Дворец Белосельских-Белозерских

Dec 03, 2024 13:43

В Санкт-Петербурге возле Аничкова моста со знаменитыми конями Клодта расположился великолепный памятник ранней эклектики - дворец Белосельских-Белозерских. Дворец, за время своего существования, повидавший весь высший свет России.




Попасть в этот дворец я хотела очень давно. Ну согласитесь - "запретный плод" всегда вкуснее.

Не то чтобы вход во дворец Белосельских-Белозерских закрыт совсем, просто попасть туда можно только с экскурсией и только в определённые дни. Связано это с тем, что дворец не совсем музей. Но об этом чуть позже. Как и том, стоит ли вообще туда идти и что внутри можно увидеть. А пока...



Немного истории

Это сегодня Невский проспект в Санкт-Петербурге является драгоценным украшением города, настоящим ожерельем, состоящим из множества архитектурных жемчужин. Но в XVIII веке дела обстояли не совсем так. Вернее совсем не так.

Южная граница города проходила по реке Фонтанке, а все, что было за ней, Петербургом не считалось. Даже при Петре I, когда здесь начали выделять земельные участки, берега Фонтанки все равно очень долго считались загородными поселениями. Южная набережная реки вплоть до 1790 года называлась Форштатской - от немецкого vorstadt, что означает «предместье».

И вот в 1797 году на границе города, сразу за Фонтанкой, князь Александр Михайлович Белосельский-Белозерский приобрел небольшую загородную усадьбу, в подарок своей второй жене - Анне Григорьевне. При петровском распределении эта земля досталась сенатору, князю Александру Александровичу Шаховскому, при Екатерине II тут был дом владельца Ассигнационного банка Петра Васильевича Мятлева, потом он некоторое время принадлежал Ивану Александровичу Нарышкину.

Белосельские-Белозерские - старинный российский род, который вел свое начало от самого Владимира Мономаха. Его представители были отмечены в сражении на Куликовом поле. Позже как надежду и опору своей будущей империи их выделил Петр I. Александра Михайловича Белосельского-Белозерского, без всяких преувеличений, можно назвать одним из самых замечательных представителей рода - первым среди лучших. Он был истинным сыном Екатерининской эпохи - мыслителем, писателем и вольтерьянцем.



Александр Михайлович (za.pinterest.com)

В 1809 году Александр Михайлович умер, и дворец достался его жене, а затем сыну - Эсперу Александровичу Белосельскому-Белозерскому, еще одному славному представител рода. И именно благодаря его задумкам дворец Белосельских-Белозерских полностью изменил свой облик, сменив строгий классический наряд на затейливый барочный.



Эспер Александрович (ru.wikipedia.org)

В 40-х годах XIX века Эспер Александрович затеял кардинальную перестройку здания. К этому времени он как раз женился на дочери графа Бенкендорфа Елене Павловне, и молодой хозяйке прежняя планировка дома показалась неудобной. Для переделки помещений пригласили считавшегося модным тогда архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера.

Облик Невского проспекта в то время уже полностью сложился, и перед зодчим стояла трудная задача создать современный дворец с фасадами на Фонтанку и Невский проспект, который своей новизной не вносил бы резкого диссонанса в окружающий архитектурный ансамбль. Подобную же проблему в середине XVIII века решал Бартоломео Растрелли при постройке Строгановского дворца. Кстати, существует мнение, что Штакеншнейдер в работе над домом Белосельских-Белозерских взял за образец именно этот дворец. В данном предположении, вероятно, есть зерно истины, ибо зодчий был большим поклонником творчества Растрелли.







Андрей Иванович Штакеншнейдер создал настоящее палаццо со множеством барочных элементов: лепными наличниками с картушами, полу круглыми фронтонами, фигурами атлантов и кариатид.

Впрочем, назвать дворец Белосельских-Белозерских барочным строением было бы неправильно. Штакеншнейдер, хоть и являлся поклонником барокко и творчества Растрелли, всегда сочетал в своих архитектурных произведениях несколько стилей. Поэтому дворец Белосельских-Белозерских считается одним из самых прекрасных образцов ранней эклектики.

