Музей Н.А.Некрасова в Санкт-Петербурге

Apr 17, 2023 10:35

Торжественное открытие музея состоялось 5 декабря 1946 года в квартире великого русского поэта Н.А. Некрасова на Литейном проспекте и было приурочено к 125-летию со дня рождения поэта.

Н.А.Некрасов поселился здесь в августе 1857 году и прожил последние двадцать лет жизни. Интерьеры квартиры восстановлены по архивным материалам, воспоминаниям современников.



Фотография с сайта https://an812.ru

Изначально владельцем дома, построенного в 1781-1782 годах, являлся Петр Васильевич Неклюдов, сослуживец Г. Р. Державина по Преображенскому полку и его соратник по Правительствующему Сенату. Сам Гавриил Романович был одним из первых жильцов этого "пристанища муз". В 1820-е годы сюда к своей невесте С. М. Салтыковой приходил А. А. Дельвиг. В. А. Жуковский бывал здесь у А. А. Воейковой, ставшей прототипом Светланы в одноименной поэме. В 1842-1846 годах в этом доме жил В. Ф. Одоевский. Долгое время одну из квартир занимал писатель и переводчик Р. М. Зотов, которого навещали А. С.Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, А. В. Кольцов. В 1855 году здесь жил хирург Н. И. Пирогов, в 1858-1859 годах - критик Н. А. Добролюбов. Сразу после Некрасова в доме поселился П. Н. Яблочков, известный ученый, изобретатель электрической свечи.

В квартире поэта находилась редакция лучших русских журналов 2-ой половины XIX века: "Современника", задуманного и издававшегося еще Пушкиным, и "Отечественных записок". Здесь бывал весь цвет российской литературы того времени: И. Тургенев, Л. Толстой, А. Островский,
Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин и многие другие известные поэты и писатели. По словам одного из современников поэта, "история этих комнат есть история литературных отношений целой эпохи, история русской журналистики".




Поднявшись на второй этаж дома, посетители попадают в прихожую.







Обстановка прихожей была простой и лаконичной. Сестра поэта Елизавета Алексеевна Некрасова-Рюмлинг вспоминала: "В передней, где стояло огромное чучело медведя (который был убит на охоте в Новгородской губернии) находились стол стулья, зеркало и вешалка. В приемные дни редакции, по понедельникам, от часу до четырех здесь было особенно многолюдно."

Приемная

"…Приемная - большая комната, у дверей чучело медведя… против него беломраморный бюст Тургенева на высоком пьедестале, на стене две прекрасные гравюры: типография Гуттенберга и наша славянская друкарня..." - вспоминал литератор Г.Н. Потанин.










В книжных шкафах представлены номера «Современника» за 19 лет работы, периода, когда журнал возглавлял Николай Алексеевич Некрасов. "По понедельникам здесь собирались обычно к часу дня, расходились в четвёртом часу, снабженные кто книгами, кто деньгами, кто наставлениями и внушениями", вспоминал В.Н. Никитин.
У окна рабочая конторка, над ней литография В. Ф. Тимма 1857 года -
"Русские современные писатели". На конторке переписка Некрасова и Тургенева. Их связывала большая дружба, основанная на близости взглядов и интересов: они оба - почитатели Белинского и страстные охотники. В "Современнике" были напечатаны "Записки охотника", повести "Ася", "Дворянское гнездо" и другие произведения Тургенева.

На столе в центре комнаты - открытая книга стихотворений Некрасова, напечатанная в 1856 году в Москве и сразу же запрещенная цензурой. Этот сборник принес поэту славу и любовь читателей. Следующий выйдет в свет только в 1861 году.

У окна стол секретаря редакции. По приемным дням здесь принимались рукописи, решались вопросы издательства, производились финансовые расчеты.

Кабинет Николая Алексеевича Некрасова

В кабинете Некрасова собрана большая часть мемориальных вещей поэта: письменный стол-бюро, обитый зеленым бархатом диван, люстра с фигурками птиц. На рабочем столе прижизненные издания некрасовских стихов и личные вещи Н.А. Некрасова: чернильница и ручка из слоновой кости со вставным пером, деревянный нож для разрезания бумаги (подарок А.Н.Островского, собственноручно им изготовленный). Два пресса - стеклянный и бронзовый. Настольные бюсты А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, фотографии А.Н. Островского и карандашный портрет В. Г. Белинского (последнее прижизненное изображение.)







