Очередная поездка в Дивеево получилась спонтанной. Вернее относительно спонтанной.
Так как мы были там в начале января, ехать в Дивеево в ближайшее время я не планировала. Но многое в жизни происходит случайно и неожиданно.
Собственно, когда во время проводов Масленицы, гляда на календарь, привезенный мною из Серафимо-Дивеевского монастыря Оля (
nokasya) сказала, что там не была и было бы здорово съездить, я поняла что это неплохая идея. Единственное, поездку пришлось отложить ближе к концу марта.
Главное успели до карантина.
А еще, для меня это стало возможностью наконец побывать в Выксе. Дело в том, что каждый раз отправляясь в Дивеево, я с грустью смотрела на этот поворот и говорила себе, что в следующий раз обязательно туда заеду. Мечты сбываются.
Единственное, времени на осмотр города у нас было очень мало, ведь цель путешествия была другая.
Зато теперь я точно знаю, что приеду сюда еще раз обязательно. И на подольше. Хотя бы на целый день.
Город Выкса, был основан в XVI веке, но активно расти и развиваться стал благодаря братьям Баташовым, построившим в 1765 году в Выксе Выксунский железорудный завод.
Но свою прогулку мы начали от дома-дворца Баташевых. Здесь сейчас располагается Музей истории завода и Историко-художественный музей.
Очень жалею, что было мало времени и не получилось заглянуть во внутрь. Обязательно сделаю это в следующий раз.
Напротив главного дома небольшая полукруглая площадка, которую охраняют львы.
На площадке установлены бюсты братьев Андрея и Ивана Баташевых,
а также Дмитрия Шепелева, который был мужем внучки Ивана Баташева, и ... опекуном выксунских заводов.
Чей четвертый бюст, я не помню. Возможно полковника в отставке Василия Сухово-Кобылина, председателя Опекунского совета, отца известного драматурга, Александра Сухово-Кобылина. Именно здесь, в Выксе им была написана пьеса "Свадьба Кречинского".
Пройдя несколько шагов мы оказались на берегу Верхневыксунского пруда.
В связи с тем, что для выплавки железа и производства различных изделий необходима энергия, а её в то время добывали «из воды», в Выксе были сооружены искусственные озёра, которые сейчас являются памятником природы.
На противоположном берегу высится Рождественский собор, построенный на средства братьев Баташевых в 1773 году.
Вокруг храма располагаются дома бывшей слободы Верхнего доменного завода.
Уходить, несмотря на ветер, мне не хотелось. Но...
Надо было идти дальше.
В торце дома расположен верстовой столб
и макет Шуховской башни. Оригинальная башня, построенная в 1898 году, находится на территории Выксунского завода.
Ну а мы отправились в сторону одной из самых старинных достопримечательностей города Выксы - городского парка, который носит название «Лебединый рай».
Парк был разбит во французско-английском стиле неподалёку от дворца братьев Баташевых в 70-х годах XVIII века. Во французской части парка были цветники, фонтаны, беседки, статуи греческих богов и императоров, как в Летнем саду Петербурга.
Выксунский парк был известен своими оранжереями, в которых выращивали даже апельсины и ананасы, а также крепостным оперным театром, равному которому не было во всей провинциальной России.
После октябрьской революции парк был открыт для народа. Здесь были созданы детский городок, танцплощадка, летний кинотеатр, читальня, бильярдная, кафетерий, аттракционы, эстрадная площадка.
Установлены парковые скульптуры учительница с книгой, скрипачка.
Кстати, с этой скульптурой связано несколько легенд. Одна из них гласит, что скульптор изобразил крепостную актрису театра, которую полюбил богатый купец. Однако Баташёв не продал ему девушку, и тогда купец велел изваять статую возлюбленной, а под неё поместить ларец с золотыми монетами.
По другой версии, «Скрипачка» - это образ Дарьи Ивановны, внучки Ивана Родионовича. Будто бы сам барин повелел поставить эту скульптуру и - тоже поместить туда сундучок с золотом. Но финал обеих легенд похож: статуя упадёт на того, кто вознамерится достать драгоценности.
В парке так же поставлены памятники Кирову, Чернышевскому, Сталину...
В мою "коллекцию" добавилась вот такая скамеечка.
Про другие необычные скамеечки я уже
рассказывала.
При создании парка были вырыты пруды, некоторые глубиной до 7 метров. Но вода из них ушла и образовались овраги, составившие неповторимый ландшафт выксунского парка. В одном из них в 2011 году прошел первый фестиваль новой городской культуры «Арт-Овраг», ставший традиционным.
Деревянная интерактивная инсталляция "ВЫКСА" используется как детская площадка.
В 2013 году, во время очередного фестиваля Нового искусства "Арт-Овраг", город и парк получили прекрасный подарок от венгерского художника Габора Соеке. Огромный, высотой в пять метров «Единорог» стал неофициальным символом Выксы.
Скульптура выполнена в необычной технике из мелких дощечек, скреплённых шурупами. Кстати, изображение этого диковинного зверя украшает родовой герб Баташёвых.
Пошуршав прошлогодней листвой мы вышли на центральную липовую аллею.
Здесь расположен еще один арт-объект являющийся своеобразным символом города Выкса. Железная роза. В 1964 году писателем Николаем Ключаревым был написан роман, в котором в том числе рассказывается и о том, как были обнаружены рудоносные земли в Муромских лесах. Выксунский край всегда был богат железной рудой. На срезе она напоминает розу - отсюда и название «Железная роза».
Это конечно не арт-объект, но мне понравилось. Поэтому решила сфотографировать.
В конце липовой аллеи установлен памятник Баташевым. Он выполнен в виде стелы из чугуна, с благодарственной надписью основателям, и основания, облицованного белым мрамором.
Прогулявшись по парку и описав небольшой круг, мы вновь оказались перед главным домом усадьбы.
Наше внимание привлекло левое крыло дома, цветом и архитектурой отличающееся от остального облика усадьбы. Это крыло, в турецком стиле, было пристроено одним из потомков Ивана Баташева.
А еще я обратила внимание на крышку люка - на ней изображен герб Баташевых.
Скульптурная композиция «Времена Года» перед дворцом Баташевых была открыта осенью 2013 года.
Согласно историческим документам когда-то в парке была установлена скульптура, символизировавшая времена года, но она была утрачена и никакой точной информации о ней не сохранилось.В рамках работ по реконструкции усадебного комплекса было решено воссоздать скульптуру. Автором скульптурной композиции стала скульптор Ирина Макарова.
Главная фигура композиции - греческая богиня Деметра, богиня плодородия и земледелия. Мальчик на руках символизирует весну.
Девочка в капюшоне, держащая песца - символ зимы.
Девочка-"осень", связывающая снопы и плоды
И мальчик-"лето".
Вот такая вот у нас получилась прогулка. надеюсь, что Вам было интересно.
Ведь это и наша история, наше прошлое, наше богатство.
Ну а закончить я хочу словами Иосифа Бродского
"Настоящему, чтобы обернуться будущим, требуется вчера".