Дворцово-парковый ансамбль Елагина острова уникален: являясь частью большого города, он как бы замкнут в себе, что создает ощущение естественного природного района, отдаленного от городской суеты.
Гулять тут одно удовольствие. В парке много белок, причём не только обычных, рыжих, но и серых, почти черных. Пожалуй, именно здесь, на Елагинском острове, я впервые увидела таких.
Но про парк я уже рассказывала, так что в этот раз мой рассказ будет посвящён дворцу.
Елагин дворец иногда называют «дворцом дверей», настолько своеобразно и прекрасно их оформление. Двери в каждой комнате дворца редчайшей красоты, а композиции декора нигде не повторяются.
По фасадам дворца можно отчетливо «читать» расположение его интерьеров. Поэтажные планы отличаются симметрией, композиционным равновесием, четкостью решения. При постройке здания Карл Росси выработал свой индивидуальный стилистический почерк.
В начале широкой каменной лестницы красуются скульптуры львов, отлитые на Петербургском чугунолитейном заводе. По бокам стилобата спускаются плавно изгибающиеся пандусы, выразительно завершенные монументальными чугунными шарами.
Западный фасад, обращенный к Неве, украшен полутора-метровыми вазами в виде античных урн из каррарского мрамора, созданных в мастерской скульптора Паоло Трискорни. Несмотря на монументальность, точно найденные пропорции придают им легкость и изящество.
Давайте войдем во дворец.
Переступая порог, гости попадают в Парадную переднюю, интерьер которой решен в строгих холодных тонах "селадонового" (зеленовато-серого) цвета. Ее убранство отличается строгостью и торжественностью. В композиции вестибюля преобладает вертикаль, а также строго выдержана классическая симметрия архитектурных и декоративных элементов. Гладкая одноцветная поверхность стены оттенена скульптурным и живописным фризом. Стены украшают расположенные в нишах скульптуры весталок со светильниками в руках, выполненные профессором Академии художеств, скульптором С.С. Пименовым.
В обстановку Передней XIX века входили предметы убранства, созданные петербургским мебельщиком И. Бауманом: по периметру располагались двадцать три стула, фанерованные березой и обитые "барканом", два стола, шесть ломберных столиков, отделанных красным деревом, у каминов - два экрана.
"Картины", имитирующие лепку, написаны в коричневато серых тонах и обрамлены живописными филенками более темного цвета. Цветовая гамма росписей настолько осмысленно подобрана, что, например, потолок кажется легким в средней части и более массивным по периметру. Так же отделаны два одинаковых камина из белого "сибирского мрамора" работы "мраморных дел мастера Стефано Модерни". Камины были украшены фарфоровыми вазами на постаментах и бронзовыми канделябрами.
Парадная Передняя находилась в центре архитектурно-планировочной системы. Отсюда можно было пройти в залы Парадной анфилады, по лестницам, примыкавшим к Передней, подняться на второй и третий этажи.
В XIX веке первый этаж Елагиноостровского дворца занимали залы Парадной анфилады, расположенные по периметру здания: Передняя, Лестничная, Проходная, Камеръюнгферская, Туалетная, Опочивальня, Фарфоровый кабинет, Голубая гостиная, Овальный зал, Малиновая гостиная, Столовый зал, "комнаты подле Передней для Буфета".
"В каждом покое сего этажа царствует гармония: бронзы, мебели, мраморные камины, вазы, обои - все отвечает предмету комнаты".
Столовый зал занимает всю северную часть Парадной анфилады. Он предназначался для торжественных обедов и ужинов. Декоративная отделка Столового зала выдержана в желто-белой цветовой гамме, создающей атмосферу праздничности и уюта. В северной части анфилады парадных комнат почти не бывает солнца, поэтому Росси использовал в оформлении янтарно-желтый искусственный мрамор, золотисто-желтую полированную березу и золоченую бронзу.
Штучный паркет с рисунком «в шашку» с переплетенным обрамлением набран из дуба.
Стены покрыты белым искусственным мрамором теплого оттенка, который по периметру оживляют четырнадцать пилястр янтарно-желтого тона, заканчивающихся белоснежными горельефными гермами работы В.И. Демут-Малиновского. Лепной орнамент отмечает основание и завершение пилястр. На торцовых стенах - большие трехчастные венецианские окна с полуциркульными завершениями.
Двери облицованы шпоном березы и украшены позолоченным резным декором.
По углам желтой, под бронзу, краской написаны античные светильники и сфинксы. Особую торжественность залу придавали три бронзовые люстры и двадцать золоченых бра, изготовленные А. Шрейбером по рисункам К. Росси.
В настоящее время зал украшают предметы осветительной арматуры, выполненные по моделям срисунков К.И. Росси в1980-годы. В мебельное убранство зала входили шестьдесят стульев, фанерованных березой и обитых желтым «барканом», два ломберных столика, два больших круглых стола, ширма, обтянутая палевой тафтой. Специально для Столового зала по эскизам К.И. Росси на Императорских фарфоровом и стеклянном заводах были заказаны парадные фарфоровый и хрустальный сервизы на шестьдесят «кувертов» (столовых приборов).