В книжном шкафу дублеты книг библиотеки поэта. Над столом вдохновлявшая Некрасова картина "Пушкин в селе Михайловском"
приобретенная им у автора, художника Н. Н. Ге. В правом углу комнаты мемориальные вещи Некрасова: каминные часы с собакой и фигурки лошадей, курительный столик с медной пепельницей на витой деревянной ножке. Рядом - кресло из семьи Н. Г. Чернышевского, обитое зеленым бархатом. В шкафу охотничьи принадлежности и карманные часы хозяина квартиры, футляр для ружья И.С. Тургенева, а также японский деревянный ковш, который подарил Некрасову И.А. Гончаров. Некрасов был страстным охотником. Охоту он любил с детства. У Некрасова была большая коллекция охотничьих ружей, некоторые он выписывал из-за границы. В доме было много собак, любимцев хозяина квартиры.
















Зала

B этой комнате проходили знаменитые редакционные обеды "Современника" славившиеся на весь Петербург. Каждый такой сбор сотрудников, авторов и специально приглашенных гостей означал, что журналу в очередной раз удалось преодолеть цензурные препятствия и новый номер увидел свет.










На стенах - принадлежавшие Некрасову гравюры "Последние жертвы террора" и "Тассо. Возвращение в Рим", на которых изображены переломные события в жизни поэтов Андре Шенье и Торквато Тассо. Зала была местом, где Некрасов любил работать. Здесь он принимал друзей, здесь с утра уже ждали его Добролюбов, Чернышевский, приезжал Тургенев.







На ломберном столе репринт карт 1860-х годов, отпечатанных по рисункам A.И. Шарлеманя, пресс для карт с бисерной вставкой, щеточки и мелки. После возвращения из Английского клуба, членом которого являлся Некрасов, в квартире часто продолжалась большая карточная игра. Некрасов играл блестяще и редко проигрывал. Он обладал великолепной памятью и разработал свою тактику игры. Огромные суммы, которые удавалось выиграть, он пускал на нужды журнала. Партнерами Некрасова по играм случались люди известные и влиятельные: граф А.В. Адлерберг, член Главного управления цензуры и друг детства Александра II, член Совета Министерства финансов А.А. Абаза, видный сановник, знакомый А.С. Пушкина - А.И. Сабуров.










Спальня

В своих воспоминаниях литератор Г.Н.Потанин писал: "Спальня имела другой вид, чем кабинет и приемная. Темно-гранатные обои на стенах, зеленые занавеси на окнах, фонарь на потолке, ковры на полу, низкая ореховая кровать с выдвижными ящиками, комод с овальным зеркалом и полный мужской туалет: щетки, гребенки, щеточки для зубов, пилки для ногтей, бритвенный ящик, склянка одеколона, эликсир для полоскания и зубной порошок. У другой стены такой же широкий турецкий диван, как в приемной, и небольшой круглый столик, на котором много почтовой бумаги, мелко исписанной карандашом…»







Николай Алексеевич Некрасов умер в этой комнате вечером 27 декабря 1877 года в 8 часов 50 минут. Каминные часы показывают время его смерти.

Сохранились вещи, принадлежавшие поэту: бюст Белинского работы Н.Н. Ге, обитый бархатом гарнитур орехового дерева, зеркало в резной раме, кожаное кресло Некрасова. На стенах портреты А.С. Пушкина, Н.А. Добролюбова, А.Б. Мицкевича, а также "Вид Крыма" художника В.Д. Орловского.

В октябре 1876 года, 30 числа, Некрасов вернулся из Ялты, где надеялся поправить здоровье. Однако эти надежды не оправдались.
Когда стало понятно, что Некрасов не поправится, П.М. Третьяков заказал И.Н. Крамскому портрет Некрасова. Работа шла тяжело, так как Н.А.Некрасов очень плохо себя чувствовал. Крамской работал буквально по десять-пятнадцать минут в день. Но все же художнику удалось закончить портрет. Он был восхищен силой духа поэта и решил написать картину, которую назвал «Некрасов в период «Последних песен».
Облик комнаты воссоздан по картине Ивана Крамского, представленной в экспозиции.