Сам князь Эспер Александрович тоже, говорят, приложил руку к проекту оформления дворца. Однако увидеть свои идеи воплощенными в жизнь ему не удалось. В 1846 году он отправился в качестве ревизора по лазаретам Николаевской железной дороги, заразился тифом и скоропостижно скончался. Дворец достроили только через два года, и в 1848 году приветственный бал в честь окончания работ давала его вдова Елена Павловна.



Елена Павловна (ru.wikipedia.org)

Выйдя второй раз замуж, Елена Павловна сначала переехала на Литейный, а после смерти мужа - на Миллионную. Дворец Белосельских-Белозерских занимал ее сын - Константин Эсперович. Однако княгиня продолжала устраивать в доме сына приемы, которые славились на весь Петербург.

Но такая роскошная жизнь оказалась довольно затратной. При этом ни Елена Павловна, ни ее сын, не были столь хорошими управленцами и дельцами, чтобы заниматься доставшимися им в наследство от Белосельских-Белозерских предприятиями, в том числе уральскими заводами. И их состояние постепенно начало таять. Содержать огромный дворец со временем стало накладно, и его пришлось продать. Перешел он не к кому-нибудь, а к императорской семье.

В 1884 году великий князь Сергей Александрович женился на принцессе Елизавете Гессен-Дармштадтской (в замужестве она приняла имя Елизавета Федоровна), прекрасный дворец на Фонтанке стал подарком очаровательной невесте в честь ее приезда в Россию и стал именоваться Сергиевским.



Сергей Александрович и Елизавета Федоровна (etsy.com)

В 1891 году Александр III направил Сергея Александровича в Москву, назначив его на пост генерал-губернатора города. И великий князь с супругой навсегда покинули свой петербургский дворец.

Сергиевский дворец пустовал более десяти лет. В 1905 году в Москве случилась трагедия - Сергей Александрович погиб от бомбы, брошенной в него террористом Иваном Каляевым. Елизавета Федоровна была безутешна и предпочла удалиться от мира, став основательницей московской Марфо-Мариинской обители. Свой дворец в Петербурге она передала племяннику - Дмитрию Павловичу Романову, которого Сергей Александрович в свое время воспитывал после смерти его матери, великой княгини Александры Георгиевны.

Дмитрия Павловича в обществе называли «изделие Фаберже»: яркий, неаурядный юноша, любимец императора Николая II, он был настоящей гордостью семьи Романовых. Умелый автогонщик, замечательный наездник, мастер джигитовки и выездки, великий князь даже возглавлял команду российских конников на Олимпиаде 1912 года.



Дмитрий Павлович (in.pinterest.com)

В своем дворце новый владелец бывал мало: сначала жил в Москве, а во время Первой мировой войны отправился на фронт, в Сергиевском же приказал устроить англорусский военный лазарет, под который приспособили пять самых больших залов.

Однако в 1916 году Николай II отозвал племянника из действующей армии, объяснив это тем, что мужчин в семье Романовых и так осталось мало. Но Дмитрий Павлович по возвращении в Петербург не замедлил присоединиться к своему близкому другу Феликсу Юсупову в его заговоре против Григория Распутина. Когда Распутина убили, Дмитрия Павловича в качестве наказания сослали в Персию. Было ясно, что на родину, а тем более в столицу опальный князь еще долго не сможет вернуться, поэтому, как утверждают некоторые источники, Сергиевский дворец он продал предприимчивому купцу Ивану Ивановичу Стахееву. Однако сей факт не имеет исторического подтверждения, так как не сохранилось ни одного документа, свидетельствовавшего о данной сделке.

Как и многие другие дворцы и усадьбы в России, после прихода советской власти Сергиевский был национализирован, коллекцию картин князей Белосельских-Белозерских вывезли. Какую-то их часть переправили в Эрмитаж, а что-то - на Крестовский остров, где располагался еще один дом этой семьи. Во дворце же на Невском открылись курсы Красной пропаганды. В конце 1919 года часть здания занял районный комитет комсомола, а затем комитет партии. Оставшиеся помещения были сданы в аренду различным учреждениям.

Как показывает история, еще ни одному дворцу не пошло на пользу пребывание в нем каких-либо организаций, хотя иногда в помещениях и проводили ремонт. Однако больше всего Сергиевский пострадал в блокаду Ленинграда. Во время артиллерийского обстрела в малый двор дворца попала фугасная бомба. Это привело к разрушению жилых помещений особняка. Их не стали восстанавливать в прежнем виде, а приспособили для кабинетов разместившегося здесь впоследствии райкома партии. Парадные залы тогда, к счастью, не пострадали.




