По традиции отчетные выпускные концерты Академии русского балета им. Вагановой проходят на сцене Государственного Кремлевского дворца. В этом году они состоялись 19-20 июня. На суд московского зрителя была представлена программа из трех отделений, составленная таким образом, чтобы показать не только выпускников, но и учащихся других классов. Причем, на мой взгляд, последних было гораздо больше.
Первое отделение открывало Pas de quatre "Розарий" из балета "Пробуждение Флоры". Хореография М. Петипа восстановлена по архивным материалам Юрием Бурлака. В этом небольшом фрагменте из балета блистали ученицы предвыпускного класса Николая Цискаридзе.
Для меня кроме выворотных ног, аккуратных пятых позиций, а так же чисто исполненных пируэтов очень важна эмоциональная составляющая. Девушки показали не только легкость, академизм исполнения, но и артистизм.
Полина Парфенова, Екатерина Морозова, Веселина Илиева. Екатерина Ефимова Фото с официального телеграмм канала Академии
В этом же отделении была показана "Венгерская рапсодия" в хореографии Льва Иванова на музыку Ф.Листа. Единственный в программе вечера народно-сценический танец был возрожден Ириной Генслер. В исполнении этого номера я бы отметила точность позировок и чувство стиля, что исполнения народно-сценических танцев является очень важным. "Правильная" высота рук и ног, повороты головы, характер. Единственное, что меня смутило, нас учили по-другому, это исполнение "ключей" в поворотах. Но дело, скорее всего не в педагогах, а в хореографии.
Центральные партии в "Венгерской рапсодии" исполнили Екатерина Калашникова и Владислав Колесников, Ульяна Грицина и Александр Вундер. Однако и четверка и кордебалет ни в чем не уступали сольным парам.
Фото с официального телеграмм канала Академии
Также в программе первого отделения был показан Pas d’action из балета "Наяда и рыбак" в редакции Николая Цискаридзе. К сожалению балет на музыку Цезаря Пуни, впервые поставленный в Лондоне в 1843 году, в репертуаре театров отсутствует. С течением времени многое утрачивалось, лишь отдельные фрагменты переходили от поколения к поколению. Николаем Цискаридзе была восстановлена и отредактирована сцена свадьбы рыбака Маттео и его невесты Джаннины. В главных партиях выступили Иван Сотников, показавший легкий высокий прыжок и Алиса Шанина, обладающая изящной пластикой и обаянием. Двойка юношей и шестерка девушек удачно оттеняли главных героев, демонстрируя при этом синхронность и точность в исполнении сложных pas.
Фото с официального телеграмм канала Академии
Показанный во втором отделении балет «Танцы на свадьбе», поставленный Бывшим выпускником Академии Максимом Севагиным на музыку Энрике Гранадоса, оставил неоднозначные впечатления.
С одной стороны - великолепно исполненные, интересные с хореографической точки зрения номера, с другой - затянутость и отсутствие связующей линии. И хотя сам М.Севагин говорит, что номера объеденины местом действия - свадьбой, для меня это не было очевидным.
Фото с официального телеграмм канала Академии
Как я уже написала выше, каждый номер хорошо сам по себе: и неважно дуэт это или массовый номер кордебалета. Ведь каждое движение хореографа рождает музыка. Несколько раз ловила себя на мысли, что на сцене артисты западной труппы, а не выпускники и студенты балетной школы. Настолько органично смотрелись артисты в новой для них хореографической лексике.
Фото с официального телеграмм канала Академии
Кроме того, в ходе спектакля артисты меняют "классическую" обувь на характерную, показывая публике свою многоплановость, свое умение владеть не только классическим, но и народно-сценическим танцем.
Интересной деталью данной постановки является то, что балет идет под аккомпанемент стоящего на сцене рояля. Балет начинается с появления на сцене пианистки Марии Зыковой и танцовщицы Майи Палилионис. Происходит удивительный диалог музыки и жестов. После чего начинается действо. Главные партии в балете исполнили Элизабетта Налин, Константин Лаврентьев, Андрей Тихомиров и Максим Полицан, Софья Романович и Дарья Панкова.
В последнем отделении был показан третий акт балета "Спящая красавица" Чайковского в хореографии Мариуса Петипа и редакции Константина Сергеева.
Фото с официального телеграмм канала Академии
Для меня "Спящая красавица" это прежде всего стиль, а не бездумная демонстрация данных. С этим блистательно справилась Алиса Баринова, исполнившая партию Авроры. В партии принца Дезире выступил артист Мариинского театра Павел Михеев. Третий акт балета - это и парад сказок Жюля Перро. Кошечка и Кот, Красная Шапочка и Волк, Людоед и Мальчик-с-пальчик. Понравился дуэт принцессы Флорины и Голубой птицы в исполнении Юлии Котляровой и Николаса Хорхе, а также Фея Сирени в исполнении Екатерины Морозовой. В pas de quatre "Камней" снова блеснули ученицы Николая Цискаридзе: Фея Серебра - Полина Парфенова, Фея Сапфиров - Майя Чобота, Фея Золота - Софья Романович, Фея Бриллиантов - Веселина Илиева.
В 2021 году Академия Руского балета им. А.Я.Вагановой вошла в число вузов-участников программы "Приоритет 2030", которая открыла новые горизонты. Выпускные концерты Академии русского балета им. Вагановой осуществляются в рамках этой программы и в соответствии с миссией: развитие русского балета, подготовка лидерских кадров, создание новых образцов балетного искусства.