Продолжаю рассказ о выставке «Стать Романовым. Воспитание и образование в императорской семье».
Как и в любой другой семье, в семье Романовых были свои традиции - например, в конце зимы дети обязательно строили снежную крепость в саду Аничкова дворца, а потом вручали друг другу медали, которые хранили всю жизнь.
Медали "Аничкова снежная крепость" на лентах ( 1893 и 1894 гг.)
В Царском Селе, а затем и в саду Таврического дворца в Петербурге заливали каток. Как только устанавливалась хорошая погода, великие князья Константин, Николай и Михаил ежедневно ездили на каток в сопровождении воспитателей и нескольких друзей. Каток в саду Таврического дворца стал площадкой для неформального знакомства и общения молодых великих князей с ровесниками.
Коньки были известны среди русских людей достаточно давно - еще до петровской эпохи. Однако именно Петр I ввел моду на этот вид спорта и развлечения.
После серии терактов и покушений на Александра II и высших чиновников Российской Империи катания в Таврическом саду было решено прекратить. Но расставаться навсегда с любимой забавой родственники императора не захотели. И после расширения сада Аничкова дворца каток стали заливать там. Устраивали развлечения и на льду озер Гатчинского парка.
Именно там учился кататься будущий император Николай II, причем он выходил на лед вплоть до своей коронации в 1894 году. Впрочем, и после восшествия на престол самому Николаю, а также его супруге Александре Федоровне, их дочерям и сыну Алексею нравилось бывать на свежем воздухе в зимнее время. До наших дней дошло немало фотографий семьи российского правителя во время катания на санях, катания с горок, а также строительства огромной ледяной крепости в три этажа в Царском селе.
Летнее платье и платье чехол великой княжны Анастасии
Методики образования
Основы систематического воспитания и образования августейших детей заложила императрица Екатерина II. На основе рекомендаций её личного секретаря, инициатора учебно-педагогической реформы И.И. Бецкого, идей М. Монтеня, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и французских просветителей она разработала педагогическую методику для своих внуков, великих князей Александра и Константина. Принципы этой воспитательной программы императрица изложила в «Наставлении» воспитателю великих князей Н. И. Салтыкову. Большое внимание уделялось физическому развитию: дети закалялись, спали на свежем воздухе, легко одевались, приучались к физическому труду. Императрица разработала для внуков-младенцев одежду, которая соответствовала прогрессивным требованиям гигиены и физического развития детей и вызвала интерес и получила признание в некоторых правящих династиях Европы.
Предметом особого внимания Екатерины было умственное развитие внуков. Царственная бабушка придумывала для них игры на развитие внимания и сообразительности, сочиняла назидательные пособия, писала сказки и первые учебники.
Интересно, что при огромном интересе к воспитательным методам французских просветителей Екатерина II оставила в своей программе ставшие уже традиционными военные науки. Мальчики изучали военную историю и по мере взросления переходили к приобретению практических навыков в инженерном, артиллерийском и навигационном деле. Именно во времена Екатерины II военная составляющая воспитания прочно закрепилась в императорской семье. Внуки императрицы, а затем и все последующие поколения августейших детей уже с юных лет назначались шефами различных полков.
Глобус земной с картой звездного неба в футляре
Подвесная чернильница
После смерти Екатерины II её программу воспитания дополнила, а в некоторых частях коренным образом переработала императрица Мария Фёдоровна, супруга императора Павла I. От екатерининской системы она взяла внимание к физической закалке, чёткий режим дня и нежелание потакать прихотям и капризам детей. Мария Фёдоровна также приучала детей к труду и простым условиям жизни. В отличие от Екатерины II, очень доверявшей воспитателям и наставникам, Мария Фёдоровна лично следила за успехами великих князей, вместе с преподавателями составляла расписания уроков, ежедневно просматривала отчёты преподавателей и вносила в них коррективы, проверяла тетради сыновей, оставляя на полях свои замечания. Отчёты преподавателей и воспитателей, журналы и тетради великих князей с пометками императрицы представлены на выставке. Здесь же можно увидеть дневники и записные книжки великих князей, ведение которых Мария Фёдоровна сделала обязательным элементом воспитательной программы.
Отчеты об уроках, составленные великим князем Николаем Павловичем для матери, императрицы Марии Федоровны
Учебная тетрадь по арифметеке великого князя Александра Александровича
Детей также учили правильно и литературно писать письма - их в обязательном порядке еженедельно посылали всем родственникам. Несколько таких писем из собрания Государственного архива Российской Федерации есть в экспозиции. Третьей методикой, на которой строилось воспитание царских детей вплоть до 1917 года, был план В А. Жуковского, написанный им для наследника престола великого князя Александра Николаевича.
