Чебоксары

Aug 27, 2023 10:46

В Чебоксарах я последний раз была... много-много лет назад. В детстве. Подростком.

Город очень сильно изменился. Даже дом, в котором когда-то жила, узнала с трудом. Хотя это совсем неудивительно. Помимо того, что это было давно, я жила там всего четыре месяца.
Поселились мы в гостинице "Чувашия". От нее два шага до улицы Карла Маркса, которая, во-первых, ведет к набережной, во-вторых, именно на ней я и жила. Вернее жили бабушка с дедушкой, к которым я приезжала два года подряд летом.

Чебоксары - город, где соседствует современность и прошлое. Вот так входишь в арку, а там...

Здание Следственного управления МВД по Чувашской Республике. Открыли его в декабре 2017 года.

В соседнем здании располагается Управление федеральной службы безопасности по Чувашской Республике.

Перед главным входом - бюст Железного Феликса.

Кстати, накануне вечером, мы тоже гуляли практически тем же маршрутом. Поэтому есть и вечерний вариант некоторых зданий )))

Площадь Республики. Нестандартный памятник В.И.Ленину. Сквер - "Огород". Почему "Огорода" не знают даже местные. Почему памятник нестандартный? Ну как обычно изображают вождя мирового пролетариата? Правильно - с рукой вперед. А тут... С руками сзади.

Напротив Ленина в 2000 году была построена Церковь Рождества Христова. Что было здесь до этого, я не помню.

А так выглядит здание Чувашского государственного аграрного университета.

Шпиль университета венчает Древо жизни - один из главных и распространенных символов Чувашского народа.

В этом небольшом доме в 1930 году было открыто первое высшее учебное заведение Чувашии - Чувашский государственный педагогический институт.
Сейчас в здании находится музей чувашской выставки.

Улица Дзержинского, 16. Тот самый дом, тот самый двор. Правда теперь он практически за колючей проволокой, ну, то есть за решеткой (оградой) и люди совсем неприветливые.

Вернувшись на улицу Карла Маркса мы продолжили путь к набережной.

Мимо старого здания Банка России. Правда во времена моего детства он носил другое название. Какое не помню. Столько лет прошло. Кажется, Контора Госбанка СССР или просто Госбанк СССР. В этом здании работал мой дедушка. )))

Здание является объектом культурного наследия. Его строительство было начато в июне 1933 года по типовому проекту Чувашстройтрестом. Архитектор проекта - Иван Васильевич Ведянин

Рядом выстроено новое здание банка. Год постройки, к сожалению, не нашла.

Улица композиторов Воробьевых. Направо она переходит в Московский мост и далее в Московский проспект, налево - в Калининский мост и улицу Калинина.

Ниже улицы композиторов Воробьевых к набережной идет бульвар купца Ефремова.

На информационных стендах - история жизни Ивана Яковлевича Яковлева - чувашского просветителя, создателя нового чувашского алфавита и учебников.

Кстати, Иван Яковлев - прапрадед Михаила Ефремова.

Ближе к набережной установлена жанровая скульптура - Остап Бендер и Киса Воробьянинов. Герои произведения Ильфа и Петрова прибыли в Чебоксары за мебельным гарнитуром мадам Петуховой - она приходилась Ипполиту Матвеевичу тещей.

Дом купца Козьмы Кадомцева привлек мое внимание сразу, как только мы вышли на площадь, которой заканчивается бульвар. Дом имеет интересную историю.

Сзади виднеются колокольня, купола Введенского собора и Церкви Владимирской иконы Божией Матери.

В моих воспоминаниях набережная выглядела по-другому, а площадь совсем не помню. Мне казалось, что спуск был сразу к воде. Стала искать информацию.

Оказывается набережную, которая была историческим центром города и, которую я помню, затопили при строительстве Чебоксарской ГЭС. Случилось это в 1986 году. Собственно этим все и объясняется. Ну то, что я не узнала практически ничего на набережной. Теперь на этом месте большой залив с обзорными площадками и новыми набережными - Советской, Исторической, Театральной и Пионерской.

Советская набережная и Красная площадь. Недалеко от воды стоит колесо обозрения, вдоль кромки воды - пергола с качелями, гамаки и скамейки, на которых можно полежать. Есть музыкальный (сухой) фонтан, кафе с летними террасами.

Из достопримечательностей - Символ мудрости или чувашские руны. Большая гранитная плита с полусотней древних чувашских символов и узоров появилась в Чебоксарах весной 2008 года.

На противоположной стороне Чебоксарского залива возвышается Монумент Матери-Покровительнице. Он был открыт 9 мая 2003 года.

Чувашский драматический театр им. Константина Иванова - старейший театр Чувашии.

С колеса обозрения открывается панорама центра города, залива и Волги. Представляю какие тут красивые виды на закате.

Дальше мы от Красной площади по пешеходному ( его еще называют Световым) мосту прошли к Исторической набережной и Монументу Матери-Покровительнице.

Говорят, что монумент похож на бразильского Христа.

Действительно есть что-то общее.

Рядом с монументом, на лужайке, "выставка" сельхоз техники и .... корова )))

Историческая набережная. Ночью, с подсветкой, она особенно красива.

Церковь Архангела Михаила 1702 года постройки. Уникальное строение. Является образцом редко встречающегося переходного типа двухстолпного храма. И единственный образец этого типа, сохранившийся в Чебоксарах.

Накануне вечером мы, дойдя до конца набережной, повернули в сторону гостиницы. На Московскую набережную мы отправились на следующий день.

Перед стенами Троицкого монастыря установлен памятник Святым Петру и Февронии Муромским.

Волга!!! Московская набережная.

Стилизованные ворота в подземный город под утраченным Никольским женским монастырем, как туристический объект, были обустроены прямо под смотровой площадкой на перекрестке улиц Бондарева и Иванова в исторической части города. Этот крутой берег Волги входил в состав крепостной стены Чебоксар. Примерно в этом месте находилась и одна из девяти башен Чебоксарского кремля, изображенных на рисунках старого города.
Предположительно, один из ходов в легендарный подземный тоннель, который соединял Введенский кафедральный собор, Никольский женский и Свято-Троицкий мужской монастыри был найден во время раскопок.

Почти напротив ворот расположен Центральный пляж. Но горожане купаются везде, даже там, где запрещено.

Волжский транспорт. Баржи, речные кораблики, виндсёрфинг

Здания на Казанской набережной. В моем детстве их, естественно, тут не было.

Яхт-клуб Чебоксары.

В речном порту пришвартован пограничный сторожевой корабль «Чебоксары». 32 года он служил в латвийском городе Вентспилсе и в Балтийске, а летом 2020 года был пришвартован в Чебоксарах на вечную стоянку. Обещают сделать из него музей.

А вот Чувашскому национальному музею в этом году исполнилось 102 года. Это - крупнейшее хранилище памятников природы, истории, материальной и духовной культуры чувашского этноса, центр всей музейной работы на территории Чувашской Республики. В фондах музея хранится более 212 тысяч экспонатов.
В музей мы заглянули. Посетили выставку "Вышитая Россия".

А после отправились в Ресторацию купца Ефремова пробовать местную (национальную) кухню.

В планах была еще вечерняя прогулка, но...

Нашим планам не суждено было осуществиться. Вернее гулять-то мы отправились, но вынуждены были спрятаться от сильнейшего урагана и грозы.

А на следующий день нас ждала дорога домой. Правда теперь в планах вернуться в Чебоксары в следующем году. И надеюсь этим планам ничего не помешает.

народный фото хостинг iMGSRC.RU (imgsrc_ru)