Большой театр изнутри. Прошлое и настоящее

Mar 27, 2023 09:50

Все течёт, все меняется, и театр, как живой организм, меняется вместе с временем и людьми, которые в нем работают.



Фото Владимира Фридкеса

Я хорошо помню ТОТ театр, в который я пришла после училища. До сих пор перед глазами стоят те старые коридоры, залы, гримерки и конечно сцена. Та, историческая сцена, на которой танцевали Семенова, Уланова, Фадеечев, Жданов, Максимова, Семеняка, Тимофеева, Лавровский, Лиепа, Васильев.... Фамилии можно перечислять долго... Нынешняя сцена, увы, исторической считаться не может. Это чистый новодел. Вообще в театре историческими остались лишь три стены и зрительный зал. Тоже стены. Вся отделка - новая. И то что по ту сторону рампы - тоже новое. Кстати, даже оркестровая яма - новая.

Это уже другой театр, из него ушла душа, пропала та невероятная аура, которая витала, чувствовалась в воздухе. Безусловно, и до этого велись реставрации, ремонтные работы, обновлялись залы, гримерные, сцена. Но такой масштабной реконструкции, как в 2005- 2011 годах не было. Сейчас все блестит, сияет, но... Все другое, чужое, что ли... Точно так же все блестит и в торговых центрах.



Здесь когда-то была сцена. Историческая сцена. Теперь ее нет.   Фото @maksmasterov.jivejournal

Позволю небольшое отступление. В 2001-2002 годах я работала в Музыкальном театре в Краснодаре. А потом театр, вместе с артистами тогдашний губернатор края подарил на юбилей Л. Гатову. В театре сделали ремонт и он стал похож на ТЦ "Пять звезд". Был такой на улице Северная. Об этом сами краснодарцы говорили.

Вот и Большой. Конечно, для тех кто пришел в театре во время реконструкции и после нее, тот старый театр не знают. Ведь с момента закрытия его на реконструкции прошло уже 18 лет. А тех кто помнит, осталось очень мало. В основном это ветераны технических служб, некоторые артисты хора и оркестра. Хотя и в балете еще есть те, кто даже танцевал на исторической сцене. В первую очередь это педагоги: Адырхаева, Семизорова, Семеняка, Владимиров, Акимов, Лавровский.

Кстати, Михаил Леонидович, на нынешнюю "историческую" сцену не приходит. В очень редких случаях. Она для него чужая. Мы как-то с ним разговаривали на эту тему и он сказал, то, что я написала чуть выше - нет духа старой сцены. Его уничтожили, вытравили. Вместе с кошками, которые жили под сценой старого театра.

Под сценой был проход. И входя в театр через 15 подъезд мы шли по нему к лифту. Можно было обойти через оркестровую канцелярию, и кто-то так и делал, но чаще все ходили "по прямой", то есть под сценой.

Помню, как трудно было привыкать называть старших коллег по имени, но на ВЫ. Все время хотелось добавить отчество, которого не знала. Потом, со временем, эта грань стерлась, и со многими перешла на ТЫ, а с кем-то так на ВЫ и осталась.

Долгое время я сидела в так называемой молодежной гримерной. Хотя это название было скорее номинальным. Из десяти человек в прямом смысле слова к молодежи относилось 2-3 человека. Как правило, просидев в этой гримерке год-два, девушки перебирались на этажи. А основной костяк, состоявший из "старичков" оставался. В этой молодежной гримерке сидела Маша Смоктуновская, дочь Иннокентия Смоктуновского. Гримерка находилась на четвертом этаже, прямо напротив кабинета Юрия Николаевича Григоровича. Справа от кабинета была балетная канцелярия, а дальше кабинет директора балета. Кстати, это была единственная женская гримерная находившаяся на мужской стороне.

Есть в моем архиве фотографии этой гримерной. Надо бы оцифровать)

Со временем, просидев в молодёжной гримерной около десяти лет, я переехала на этаж. Из тех, кто был в ней помню только Эрику Лузину. Ведущей она не была, но танцевала двойки и сольные вариации. Кто ещё был в этой гримерной не помню. Память избирательна. Сейчас там, где когда-то была гримерка расположен коридор и в нем обычно лежат девочки. Тянутся. Так что добираться до своей часто приходится по их головам.