Лист из учебных тетрадей Петра I по арифметике
Тетради цесаревича Павлв Петровича
План включал в себя нравственное развитие - формирование таких качеств, как справедливость, искренность, отзывчивость, осознание своего высокого предназначения и готовность честно исполнять свой долг; религиозное воспитание - изучение священной истории и понимание смысла православных молитв и обрядов; бытовое и этикетное воспитание - развитие рациональности, неприхотливости в быту, усвоение правил поведения в обществе, физическое воспитание - укрепление здоровья и развитие выносливости, необходимой великим князьям как будущим военным, творческое развитие - воспитание любви к искусству и формирование правильного мироощущения. Великим князьям, по мысли Жуковского, необходимо было приобрести важные качества будущих руководителей: твёрдую волю, чувство ответственности за свои поступки, верность своему слову. На выставке демонстрируется экземпляр плана, поданный В. А. Жуковским императору Николаю I, с пометками государя на полях.
Согласно плану Жуковского, распорядок дня царских детей предполагал подъём в 6 часов утра, потом следовали молитва, завтрак и приготовление к урокам. С 7 до 12 часов - учебные занятия, далее прогулка, обед и игры, с 15 до 17 часов - снова уроки. Вечернее время с 20 до 22 часов отводилось для ужина, обозрения прошедшего дня и написания дневника. Учебные занятия у августейших детей начинались с пяти-шести лет. Сначала обучали чтению. В допетровской Руси грамоте учились по азбуке и богослужебным книгам - Часовнику (сборнику повседневных молитв) и Псалтыри, в последующие века - по букварям, карточным азбукам и специальным книгам для детского чтения.
В том же возрасте начиналось и обучение письму. Как правило, дети переписывали и заучивали фразы из нравоучительных книг. С семи лет начиналось систематическое обучение, в котором важное место занимали литература, русская и всеобщая история, иностранные языки, математические науки. С15-16 лет великие князья изучали право, логику, статистику, финансы, законодательство, военные дисциплины. Во дворцах были обустроены учебные комнаты со всем необходимым для занятий: письменным столом, книгами, иллюстрированными альбомами, глобусами, картами, физическими и астрономическими приборами. Акварели с видами учебных комнат красноречиво об этом свидетельствуют.
Военное образование
Готовить царских сыновей к военной карьере было принято с давних времён. К XVII веку в России устоялось представление о царе как предводителе войска, поэтому и наследника, и других сыновей монарха заранее видели в этой роли. В детских развлечениях мальчиков неизменно преобладали военные игрушки и забавы: деревянные кони, «потешные» луки, топорики, барабаны.
В возрасте 3-4 лет царевичи проходили символическую церемонию «посажения на коня» - официального посвящения в будущие воины. В этот торжественный праздничный день в присутствии царя и иностранных послов маленького царевича начинали обучать навыкам верховой езды. Правда, лошадь не чувствовала всадника из-за его небольшого веса и начинала брыкаться и сбрасывать ребёнка, так что впоследствии церемонию стали проводить по достижении мальчиками 5-7 лет, а с середины XVII века и вовсе отменили. Но её отголоски сохранились, и в середине XIX века день начала обучения великого князя верховой езде всегда отмечался как семейное торжество. Для царевичей к этому дню часто заказывали сёдла, оружие и амуницию, идентичные снаряжению взрослых. В эпоху Петра I военное дело стало неотъемлемой частью воспитания великих князей, а военная служба - их непременной обязанностью.
В XIX веке в программу обучения были включены военные дисциплины, преподавание которых начиналось с 15-16 лет. Мальчики серьёзно изучали топографию и фортификацию, историю военно-инженерного искусства, артиллерийское и сапёрное дело, основы тактики и стратегии. Теоретические уроки вели профессора ведущих военно-учебных заведений. Юные великие князья получали также практические навыки: умение обращаться с оружием, стрелять из пушек, по составленным на уроках чертежам строили небольшие оборонительные укрепления на территориях дворцовых парков, сами рыли рвы, сооружали мосты и расставляли орудия. Великие князья, которым была уготована морская карьера, помимо общих военных предметов изучали навигацию, морскую тактику, историю русского флота. Со времён императора Николая I закрепилась традиция, по которой великие князья числились в классах кадетских корпусов, чтобы на практике ознакомиться с правилами и обязанностями военной службы. Привилегией зачислять в свои ряды августейших особ обладал Первый кадетский корпус. Вместе с кадетами в период каникул великие князья выступали в летний лагерь в Петергоф, условия в котором были приближены к быту походных военных лагерей. Здесь они изучали строевую службу, участвовали в ротных и батальонных учениях, занимались глазомерной и инструментальной съёмкой местности, инженерными работами, стрельбой из ружей. Вместе с кадетами старших курсов великие князья участвовали в общих войсковых парадах и манёврах на Петергофской дороге.
