Балет «ЭСКИЗЫ» Альфреда Шнитке

Nov 24, 2024 10:41

К 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке.




Премьера балета «Эскизы» на музыку Альфреда Шнитке в постановке А.Б.Петрова, состоялась 16 января 1985 года на сцене Большого театра. Его появление было приурочено к 175-летию со дня рождения Н.В.Гоголя.

Однако, история балета началась еще в 1975 году, когда Ю. П. Любимов предложил Шнитке написать музыку к своему новому спектаклю - «Ревизская сказка» - по мотивам произведений Гоголя. Премьерный показ спектакля в Театре на Таганке состоялся в 1978 году.

Следующий шаг к балету «Эскизы» был сделан в 1981 году, когда Г.Н.Рождественский из музыкальных фрагментов музыки Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» составил сюиту для оркестра. Выбранные эпизоды были организованы в восемь законченных номеров «Гоголь-сюиты», обретя новую структуру целого и инструментовку. В 1983 году, вновь обратившись к творчеству Гоголя, Шнитке пишет музыку к четырехсерийному телевизионному фильму Михаила Швейцера «Мертвые души». И снова, благодаря Г.Н.Рождественскому, сделавшему авторскую аранжировку, музыка обретает концертный вид.

Балет "Эскизы" стал апофеозом гоголевской темы в творчестве Шнитке. Он обрел значение суперцикла, объединившего все предыдущие музыкальные воплощения Шнитке произведений Гоголя в условиях музыкально-балетного жанра. Выбор жанра балета в качестве кульминационной точки не случаен. Каждое из театрально-сценических или концертных произведений Шнитке содержит потенциал для балетного перерождения.

Одноактный балет "Эскизы", названный хореографической фантазией на темы произведений Н.В. Гоголя, шел "в паре" с другим балетом, поставленным А.Б.Петровым - "Рыцарем печального образа".

"Эскизы" - балет в одном действии по мотивам сразу нескольких произведений Н.В. Гоголя: "Ревизор", "Мертвые души", "Нос", "Шинель", "Записки сумасшедшего", "Невский проспект". Структурно балет «Эскизы» был поделен на одиннадцать эпизодов, семь из которых являются небольшими пластическими набросками к каждому из шести выбранных сочинений.

Согласно либретто А.Б. Петрова, гоголевские персонажи живут в одном городе и в одно время, они - свидетели происходящего. Балет имеет кольцевую композицию: действие начинается общим маршем героев в сцене «На Невском проспекте» и тем же заканчивается в сцене «Да здравствует Гоголь!». Центральным становится введенный А.Б. Петровым образ Н.В. Гоголя в черном плаще-крылатке с косым пробором и длинным носом.

В спектакле были заняты ведущие солисты и артисты балета: М.Былова, Ерадченко С.Радченко, О.Шульжицкая, А.Грещенко, В.Елагин, С.Бобров, Е.Горемыкин, Д. Перегудов и другие.



Хлестаков - С. Бобров, Городничий - В. Елагин. Фото - РИА Новости

Спектакль заканчивался возведением памятника Н.В.Гоголю, который застывает на пьедестале, окруженный собственными творениями. Балет «Эскизы» А.Б. Петрова был тепло встречен зрителями, положительно о нем отзывались и театральные критики. Последний раз спектакль был показан на сцене Большого театра 04 февраля 1990 года.

"Сегодня эту работу стоит рассматривать как один из удачных и несправедливо забытых примеров хореографического воплощения литературных произве дений в истории отечественной хореографии второй половины XX века".

По материалам статьи Приезжевой Е.С. - Балет «Эскизы» на музыку А.Г. Шнитке в постановке А.Б. Петрова в Большом театре СССР - Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 3.

Музыка, Праздник, Балет

Previous post Next post
Up