Вот не помню, чтобы раньше артистки лежали в коридорах. А сейчас... Как-то попросила девочек найти другое место для "лежания". Но, увы. Ноль эмоций. Вот интересно. Мы же по этому коридору ходим в грязной обуви, с улицы. А они потом на этом полу лежат в купальниках. Им самим не противно? Я как-то спросила их об этом... ответа не было и они продолжают тянуться в коридоре, лежа на грязном полу. Почему на грязном? Его же пылесосят, скажете вы. Да, пылесосят - рано утром. А потом все приходят на работу и в сапогах (ботинках, кроссовках и т.д.) идут по этому ковру. А дальше... Кто-то идет на десятичасовой класс, а кто-то в коридор - на пол.

Вообще, раньше в театре было совсем другое отношение к старшим коллегам. Сейчас все грани стёрлись. Вновь пришедшие "звезды", а звёздами себя считают даже те, кто из себя мало что представляет, считают возможным делать замечания старшим. Попробовали бы они такое в ТО время.

Когда все в театре начало меняться? Не знаю. Меня большой отрезок времени в театре не было. Сначала, с сентября 2001 по январь 2003 я работала в Краснодаре, затем с августа 2003 по декабрь 2006 - в Бразилии, а с декабря 2007 по январь 2010 была в декретном отпуске. И выйдя на работу - попала совсем в другой театр. В прямом и переносном смысле. Старое здание было закрыто на реконструкцию и мы уже сидели в гримерках Новой сцены.

Мне кажется, что многое меняться началось именно в 2000-х. В самом их начале.

Точно не помню когда, но в 2000-м году театр перевели на контрактную систему и артистам предложили перейти на контракт. Тогда это сделали довольно многие. Наверняка большая часть труппы ( опера, хор, оркестр тоже). Я была среди тех немногих, кто подписывать контракт не стал. А в 2006 году контракты признали недействительными и артисты судились, чтобы эти 6 лет засчитали в стаж. Театр перешел на договора. Тоже по желанию. Но их подписали уже 90% труппы. А может даже и больше. Долгое время договора подписывались каждый год. Сейчас все это дифференцировано: у кого-то договора так и остались готовыми, кто-то подписывает на 3 года, кто-то на 5 лет. С кем какой договор подписать решает руководство. Руководство решает, кому и сколько платить. Ну там всякие премии, надбавки в виде грантов.

Когда я пришла в театр, все молодые артисты, вне зависимости получали 120 рублей. Спустя лет пять зарплата поднималась до 140 р. Ещё через пять до 160 р. Потолком у кордебалета, если я не ошибаюсь, было 180 рублей в месяц. Исполняемый роли на зарплату не влияет. Стоишь ты с пикой или танцуешь лебедей, получаешь одинаково. Хорошо это или плохо? Тогда об этом не задумывались. Это сейчас пришедшая молодёжь, да и практически все остальные артисты считают кто сколько и за что получил. Буквально на днях слышала разговор двух девушек, которые в театре всего три года. Обсуждали, что мальчики за свою ходячую партию получают столько же, сколько они за сложную танцевальную роль. Я как-то писала про нашу "палочную" систему оплаты. Это когда каждая партия в балете стоит определённое количество "палок". Ну и соответственно каждая палка эквивалентна определенной денежной сумме. Согласна, что существует некоторая несправедливость. Например, проход по сцене, туда и обратно, в балете "Марко Спада" стоит 4 палки. И крестьянской танец в "Жизели" тоже стоит те же 4 палки. Две партии несопоставимые. Но в то, старое время, когда все получали олдинаковую зарплату как-то об этом не думали.

Пожалуй сегодня я закончу на этом свой монолог. Кстати, никоим образом не претендующий на истину в последней инстанции. Это всего лишь мой субъективный взгляд, мои воспоминания, мои мысли.

Большой театр, Личное, Мысли вслух, Былое и думы

Previous post Next post
Up