Обязательной для великих князей была караульная служба. Летом и зимой в назначенное время они стояли на часах на гауптвахтах, получая вместе с кадетами небольшое денежное вознаграждение. По мере взросления великих князей император продвигал их по служебной лестнице, производя в новые чины и звания и давая в шефство полки. Однако при этом обязательно подчёркивалась символичность этих назначений.
Николай I в 1838 году писал сыну Николаю: «Вот и семь лет тому протекло, и вместе с этим, по принятому у нас в семье обычаю, получил ты саблю!!! Великий для тебя и для нас день! Для нас, ибо сим знаком посвящаем третьего сына на службу будущую брату твоему и родине… С сей минуты ты постоянно должен не терять из мыслей, что ты беспрестанно стремиться должен постоянным послушанием и прилежанием быть достойным носить сии знаки, не по летам тебе данные, но в возбуждение в тебе благородных чувств».
Путешествия по России и за границу
Традиция устраивать большие образовательные путешествия началась в России с европейских вояжей Петра I: в аристократической среде возникла мода на европейское обучение и поездки за границу. Во времена Екатерины II сформировалась и культура грандтура с образовательными целями. Во многом этому способствовал роман французского просветителя Жан-Жака Руссо «Эмиль, или о воспитании», в котором обосновывалась необходимость организованного путешествия молодого человека. Именно этими идеями руководствовалась Екатерина II, отправляя своего сына Павла Петровича в заграничный вояж в 1781 году. Правда, наследник императрицы к тому времени уже завершил своё образование и был дважды женат. Великая княгиня Мария Фёдоровна, сопровождавшая супруга в этом путешествии и также вдохновленная идеями Руссо, вынесла из поездки замечательную идею - обязательно включить путешествие в образовательный процесс великих князей. Причём для своих сыновей Мария Фёдоровна запланировала по две поездки: первую - по России, вторую - за границу. Эта практика с тех пор прочно закрепилась в императорской семье. Первое путешествие в завершение образовательного курса наук совершил сын Марии Фёдоровны великий князь Николай Павлович в 1816 году. Маршрут был утверждён императором Александром I. Великий князь осмотрел центральные и южные губернии России, Крым, земли Войска Донского. Напутствуя сына, Мария Фёдоровна писала: «Помни, что ты обратишь на себя всё общественное внимание… Путешествие имеет целью только знакомство со страною, а не надзор… Целью твоею должны быть знакомство с твоим отечеством, изучение его во всех подробностях, собрание сведений о состоянии каждой губернии, в которой ты будешь, о её средствах и недостатках, наконец, осмотр всех полезных учреждений по части благотворительности, науки, фабрик».
Подносное блюдо
По возвращении из поездки по российским регионам будущий император Николай I отправился в Англию. Он осмотрел достопримечательности Лондона, Ливерпуля, Эдинбурга, Глазго, обратив особое внимание на военные и промышленные учреждения, познакомился с английскими политическими деятелями и посетил парламент, побывал в мастерских известных художников. Николай Павлович, следуя наставлению матери, вёл журналы поездок - путевые дневники. Впоследствии такие журналы вели практически все августейшие путешественники. Став императором, Николай закрепил путешествия как часть системы «царского» образования. Поездки цесаревича Александра Николаевича по России в 1837 году и за границу в 1838-1839 годах стали эталонными как с точки зрения подготовки, так и с точки зрения поставленных задач. Маршруты тщательно разрабатывались и были разными для наследника престола и для великих князей. Наставник цесаревича поэт B. А. Жуковский назвал путешествие 1837 года «венчанием с Россией». Отец-император Николай I мыслил его как знакомство и единение будущего царя со своим народом. В особой инструкции, составленной им для всех участников поездки, говорилось: «Путешествие наследника имеет двоякую цель - узнать Россию, сколько сие возможно, и дать себя видеть будущим подданным».