Уже во время войны началось восстановление последствий разрушения. Оно закончилось в 1948 году. В 1960-е годы в Концертном зале дворца Белосельских-Белозерских начала проводить концерты Ленинградская филармония. Следующая масштабная реставрация особняка состоялась в 1980-е годы.

В начале нынешнего столетия, в 2002 году, были полностью отреставрированы фасады, в 2004 -2005 году - парадная лестница и Картинная галерея, в 2009 году - витражи в Дубовом зале. В 2004 году дворец Белосельских-Белозерских перешел в ведение Управления делами Президента РФ. Он получил статус памятника архитектуры федерального значения.

Наше время

Сейчас помещения дворца арендуют несколько организаций. Именно поэтому попасть сюда можно лишь с экскурсией или на концерты. В здании располагается Санкт-Петербургский культурный центр «Дворец Белосельских-Белозерских», который проводит театральные, концертные и экскурсионные мероприятия, санкт-петербургское представительство "Первого канала", Музей становления демократии в современной России имени Анатолия Собчака, Компания «Петербургская Недвижимость», Консультационная группа «Прайм Эдвайс» и другие.

Отправляясь в тот или иной дворец, музей я всегда стараюсь заранее познакомиться с тем, что мне предстоит увидеть. Дворец Белосельских-Белозерских не исключение. Не помню сейчас где, читала, что на первом этаже можно полюбоваться историческими интерьерами, оформленными в конце XIX века. Это Приемная, Кабинет и Столовая великого князя Сергея Александровича, а также анфилада залов. Однако ничего этого я не увидела. В единственную экскурсию, которую предлагает культурный центр осмотр этих залов не входит. Возможно в этих помещениях располагается другая организация. Я не уточняла.

В Приемной, исходя из прочитанного, главной ценностью является облицованный изразцами камин в виде шшатра. В Столовой - отделка из наборных панелей, которые делают ее похожей на нарядную деревянную шкатулку.

Однако считается, что основную ценность дворца представляют парадные помещения второго этажа. От лестницы здесь расходятся две анфилады залов - одна окнами на Фонтанку (из неё показывают всего одну комнату), другая - на Невский проспект. В этих комнатах А.И. Штакеншнейдер соединил все самые характерные и самые роскошные для барокко и рококо детали. Помещения украшают скульптуры и живописные полотна, затейливый орнамент покрывает стены и потолок, по потолку вьется лепнина, ажурная резьба, покрытая позолотой, обрамляет двери и окна.







Первое что видят гости попадая во дворец - это Парадная лестница на второй этаж, которая является настоящим произведением искусства. Широкие марши обрамляет ажурная решетка в стиле рококо. В ее узор долгое время были вплетены вензеля князей Белосельских-Белозерских. А когда во дворце поселился великий князь Сергей Александрович, он приказал выломать прежние монограммы и вставить собственные.







Лестница изобилует белоснежными скульптурами, созданными скультором И. Иенсеном. Тут и путти с цветочными гирляндами, и женские статуи в нишах, поддерживающие канделябры, и атланты, перекликающиеся с теми, что украшают фасад здания.







Здесь же на стенах висят причудливые бронзовые светильники. А прямо перед поднимающимися по лестнице гостями расположено огромное зеркало, обрамленное пышной лепниной. Зеркала во дворце Белосельских-Белозерских заслуживают особого внимания, они есть практически в каждом его зале. И известны тем, что имели особое серебряное покрытие, благодаря которому отражавшийся в них человек казался моложе. Такая магическая особенность была по вкусу всем гостям дворца.




Первая комната в анфиладе, куда попадает пришедший на экскурсию, Парадная столовая. Она считается одним из самых своеобразных помещений дворца. Ее стены, разделенные на панно, окрашены в зеленый цвет прохладного оттенка, на котором весьма эффектно смотрится белоснежная лепнина.




Кроме рокайльного орнамента в ее пластике использованы мотивы музыкальных инструментов и охотничьих трофеев. Присутствуют здесь и излюбленные Штакеншнейдером путти, которые резвятся среди цветов и фруктов.




