Сезон 1906-1907 гг. Из воспоминаний М.Н.Горшковой

Jan 28, 2024 22:50

Давно я не публиковала ничего о балете. Иправляюсь. И предлагаю вниманию читателей еще один фрагмен из воспоминаний М.Н.Горшковой: артистки балета Мариинского, а затем и Большщого театра близкой подруги Анны Павловой.



А.Павлова

Несмотря на разные неприятности М.Фокину удалось поставить небольшой балет «Виноградная лоза» муз. А.Рубинштейна с Анной Павловой (шампанское). Спектакль был частного характера с благотворительной целью. О нём могу мало сказать, т.к. он был мимолётным, случайным. Следующий спектакль (казённый) был «Павильон Армиды» музыка Черепнина, художник Александр Бенуа, и «Шопеньяна» («Сильфиды») с тем же художником. Это картина, взятая с гравюр Тальони и Фани Эльслер. Музыка Шопена была оркестрована Глазуновым и под его дирижёрством. В том и другом балете я сама участвовала и несмотря на это сумела урывками посмотреть из зрительного зала. Впечатление на меня произвела огромное. Фокин обнаружил огромный хореографический талант балетмейстера. В его постановке была масса вкуса настоящего художника, огромная фантазия движения, необыкновенная музыкаль-ность. Его адажио вариации были прелестны. Очень хороши вариации Армиды Павловой и вариация Нижинского, исполняющего восточного раба, рas de trios, в котором Л.Г.Кьякшт исполняла очень грациозно свою вариацию, особенно удавшуюся Фокин. Л.Г.Кьякшт всегда была очень женственна в своём исполнении и радостна, что необходимо каждой танцовщице.



Л.Кякшт

Заключительная группа в адажио была необыкновенно красива. Это был шедевр. Что Фокин мог сделать с массой! Он превзошёл все ожидания. Ещё остановлюсь на номере буффонов в исполнении Г.Розай и нескольких мужчин. Очень экспрессивный номер, танцевался с большим подъёмом и вызвал бурю восторга у публики, как в Петербурге, так и в Париже. Первый акт имел мало танцев, очень хороши были часы. Танец часов исполнялся школой. Декорации были поразительны по своей красоте и стилю. Особенно Павильон и его исчезновение было сделано мастерски, и особенно исчезновение и оживление ковра. На всех артистов эта постановка произвела огромное впечатление.



А.Павлова и В.Нижинский в балете "Павильон Армиды"

«Шопеньяна» была очень интересна и красива по своей воздушности и очень сочета-лась с декорациями Ал. Бенуа. Эта маленькая картинка в стиле старинных гравюр Тальони и Фани Эльслер. Танцы, поставленные М.Фокиным тоже в старинном движении и в соединении с музыкой Шопена. Зрители говорили, что веяло ароматом прошлых веков. Состав исполнителей был следующий: «Мазурка», oп.33 и «Вальс», oп.64, исполняла А. Павлова, «Прелюдия Andantino» - О.И.Преображенская, «Вальс», оп.70 molto vivace» - Т.П.Карсавина и «Мазурка» оп.[..] - В.Ф.Нижинский. Исполнение «Мазурки» Анной Павловой было стремительно, очень воздушно, блестяще и очень грациозно. Вальс с Нижинским был исполнен мечтательно с большой нежностью и мягкостью. Очень лирично. Какое-то вдохновение исходило от них обоих. Она была хрупка, и как будто летела в воздухе, и когда Нижинский поднимал её, то это было ненужным дополнением. Она была какой-то бестелесной сильфидой. Исполнение Прелюда Ольги Иосифовны Преображенской было изумительно. Её грация, лёгкость фигурки, необычайная устойчивость, твёрдость носка и редчайшая музыкальность придавала особенную прелесть этой маленькой женщине, большой художницы артистке. Вальс molto vivace, исполненный Т.П.Карсавиной с большим брио и присущей ей элегантностью, был очень интересен и протанцован с большим художественным вкусом. Она была очень красива со своими большими чёрными глазами и очень женственна в своей очаровательной улыбке. Мазурка Нижинского была выше похвал. Он летал, как птица, и пируэты проделывал с большим изяществом и виртуозностью. Общие танцы и вальс кордебалета были исполнены с большим подъёмом. За дирижёрским пультом был Ал. Кон. Глазунов, сильно содействующий огромному успеху «Шопеньяны». Успех был потрясающий. М.Фокин сразу прогремел на весь Петербург. Было очень много шума, словесного и газетного.



Т.Карсавина в "Шопениане"

Весной 1907 года я была приглашена на гастроли в провинцию на юг Г.Г.Кьякшт. Города были: Одесса, Киев, Кишинёв, состав едущих был следующий: балеринами Т.Карсавина и Л.Кьякшт, солистками Е.В.Лопухова, Л.Пуни, Горшкова, Пороховникова, Алексан. Матвеева, мужчины - Ширяев А.В., Обухов М.К., два брата Евг. и Вал. Пресняковы, А.А.Облаков и два брата Бочаровы, Гольде. Об этой поездке я должна кое-что рассказать.