Сабля зу-л-факар с ножнами
Портфельчик - несессер великого князя Александра Николаевича
Дорожная шкатулка. Подаоена великому князю Александру Николаевичу матерью, императрицей Александрой Федоровной, в день рождения в 1932 году.
Пороховница. Преподнесена вликому князю Александру Николаевичу во время его поездки по России 1837 году
Маршрут 1837 года был самым протяжённым из всех, по которым великие князья путешествовали прежде. Александр Николаевич через Урал доехал до Сибири. Отец-император писал тогда сыну: «Странно мне писать к тебе в Сибирь! Как и тебе странно и приятно должно быть, что ты первый из нас в сем отдаленном крае». Отцу в ответ летели письма с благодарностью за поездку, за возможность всё увидеть и прочувствовать, а также просьбы о смягчении участи ссыльных декабристов, с которыми наследник встретился в Сибири. Интересным было и образовательное путешествие будущего императора Николая II, предпринятое в 1891 году. Впервые оно соединило в себе заграничный вояж и обозрение российских губерний.
Впервые заграничное путешествие предпринималось не в страны Европы, а в экзотические восточные государства. Впервые в одном путешествии были совмещены морское и сухопутное странствия. Из Триеста Николай Александрович отплыл в Грецию, потом через Египет, Индию, Цейлон, Сингапур, Сиам, Китай дошёл до Японии, затем до Владивостока. Отсюда начиналась сухопутная часть маршрута - по Дальнему Востоку и Сибири, предложенная императором Александром III, который желал, чтобы цесаревич принял участие в церемонии закладки первой линии Транссибирской магистрали. В течение всего XIX века великокняжеские путешествия были заключительным этапом обучения, позволявшим систематизировать полученные знания. По возвращении великие князья слушали дополнительные курсы политических наук - законодательства, дипломатии, внешней политики. Постепенно они входили в курс государственных дел и начинали службу Отечеству.
"Благословение Господне на вас". Семья Александра III перед Христом
Цесаревич Алексей Николаевич с преподавателем Закона Божьего Александром Васильевым
"Сам Господь спасает и милует их". Икона.
Присяга
Символическим ритуалом, знаменующим окончание периода воспитания и подготовки к государственному служению, для цесаревичей и великих князей была присяга. Эта строго регламентированная церемония восходила к старой традиции «объявления наследника», которая существовала в Московском государстве со времён Ивана III и вплоть до правления царя Алексея Михайловича.
По достижении старшим сыном государя 14-летнего возраста его торжественно, в присутствии представителей высшей знати и иностранных послов объявляли наследником. В XVIII веке традиция прерывается в связи с изданием Петром | Указа «О наследии престола», согласно которому государь абсолютно свободен в выборе наследника. Неопределённость в этом вопросе - одном из важнейших для государства - и спровоцировала череду дворцовых переворотов XVIII века.
Император Павел в день своей коронации 5 апреля 1797 года обнародовал новый закон - Акт о порядке престолонаследия. Документ восстанавливал исконную традицию передачи высшей власти старшему сыну государя, а также строго регламентировал все ситуации, которые могут потребовать внесения корректив в этот порядок. Именно этот акт стал основой для разработки сыном Павла, императором Николаем I, церемонии принесения присяги цесаревичем в 16 лет и великими князьями в 20 лет. Утверждённые императором формы присяжных листов цесаревича и великих князей были положены в серебряный ларец, где хранились важнейшие государственные бумаги. Этот ларец находился в алтаре Успенского собора Московского Кремля.
Торжественная церемония принесения гражданской присяги начиналась в Большой церкви Зимнего дворца. Императорские регалии - корона, скипетр и держава - доставлялись сюда из Бриллиантовой кладовой и расставлялись вокруг аналоя. После молебна великий князь, стоя перед аналоем, зачитывал текст присяги и подписывал присяжный лист. Затем процессия следовала в Георгиевский зал, где у трона в присутствии войск произносилась воинская присяга «на верность службы Государю и Отечеству».
Портрет великого князя Александра Александровича
Впервые ритуал состоялся 22 апреля 1834 года, когда к присяге был приведён старший сын Николая I, 16-летний цесаревич Александр Николаевич. Первую великокняжескую присягу приносил Константин Николаевич 26 ноября 1847 года в День святого Георгия. Все потомки Николая I строго соблюдали ритуал принесения присяги. 6 мая 1884 года принёс присягу цесаревич Николай Александрович - будущий последний российский император.
При написании текста ипользованы материалы выставки.