В этом помещении нет позолоты, и основным его украшением служит живописная роспись на падуге и в десюдепортах над дверьми. Сюжеты картин в основном мифологические. Известно, что одну из них написал художник из семейства франко-голландских художников XVII-XVIII веков Ван Лоо.







Богатое лепное обрамление десюдепортов и зеркала над камином, которые являются традиционными элементами дворцовых помещений, выглядит, пожалуй, чересчур пышным. Это особенно чувствуется в сравнении с изысканным узором на стенах. Однако избыточность декора была в порядке вещей для интерьеров в стиле второго рококо.




Далее в Невской анфиладе расположено удлиненное помещние, служившее в XIX веке картинной галереей. Сначала в нем хранились живописные собрания князей Белосельских-Белозерских, а потом и великого князя Сергея Александровича. Впрочем, их собрания полотен были столь велики, что в одном зале их разместить не могли. Со временем в галерее представлялось только ядро коллекции, а остальные картины развешивались в других жилых помещениях дворца.







В ХХ веке, когда живопись вывезли, галерея стала использоваться как фойе Концертного зала.

Насыщенность декора этого помещения неравномерна. Здесь присутствуют как лаконичные украшения, так и пышные. Стены и двери фойе, покрытые светло-бежевой краской, отделаны строгой лепной окантовкой. А вот на потолке, падугах и пилонах орнамент более затейлив. Пилоны, визуально делящие зал на три части, декорированы также фигурами атлантов.




Безусловно, заслуживают внимания и роскошные десюдепорты в оригинальных рамах.




Венцом декора этого зала по праву является бронзовая люстра, светильники которой находятся в руках крылатых Эротов, обвитых гирляндами аканта. Таким же образом оформлены бра на стенах. Из мебели в зале сохранились очаровательные банкетки с изогнутыми ножками и бархатной обивкой насыщенного малинового цвета. По общему стилю оформления этот зал можно отнести ко второму рококо, хотя и довольно сдержанному.







Из фойе гости дворца попадают в Концертный зал. При Белосельских-Белозерских здесь тоже находилась картинная галерея, да и самих залов было два. Но потом разгораживавшую их стену убрали, и получилось большое двусветное помещение. Его стены выкрашены в цвет морской волны, причем на каждом участке поверхности использованы различные его оттенки - от нежных до насыщенных. Довершают картину лепные украшения, создающие впечатление морской пены, выброшенной волнами.




На одной стороне зала находятся большие окна с овальными завершениями, а на противоположной - повторяющие их форму зеркала. В этом помещении позолоту можно увидеть только на люстрах, четыре из них сделаны из бронзы, а три - из папье-маше.




Как и в фойе, верхняя часть зала, падуга и потолок отделаны лепным рокайльным орнаментом. Центральную часть зала и вход в него обрамляют кариатиды.







Концертный зал дворца Белосельских-Белозерских в свое время был известен на весь Петербург. Он очень уютен и обладает великолепной акустикой, что является главным достоинством любого концертного помещения. Во времена блестящих императорских приемов здесь выступали самые известные певцы и музыканты. Например, Ференц Лист, бывая в городе на Неве, часто давал концерты в этом зале.




Библиотека великого князя Сергея Александровича была построена неизвестным архитектором в начале XX века и потому она сильно отличаето от пышных интерьеров, над декором которых работал А.И. Штакеншнейдер. По назначению этот зал владельцем не использовался, так как к моменту завершения строительных работ, великий князь погиб. В настоящее время помещение называется Дубовый зал.







Автор этого интерьера также использовал смешение стилей, как и Андрей Иванович Штакеншнейдер. Однако ему удалось сочетать в одной комнате стили, которые кардинально отличались друг от друга и были разделены несколькими веками - готику и модерн. Готические мотивы в конце XIX века были в большой моде. Ну а модерн, активно входивший в искусство, и подавно редкостью не являлся.




В результате диалог торжественной готики и изящного легкого модерна получился довольно удачным. Тяжесть строгих дубовых шкафов, опоясывающих комнату, компенсировалась ажурным орнаментом балконов. Витражи, характерные для готических храмов, выполнены из стекла спокойных приглушенных оттенков - зеленого, коричневого и золотистого. А рисунок на них составлен из цветочного орнамента в стиле модерн.