На столике у окна - автографы предсмертных стихотворений Некрасова, лист из дневника, телеграмма из Ирбита, адрес студентов, письма, стихотворение Н.А. Некрасова «Зине», написанное карандашом.







Столовая

Иногда Николай Алексеевич уходил работать за большой стол в столовую, так как письменный стол в кабинете был вечно завален рукописями и бумагами. Публицист и критик Павел Гайдебуров вспоминал прежнюю обстановку столовой: "Стол, стоявший посредине, за которым Некрасов - в голубом шелковом халате, обложенный газетами и корректурами - пил по утрам чай и запросто принимал близких знакомых…"




За столом у стены - медный самовар английской работы, ручки которого выполнены в виде оленьих голов. На большом столе - «Свисток», сатирическое приложение к «Современнику».










В горке у стола - реликвии, сохранившиеся предметы домашней утвари: бокалы желтого стекла, кофейная мельница, столовые приборы с монограммой Некрасова, щипцы для сахара.




Портрет, созданный Крамским понравился Некрасову, и он заказал художнику еще два портрета, на память для жены и сестры. Одна из копий хранится в квартире на Литейном, вторая - в Национальной библиотеке, оригинал - в Москве, в Третьяковской галерее.







Буфетная

Эта небольшая комната в прошлом служила буфетной. Расположение
комнат в квартире менялось со временем. Возможно, здесь была дверь во флигель, где находилась кухня.
В экспозиции представлена кухонная утварь середины XIX века. На столе
супница с разливательной ложкой, суповые тарелки, столовые приборы, соусник, бокал, графины, бульотка. В раскрытом шкафу - столовое белье, стеариновые свечи, на полках фаянсовые и стеклянные чайницы, сахарница. На чайном столике - медный самовар, коробка для чая, подсвечник, мухоловка.




Над столом - картина Леонида Ивановича Соломаткина
"У трактира", отражающая повседневную жизнь большого города.

Гардеробная

В гардеробной часто сидели слуги гостей в ожидании своих хозяев. Друзей к Некрасову приходило много, сидели долго, уходили порой за полночь.




Камердинерская

В камердинерской, находившейся рядом с передней, обычно дежурил слуга Некрасова, который должен был явиться по звонку хозяина или открыть дверь гостям. Здесь же, как и в гардеробной, могли ожидать своих господ слуги посетителей. Сюда, в течении двух дней, 28 и 29 декабря 1877 года приходили люди проститься с любимым поэтом.
На столе газета "Петербургский листок" за 29 декабря 1877 года. Черной рамкой обведен некролог на смерть Некрасова, где говорилось, что скончался поэт 27 декабря и что похороны состоятся 30 декабря на кладбище Новодевичьего монастыря.




Квартиру на Литейной улице Николай Алексеевич Некрасов снимал вместе с семьей Панаевых. На половину Ивана Панаева можно было попасть из второй передней Некрасова через лестничную площадку и маленькую прихожую. В договоре аренды, подписанном Николаем Некрасовым в 1876 году, было сказано, что квартира состоит "из восьми комнат, с двумя передними, выходящими на парадную лестницу, кухней во флигеле с двумя при ней комнатами, с проведенную в кухню водою в кране и раковине, с тремя ватерклозетами, из коих два в комнатах и один в кухне, с двумя ваннами - мраморною и железною, с особым каретным сараем, конюшнею на четыре стойла, чердаком для сушки белья, общею со всеми жильцами прачечною и особым ледником, с собственным моим, Некрасова, отоплением квартиры и прачечной".

Комнаты "панаевской половины" музея были восстановлены в 1985 году.