Для Малиновой гостиной были выбраны бумажные обои малинового цвета с золотыми розетками, определившие название гостиной. Впоследствии обои заменили на шелковые штофы. Остальная часть стен и откосы окон облицована искусственным мрамором. Узкие пилястры на стенах выполнены в масляной технике желто-коричневыми с золотыми бликами арабесками в виде сложных растительных завитков, танцующих амуров и муз.
Камин из белого мрамора создан мастером Ф. Трискорни.
Существенным элементом декора гостиной являются облицованные полированным красным деревом четыре симметрично расположенные двери, две из которых ложные. Полотна дверей разделены на три части, в каждой из которых помещены резные золоченые орнаменты тончайшего рисунка, повторяющие элементы росписи пилястр. Над дверями Малиновой гостиной помещены лепные с золотом фронтоны, поле которых расписано масляными красками на стекле. Сочный красный цвет дверей повторен в раме каминного зеркала и сложном рисунке паркета, набранного из ценных пород дерева: красного дерева, амаранта, розового дерева, клена.
Потолок украшают композиции на тему Триумфа Аполлона и Венеры, выполненные Дж.-Б. Скотии масляными красками на холсте.
В XIX столетии гостиная была меблирована гарнитуром, фанерованным красным деревом, с позолоченным резным декором (в настоящее время находится в Большом театре в Москве - интересно где): два дивана, два овальных столика, двенадцать кресел, двенадцать стульев, обитых желтой шелковой тканью с «малиновыми кругами», укамина - экран. В оформлении зала использовались фарфоровые вазы, канделябры, часы, люстра, выполненные по рисункам К. Росси. Задумывая отдельно стоящие предметы убранства, архитектор одновременно проектировал и постаменты для них, четко определяя характер камня и бронзовых украшений. Зал освещала бронзовая люстра, основным мотивом декора которой былафигура мчащейся на колеснице крылатой Славы.
В экспозиции особый интерес представляют мебель для сидения, фанерованная орехом и декорированная позолоченной резьбой, скульптура «Охотник за пантерами», бронзовая декоративная ваза, часы с фигурой музы Эрато и парные канделябры с фигурой богини Победы.
Плоскость стен, полуколонны, дверные и оконные проемы Овального зала подчинены единому ритму и строгой симметрии, что создает впечатление целостности и торжества гармонии. Плавная динамика овала находит развитие в мягко закругленном переходе от стен к куполу, в полукруглых арках окон, зеркал, в росписи потолка. Стены, полуколонны, дверные и оконные откосы облицованы белым с серыми жилками искусственным мрамором.
К сожалению, во время нашего посещения дворца в Овальном зале проходила интерактивная экскурсия для школьников. Так что сфотографировать зал во всей красе не представился возможным.
По другую сторону Овального зала, симметрично Малиновой гостиной, расположена Голубая гостиная. Происхождение названия гостиной связано с отделкой ее стен шелком голубого цвета. Первоначально К.И. Росси планировал украсить стены драпировками, но впоследствии использовал для этой цели бумажные обои, изготовленные на Царскосельской обойной фабрике. В 1850-е годы обои были заменены на шелковый штоф. Росси задрапировал стены тканью почти полностью, оставив свободными лишь углы и места для каминов. Ведущим элементом декоративной композиции Голубой гостиной стал цветной камень. Карло Росси щедро применил его в отделке каминов, в пьедесталах ваз и канделябров, в подставках под каминные часы и декоративных вазах. Лепные работы в Голубой гостиной и во всем дворце выполнял мастер Н. Саягин.
Паркет набран из дуба, березы, клена, ореха и красного дерева. Во времена Марии Федоровны декоративную отделку гостиной дополнял фанерованный серебристо-серым тополем мебельный гарнитур: диван, круглый стол, двенадцать кресел, двенадцать стульев, обитые синим дамасом с «белыми кругами», два каминных экрана. В 1850-х годах мебель была заменена новой из орехового дерева в стиле второго рококо.
Роспись потолка сочетает яркую сочную живопись и гризайль с легкими переходами от одного оттенка в другой. По осевой линии зала архитектор расположил симметрично два камина из черного итальянского мрамора.
В экспозиции особый интерес представляют скульптура Ш.Фрекена «Венера с Амуром», бронзовые золоченые каминные часы: «Одиссей и Аргус» и «Кронос», пара кресел по рисункам К.Росси, фарфоровые парные вазы.
С углового кабинета императрицы, который принято называть Фарфоровым, начиналась более интимная, хотя и не менее парадная часть южной анфилады дворца.
Обозреватель журнала "Отечественные записки" писал: [стены] "…расписаны масляною краскою - посередине простенков группами прелестных граций, а вокруг обведены богатою золотою каемкою и гирляндою из цветов. Бесподобный кабинет сей представляется фарфоровым".
Как и хотел Росси, роспись, виртуозно исполненная Антонио Виги и Джованни Скотти, создавала полное впечатление росписи по фарфору. Виги расписал «потолок четырьмя сюжетами, фриз купидонами и простенки двенадцатью фигурами». Скотти - «арабесков в плафоне, так и пилястры золотом, наподобие французского фарфора».