Главная особенность Дубового зала - балкон с ремешковым орнаментом. С помощью специальных кронштейнов он соединен с каннелированными колоннами в ионическом стиле и встроенными шкафами.







Вернувшись через галерею и столовую в фойе мы входим в первую комнату Неской анфилады. Когда-то тут располагалась Гостиная, оформленная в стиле рококо. Восстанавливать интерьер не стали, посчитав это затруднительным.







Архитектура и декор следующей комнаты - Золотой Малиновой гостиной - дошли до нашего времени практически полностью. И ее, несомненно, можно назвать жемчужиной дворца - одним из самых изысканных и эффектных помещений. Оно очень необычно, поскольку имеет форму ромба. Окна комнаты выходят на Аничков мост и Невский проспект. Стены отделаны белыми панелями с золотым орнаментом, в котором прямые линии сочетаются с рисунками пальметт и раковин. В простенках между окнами расположены четыре узких высоких зеркала, а на противоположной стене - одно большое. Таким образом, зеркала отражают друг друга, а также великолепное убранство гостиной и окон, открывающих городской пейзаж.

НО!!! Фотографировать в Малиновой гостиной нельзя. Почему? Дело в том, что именно в этой гостиной, а также в следующей комнате, куда вход вообще закрыт, находится Санкт-Петербургское представительство Первого канала. Спасибо, что хотя бы сюда пускают.

Центральное зеркало, увенчанное картушем, разделено рамой на несколько секций и имеет довольно оригинальную форму. Вырезанные из липы рамы зеркал отличаются сложным рисунком, в котором сочетаются позолоченные завитки, розы и листья аканта. В том же стиле оформлены деревянные основания у мраморных консолей, которые поддерживают зеркала и карнизы. Украшением комнаты служит сияющий белизной камин из каррарского мрамора. Его пышно овивают ветви с акантовыми листьями, среди которых можно увидеть фигурки путти. Этих маленьких ангелочков во дворце Белосельских-Белозерских очень много. В Малиновой гостиной они повсюду - над дверьми, в позолоченных раковинах среди животных и гроздьев винограда, на падугах, украшенных трельяжем, в который вплетены причудливые цветы.




Нашла фотографии в интернете.




Мебель в гостиной частично восстановлена, а частично сохранилась с конца XIX века. Особого внимания заслуживают обтянутые тем же серебристо-малиновым материалом, что и стены, кресла в стиле рококо. Их изогнутые ножки и разнообразно оформленные спинки полностью покрыты позолотой, а при Штакеншнейдере золото на мебель наносили фрагментарно. Ну и кроме того, в середине XIX века здесь стояли диванчики и столики, образующие маленькие уютные уголки, чтобы дамы, посещавшие дворец, могли шептаться о своих секретах.

Как я написала чуть выше, в анфиладе комнат, выходящими окнами на Фонтанку есть и другие помещения. Зеленая гостиная, из окон которой открывается вид на Фонтанку и здание Кабинета Его Императорского Величества, построенное Джакомо Кваренги. И комната, где в 1880-х годах располагалась Приемная Елизаветы Федоровны, супруги великого князя Сергея Александровича. Увы... Для обычных посетителей она тоже закрыта.

Покопавшись в интернете, нашла план второго этажа дворца Белосельских-Белозерских с указанием всех помещений.




Честно говоря, я была разочарована. И даже сначала пожалела потраченного времени. С другой стороны... Теперь я точно знаю, что рекомендовать дворец к посещению однозначно не буду.

Лучше сходить в Шереметевский дворец (Фонтанный дом), Академию Штиглица или Строгановский дворец. Впечатлений намного больше.

Кстати, билет в Фонтанный дом для взрослого стоит 400 рублей, для пенсионеров и льготных категорий граждан: 150 рублей. И гуляй по залам хоть весь день. А их в Шереметевском дворце много. В то время как во дворец Белосельских-Белозерских стоимость билетов для всех категорий граждан - 400 руб. Посещение возможно только в составе группы, в сопровождении экскурсовода. Фотосъемка разрешена любительской аппаратурой везде, кроме Золотой Малиновой гостиной. Видеосъемка запрещена.

Дворцы и Усадьбы, Санкт-Петербург, Города, Путешествия

Previous post Next post
Up