Гостиная А.Я.Панаевой

Авдотья Яковлевна Панаева - муза и друг Николая Алексеевича Некрасова на протяжении 15 лет, участница и хозяйка литературных обедов. Авдотья была душой круга литераторов, объединившихся в «Современнике». "Ее гостиная или, вернее, столовая - двадцать лет была русским Олимпом, и сколько чаю выпили у нее олимпийцы, сколько скушали великолепных обедов…"










На рояле - ноты романсов на стихи Николая Некрасова «Прости…» и «Мы с тобой бестолковые люди».




Авдотья Яковлевна происходила из актерской семьи, ее отцом был известный актер императорских театров, Яков Григорьевич Брянский. Радушная хозяйка литературных вечеров «Современника», добрый и отзывчивый человек, Авдотья Яковлевна много сделала для больного В.Г. Белинского, и позднее - для Н.А. Добролюбова и его братьев Владимира и Ивана. В доме всегда было много детей, племянники А.Я. Панаевой, дети родственников, единокровная сестра Н.А. Некрасова, Лиза. Гостиная была полна детских голосов, смеха, музыки.



Портрет А.Я. Панаевой с акварели К.А. Горбунова.

На столе - игра «Лото», настольный бювар 1830-40-х годов XIX века.




Отношения Н.А. Некрасова и А.Я. Панаевой, начавшиеся в 1847 году, продлились пятнадцать лет. К этому моменту Панаева и ее муж И.И.Панаев вместе уже не жили. Брак Авдотьи Яковлевны и Ивана Ивановича оказался несчастливым. Развод в XIХ веке был делом трудным и хлопотным. Многие пары оставались вместе условно, живя каждый своей жизнью.

Авдотья Панаева принимала участие в редакционной работе журнала и печаталась в «Современнике» под псевдонимом Н. Станицкий. Ее повести и рассказы из русского быта читались с огромным интересом. В соавторстве с Н.А.Некрасовым были написаны два романа: «Мертвое озеро» и «Три страны света». На столике у окна - альбом с фотопортретами женщин-сотрудниц журналов Некрасова. А.Н. Якоби, С.В. Ковалевской, О.С. Чернышевской, М.А. Микаэлис.







Кабинет И.И.Панаева

В 1857году Иван Иванович Панаев писал Василию Петровичу Боткину: "Новой квартирой своей я очень доволен. У меня гостиная, кабинет и спальня. Уютно и хорошо". В этом доме Панаев жил и работал последние 5 лет своей жизни, с 1857-1862 год. После смерти Панаева комнаты присоединились к некрасовской квартире.







На стене, над бюро, в верхнем ряду - четыре больших живописных портрета кисти неизвестных художников: слева дед Панаева - тоже Иван Иванович Панаев (в юности) - гвардейский офицер, масон, рядом - он же в зрелом возрасте. Правее, - портрет дяди, Владимира Ивановича Панаева - крупного государственного чиновника, известного поэта пушкинской поры. Крайний справа - портрет дочери Владимира Ивановича - Надежды Владимировны, в замужестве Кисловской, работы художника Н.А. Майкова. В центре, на раскрашенной овальной фотографии - сам Иван Иванович Панаев, друг и соредактор Некрасова. Этот портрет сделан известным фотографом Михаилом Борисовичем Тулиновым в 1861 году и является последним прижизненным изображением писателя.




Справа - портрет бабушки Панаева, Надежды Васильевны Страховой - племянницы Г.Р. Державина. На бюро - фотография матери Панаева, Марии Лукьяновны, урожденной Хулдубашевой.

Панаев был щедрым и гостеприимным хозяином. Его дом всегда был полон гостей. Будь то званые обеды или дружеские визиты - веренице знакомых, приятелей, коллег не было конца. "Панаева любили все, кто только знал его, - писал об Иване Ивановиче Чернышевский, - столько было в нем доброты, мягкости и той привлекательности, которая сообщается человеку преобладанием в нем хороших душевных свойств…".










P.S. В статье использованы материалы музея.

Фотографии автора.

Еще по теме:

Музей Н.А.Некрасова в Карабихе
Родовое гнездо И.С.Тургенева
Дом-музей Ивана Крамского



Хранение фотографий - фото хостинг iMGSRC.RU (imgsrc_ru)

Дворцы и Усадьбы, Санкт-Петербург, Города, Музей, Путешествия

Previous post Next post
Up