Паркет, орнаментированный геометрическими фигурами в виде шестиугольников и квадратов с розетками, набран из ореха, дуба и клена.
В прошлом в кабинете располагался гарнитур, фанерованный волнистым кленом и отделанный золоченым бронзовым декором. Камин украшали часы из малахита с бронзовой фигурой женщины, два бронзовых канделябра, две «сибирские» вазы из дендритовой яшмы на бронзовых пьедесталах.
Небольшой по размеру кабинет кажется просторным. Две стены прорезаны огромными венецианскими окнами, и получается, что зелень парка дополняет оформление интерьера.
Стены кабинета украшают картины, обрамленные тройными живописными рамами, две - из гирлянд роз и сирени, а средняя - из повторяющихся золотых чеканных орнаментов, ярких масок в обрамлении золотых венков и гордых павлинов. Павлин - атрибут Юноны, «богини царств и империи», - символизирует семейное счастье, Изображение любимой птицы императрицы в росписи считалось обязательным.
В центре красочных рам на белоснежной стене, облицованной искусственным мрамором, парят в грациозном танце двенадцать граций. На двух больших простенках - по три, в средних - по две, в узких - по одной. Подобные фигуры, движущиеся в танце с развевающимися яркими одеждами, шарфами, гирляндами цветов, изображались еще на фресках Помпей.
Ведущая тема декора кабинета - игры амуров - многократно повторяется во всех элементах украшения: в росписи, в бронзе, в оформлении люстры и даже в пресс-папье.
Среди экспонатов - русская мебель первой трети XIX века, фанерованная асным деревом и орехом: бюро («этажерка»), кушетка «рекамье», каминные часы с фигурой Дианы и парные канделябры «Зефир» и фарфоровые вазы.
Следующие два помещения - Опочивальня и Туалетная императрицы. Парадная Опочивальня, убранная с особой пышностью, имела официальный характер и не использовалась по своему прямому назначению. Стены декорированы белой тафтой, по серебристому полю которой вытканы золотистый орнамент и цветы.
Чтобы придать помещению большую импозантность, Росси сделал потолок купольным и росписью усилил его глубину. Отграничивающие линии одновременно являются и рамками живописных композиций.
Паркет лаконичного геометрического рисунка набран из дуба, ореха и розового дерева. До 1942 года архитектурный облик интерьера довершал облицованный белым мрамором камин с надкаминным зеркалом, располагавшийся в простенке между окон.
На протяжении XIX столетия Опочивальню украшал гарнитур, фанерованный тополем (изготовлен в мастерской. И. Баумана): у северной стены стояла парадная кровать-ладья, по периметру комнаты располагались диван, кушетка, шесть кресел, обитые шелком оранжевого цвета, два столика и два ночных столика, у камина был установлен экран.
В современной экспозиции представлена мебель первой прети XIX века, фанерованная карельской березой, , туалетный столик с зеркалом-псише. Особый интерес представляют парные вазы, часы в виде хрустальной вазы, часы каминные «Аполлон Кифаред» и фарфоровая группа «Аллегория Осени».
Следующая после Опочивальни - Туалетная императрицы. В дни торжеств Парадная Туалетная служила местом приготовления вдовствующей императрицы Марии Федоровны к приему гостей.
Архитектурный облик комнаты восстановлен частично. Опись убранства дворца фиксирует, что в центре северной стены Туалетной располагался камин, облицованный итальянским белым мрамором, с надкаминным зеркалом. За стеной находились Ванная и две небольшие Уборные комнаты, в которые вели «двери под обои». По замыслу Карло Росси для отделки стен были использованы белый искусственный мрамор и бумажные обои с лиловыми и серыми волнистыми полосами с желтым бордюром. Штучный паркет простого рисунка «в шашку» с переплетенным обрамлением выложен из дуба.
В XIX в. мебельное убранство комнаты состояло из гарнитура, фанерованного красным деревом, с золоченым украшением (изготовлен в мастерской Ф. Гроссе): простенок между окнами занимало трюмо с двумя бронзовыми бра, вдоль стен располагались диван и восемь «табуретов», обитые лиловым клетчатым шелком, четырехугольный стол с ящиками, овальный столик, у камина стоял экран. На камине располагались два бронзовых канделябра, две фарфоровые вазы с росписью на мраморных постаментах, бронзовые золоченые часы «Поэзия» на «поддоне» (подставке) из тополя.
В экспозиции особый интерес представляют диван (1-я треть XIX века), предположительно выполненный по проекту К.И. Росси и исторически принадлежавший Елагиноостровскому дворцу, напольные часы (Nataniel Cliff, Англия, конец XVIII века).
Вернувшись в вестибюль, можно подняться на второй этаж. До 1941 года здесь находилась так называемая воздушная лестница, искусно сделанная из красного дерева в мастерской Г. Гамбса. К сожалению она не сохранилась.
На втором этаже находились комнаты двух типов: одни - для членов императорской семьи, с богатой отделкой, другие - для статсдам, более скромные. На сегодняшний день восстановлен Малый кабинет Александра I.
Но это уже другая история...