После сезона, который кончился 1 мая, мы поехали в Одессу. Там весна была в полном разгаре. Вся Одесса цвела акациями и розами, которых было в изобилии. Всё благоухало. На улицах и на набережной шумела пёстрая толпа. Кафе были полны нарядной, по-лет-нему одетой публикой. На бульварах и в садах гремела музыка. Городской театр был оча-ровательный, внешне и внутренне. Город с его морем глядел празднично. Поместились мы в гостинице «Московской» на Дерибасовской улице. Комната у нас была хорошая с балконом. Жили мы втроём, Карсавина, Кьякшт и я. Они меня полюбили и я их тоже. Лида Кьякшт особенно тепло ко мне относилась, называла своим другом. Тамара была в сильном увлечении своим первым мужем, Вас. Вас. Мухиным, который приехал тоже в Одессу, и ей было не до нас. Мне было 20 лет и я на всё смотрела глазами этих лет. Всё было для меня радужно.



М.Горшкова

Меня редко можно было видеть унылой. Я всегда была жизнерадостна. Товарищи меня любили. Несмотря на малочисленность, наша труппа имела огромный успех. Репертуар состоял из балетов: «Коппелия», «Волшебная флейта», «Привал кавалерии», «Пахита», 2-ая картина «Лебединого озера» (Лебеди), «Тщётная предосторожность» и дивертисмент. Наши молодые балерины очень нравились публике. Обе имели большой сценический успех.

Мы, солисты, так же имели успех во всех номерах и вариациях. Молодёжь Одессы за-бросала нас цветами. Поклонников была масса. При Лиде и мне состояла компания из 5-ти человек, которая ежедневно была в театре, а после спектакля ждала нас с цветами и конфетами и несла наши чемоданчики. Придя в гостини-цу, мы должны были по их тре-бованию выходить на балкон и прощаться, бросить цветок, а иногда танцевальную обувь, но вскоре блюстители порядка просили прекратить выброску туфель.



Одесса начало XX века

Тамара часто в сопровождении Василия Васильевича Мухина уплывала в море. Лида сильно беспокоилась и говорила: «Как бы он не утопил её!» Я успокаивала её и говорила: «Ну, какая ему польза от того, что он утопит её? Не волнуйся, Лидуся, приплывут!» - и правда, ровно в 6 часов вечера они возвращались.

Среди русской публики на улицах было много иностранцев. Тут были французы, болгары, сербы, румыны и много турецкой военщины. Раз как-то выйдя из гостиницы, мы с Лидой шли в театр, а за нами следом шёл очень красивый турецкий офицер. У меня всегда голова была полна фантазией. Я возьми, да и скажи: «Лида! Вдруг этот турок идёт за нами, - очевидно, он нас знает. Представь, видел тебя в балете и влюбился. Они любят светлых женщин. Возьмёт, украдёт тебя и увезёт к себе в гарем». Лида моя не на шутку испугалась и так заспешила, что я еле успевала за ней. Дойдя до театра, мы по-теряли турку из вида и больше он нам не встречался.

Мы много ездили кататься, часто бывали в Аркадии и на Малом Фонтане и одни, и в компании наших артистов и молодёжи. Мы с Лидой очень любили землянику, «викторию», и поедали её в большом количестве со сливками. А в Одессе её в это время было очень много. Часто я замечала, что Лида, получая письма из Петербурга, была то сияющая, то тоскующая. Я не знала, в чём дело? Спрашивать считала неудобным, но одно обстоятельство навело меня на размышление: у Лиды на ночном столике у кровати стояла фотография очень красивого студента Института гражданских инженеров. Как-то я, внимательно посмотрев на карточку, сказала: «Какой красивый! Кто это, Лида?» - «Мой жених, Маруся! Вот вернёмся из поездки и у нас будет свадьба, и ты обязательно должна быть у меня на торжестве». Я поздравила и сказала, что буду обязательно.

Одесская публика в последнем спектакле нас очень тепло принимала. Поднят был за-навес, масса цветов и долго несмолкаемые аплодисменты. Не знаю, какой балет имел на-ибольший успех? По-моему, все! Очень любили «Флейту», особенно хорошо играл старого маркиза Ал. Вик. Ширяев и священника Андр. Алекс. Облаков. Оба играли с большим юмором.



А.В.Ширяев

Ал. Вик. в эту поездку очень много занимался фотографией. Он купил только что вошедший в моду нечто вроде волшебного фонаря. Маленькое кино. Помню, что и меня заснял на этом аппарате в Китайском танце из «Щелкунчика», и я в первый раз видела себя в танце на экране.

Балет, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Искусство

Previous post Next post
Up