Сокровища Александровской слободы. Часть вторая.

Apr 04, 2017 11:00

Итак мы спускаемся с вами в подклетную часть, где сохранились дворцовые палаты и необычной архитектуры погреба.
Первую часть экскурсии можно посмотреть тут.




Таинственные подземелья царских палат не только уходят глубоко вниз, но и высокими белокаменными сводами поднимаются вверх. Необычную форму имеют окна, выходящие наружу.




В 70-е годы XVI века в белокаменных дворцах Александровской Слободы происходили торжественные события, называемые на Руси"государевой радостью" - царские свадьбы. Иван IV дважды венчался Слободе дважды. Подробные описания свадеб сохранились в официальных свадебных документах. В них упоминается подклет, где устраивалась комната для новобрачных - "сенник постельный". Центральное место в сеннике занимала высокая резная кровать под балдахином. Как правило сенник постельный устраивался на одну ночь и был холодным. Стены оббивались тканью, а полы застилались коврами.




Деревянная лестница ведет в один из подвалов, где расположена экспозиция "Из глубины веков".




Здесь представлены экспонаты имеющие историческое значение. Все они были найдены при проводимых на территории Кремля раскопках.




Белый и красный кирпич.




Белокаменные резные украшения итальянской работы в виде распустившихся цветков. Единственные в своем роде в России они являются драгоценным памятником средневековой белокаменной резьбы.




Изумительные по красоте, найденные при археологических работах, плитки полов Тронного зала. Они складывались в многоцветный мозаичный узор и напоминали итальянские мраморные полы.




Купола и кровли дворцовых покоев XVI века покрывались керамической черепицей, которая за свою форму получила название "бобровый хвост". Они укладывались веерным способом и напоминали купола резных деревянных построек.




Для украшения дворцов Александровской Слободы использовались изразцы. Отражающая все этапы отечественного развития этого искусства коллекция, хранящаяся в фондах музея уникальна.




Особой гордостью музея являются изразцы, покрытые зеленой глазурью. По мнению специалистов их производили непосредственно в Слободе.




Очень интересны редкие изразцы XVI века с изображением храмовых куполов.




Среди экспонатов музея и копия известной картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которую все мы знаем под названием «Иван Грозный убивает своего сына».




Одной из главных тем музейного собрания является противоречивость и неоднозначность личности царя Ивана Грозного.




Постройки царской резиденции в Александровской Слободе четко разделялись на жилые покои, хозяйственные и парадные, где проходили торжественные сборы и праздничные застолья. Небольшая по размеру столовая палата вероятнее всего служила для приемов духовенства, бояр и иноземных гонцов.




Здесь представлены образцы столовой праздничной посуды XVI-XVII веков, как русского, так и иностранного производства.
Одним из лучших экспонатов музея считается кубок "Сова", работы западного мастера. Серебряная голова совы одновременно является откидной крышкой кубка. Орех-кокос выполняет роль туловища и гравирован перышками. Крылья и хвост собраны из тончайших пластинок.
Великолепным произведением польских серебряников XVII века является позолоченный кубок "Виноград". Ножка в виде виноградной лозы, по которой взбирается дровосек держит гроздь-чашу, которая издавна считалась символом искупления добродетели.




Настоящим украшением экспозиции являются предметы, поступавшие в Александровскую слободу в качестве вкладов от династических и других знатных особо.
В качестве одной из семейных реликвий была подарена в Слободу серебряная тарель XVI века, принадлежавшая древнему роду Огаревых.




Первой жене Алексея Михайловича Романова Марии Ильиничне Милославской принадлежала польская серебряная чарка.







Меня всегда удивляло, я об этом уже писала, почему здесь или в Великом Новгороде все эти сокровища можно фотографировать, а в Грановитой палате Московского Кремля нельзя. Ведь в Александровской слободе многие вещи, предметы датированы XVI-XVIII веками.




Как я уже писала первой части, особую ценность музейной коллекции представляют образцы иконописи работы столичных и провинциальных мастеров.




Кузов-складень "Праздники. Избранные святые. XVII-XVIII века.




Позолоченное кадило из серебра. 1701 год




Воздух крестовидный (XIX век) и тарели (XVII-XVIII века)




Книги XVII-XVIII веков.




Икона "Избранные святые" XIX век.




Стихарь, выполненный царевной Марфой Алексеевной Романовой. Первая четверть XVIII века. Два потира и Воздух конца XVII века.




Образки и книги XVII-XIX веков.




Крест-мощевик XVIII века с чеканным распятием. Существует версия. что это подарок Петра I своему фавориту Александру Меньшикову.




Это лишь малая часть сокровищ, которыми обладает музей-заповедник "Александровская Слобода".
Все это стоит увидеть своими глазами.

Выставка, Города, Музей, Путешествия, Храмы, Александров

Previous post Next post
Up