Четыре балерины Императорского Мариинского театра. М.Ф.Кшесинская

Oct 21, 2023 10:00

Матильда Феликсовна Кшесинская сыграла историческую роль в Петербургском балете. Она появилась на сцене в то время, когда для возбуждения интереса к зачахшему балету дирекция приглашала знаменитых итальянских балерин, которые завладели репертуаром и сердцами балетоманов.





Балетоманы сходил и с ума, восторгаясь Цукки, Корнальбой , Дель-Эрой , Брианцей , потом Леньяни, Замбелли и прочими. Константин Скальковский славил спину Цукки , находя в этой спине больше поэзіи, чем в произведениях всех поэтов, вместе взятых.

Итальянки возбудили ревность в наших танцовщицах , заставив их серьезно взяться за работу. В этом большая заслуга итальянок, но и они , в свою очередь, были признательны петербургскому театру , в котором , кроме аппетитных окладов и ценных подношений обрели знаменитого хореографа Мариуса Петипа . Ему они много обязаны успехом: он делал им указания , занимался с ними и , по возможности, стремился придать их акробатической технике отпечаток утонченного изящества и благородного стиля.




И публика , и артисты был и убеждены , что без итальянок нашей сцене нет спасенья , что Италия останется вечным поставщиком балерин для Петербурга и Москвы.

Появилась совсем юная Кшесинская и в несколько лет категорически опровергла эту теорию. Талант ее так быстро начал распускаться, так пышно расцвел , что обаяние итальянок потускнело. Дирекция решила не пользоваться больше их услугами, довольствуясь русскими танцовщицами, а главным образом возлагая надежды на Кшесинскую. Благодаря такому решению, дирекция сделала хорошую экономию, что тогда считалось одной из задач Императорских театров , и сообразила , что своим можно платить в три-четыре раза меньше.

Кшесинская выросла в первоклассную балерину, не только не уступавшую иностранкам, но превзошедшую многих из них . Талант «Малечки», как называли балетоманы в то врем уменьшительным именем самую молодую балерину , Матильду Феликсовну,- выражался в счастливом сочетании образцовых , классических танцев с вдохновленными драматическими переживаниями. Такие созданные ею, как "Дочь фараона", "Эсмеральда" и другие, убеждали в том, что перед нами по настоящему большая балерина, художник сцены. Все , что выросло на балетной сцене вокруг Кшесинской , все танцовщицы , которые теперь завладели успехом за границей , являются прежде всего последовательницами это балерины.




С первых шагов М.Ф.Кшесинской на сцене и до прощального ее спектакля в декабре прошлого года, т.е двадцать два года , я беспрерывно наблюдал за развитием ее таланта и, подведя итоги этих наблюдений, должен сказать, что Кшесинская с каждым годом шла вперед, настойчиво работая и совершенствуясь.

Зачем, почему она сказала нам "прощайте", я до си пор не уясняю. Это красиво, смело! Уйти из театра, унести с собой славу, не дожидаясь тех мрачных для артистов дней, когда слава начинает уходить о них. Переживать свою славу мучительно для таланта , но Кшесинской об этом рано думать . Она обязана выступать хотя бы изредка напоминая о себе, обязана, потому что любит свое искусство , потом у что мы любим ее искусство.




Осень этого искусства еще далека!

Вот почему хочется повторять без конца: "До свидания!

С уходом Кшесинской в балетной труппе образовалась брешь. Временами редко, редко, как солнце пригревает и освещает Петербург, прилетает АП.Павлова.

Кшесинская и Павлова - яркие противоположности, несравнимые между собой. Это две самые яркие звезды, которые я видел в балте за последние годы. Одна похищена от нас за границу, другая спряталась!

Есть , разумеется еще даровитые артистки, но творчество их, сказал бы я , одностороннее. Одна привлекает на редкость правильными танцами, другая - женственностью, грацией, лиризмом.

Драматическое вдохновение, глубокий внутренний облик, большие пламенные чувства, - вот что давала нам Кшесинская, помимо ее превосходных, художественных танцев. Такой богато-одаренной драматической балерины я больше не вижу и горюю за Терпсихору. Пусть чарующая муза вернет нам Кшесинскую, и мы , все мы , любящие балет, порадуемся.

А . Плещеев

"Русский балет". Альбом «Солнца России». Бесплатное приложение к журналу «Солнце России» 1913 год

Книги, История, Балет

Previous post Next post
Up