской семьи при посещении Валаама.

Над Святыми вратами с внутренней стороны мозаичный образ Иверской иконы Божией матери.

Выше - святой Николай Чудотворец и апостолы Петр и Павел.

Самый красивый вид на Спасо-Преображенский собор открывается с юго-восточной стороны внутреннего двора. Слева - купола храма во имя Валаамской иконы Божией матери.

В этой части внешнего каре находится гостиница Игуменская.

Через единственный вход расположенный напротив Святых ворот мы попадаем во двор внутреннего каре.

Недалеко от входа в собор в 2015 году был сооружен Святой источник.

В большой чаше из темного гранита установлен крест из перекладин которого льется вода.

У главного, западного входа расположена паперть с крестовым сводом. Но сейчас, в связи с эпидемиологической ситуацией, здесь только выход.

Вход в храм с северной стороны.

Собор имеет два храма: нижний - теплый и верхний - холодный. В нижнем храме находятся главные святыни монастыря.

Справа от входа - резная золоченая сень над ракой основателей монастыря: преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Одна из самых известных святынь монастыря - Чтимый список Валаамской иконы Божией матери, которая была написана валаамским иеромонахом Алипием .

Фото с сайта - https://ok.ru/mudrostpra/topic/70743919553491

Во дворике внутреннего каре, рядом с колокольней установлен бюст патриарха Алексия II. Когда-то в детстве маленький Алеша приехал сюда вместе с отцом, таллинским священником Михаилом Ридигером. Именно по инициативе будущего патриарха, а тогда еще митрополита Ленинградского и Новгородского, в 1989 году епархии были переданы собор с внутренним каре и несколько скитов. С этого времени начался новый этап в возрождении Валаамского монастыря. Став патриархом Алексий II присвоил монастырю статус ставропигиального.

Чуть в стороне в 2016 году был установлен Валаамский образ Пресвятой Богородицы.

На этом наша экскурсия, к сожалению подошла к концу. До отправления нашего метеора у нас был еще час свободного времени. И мы отправились бродить по округе.

Понаблюдали за котом, пьющем воду.

Заглянули к Летней гостинице, о которой я писала выше. И знакомым маршрутом отправились к пристани.

Прошли мимо памятника апостолу Андрею Первозванному, установленному недалеко от стен внешнего каре в 2015 году.

Бросили взгляд вниз, на пристань.

Спустились по знакомой лестнице...

Валаам удивительное место, я бы даже сказала особенное. В отличие от других обителей: Дивеево, Оптиной пустыни, Троице-Сергиевой лавры, Валаамский монастырь отрезан водой от окружающего мира. Здесь нет помпезности, здесь другая, совершенно необычная красота. Здесь красота природы соединилась с красотой духовной. Понимаешь это не сразу.
Сейчас по прошествии времени с момента нашей поездки мне все больше хочется туда вернуться. Приехать не на один день как в этот раз, а на несколько.

Кто знает... Возможно мои мечты и желания осуществятся...
P.S. Еще раз хочу выразить огромную благодарность нашему экскурсоводу Татьяне Витальевне Гариной