Сегодня мы прогуляемся по залам, расположенным в северо-западной части Эрмитажа. Там, где располагались жилые покои царей.
И начнем мы с зала номер 156. Это Ротонда, которая начиная с XVIII века стала неотъемлемой частью парадных анфилад дворцов и особняков знати. Ротонда в Зимнем дворце была создана в начале 1830-х годов О. Р. Монферраном. После пожара 1837 года зал был восстановлен А.П.Брюлловым с рядом значительных корректив. Брюллов изменил конструкцию и архитектурное решение перекрытия: сделал купол не пологим, а полусферическим, использовав в целях противопожарной безопасности пустотелые глиняные конусы. Современники восхищались "возвышенным, смелыми стройным каменным куполом, заменившим полуплоский деревянный потолок". Также зодчий пространственно увеличил зал за счет уменьшения толщины стен и увеличения радиуса экседр (полукруглых ниш) и ввел сильно вынесенную галерею на кронштейнах, разделившую зал по высоте на два яруса.
Убранство зала дополняет насыщенный по цвету паркет наборного дерева. В центре зала установлена модель Триумфального столпа, оригинал которого по замыслу Петра I предполагалось установить на одной из площадей Санкт-Петербурга. Памятник задумывался как гимн славным победам России в Северной войне. Модель столпа была реконструирована благодаря сохранившимся копирам петровского времени, выполненных на токарных станках. Венчает столп фигура Петра I.
Соседний 155 или Арапский зал, получил свое название от того, что когда он использовался как столовая в нём прислуживали арапы (эфиопы). Мы как-то быстро проскочили, и он остался у нас незамеченным. В настоящее время используется для проведения временных выставок, а мы спешили в знаменитую Малахитовую гостиную.
При восстановлении Зимнего дворца после пожара в 1838-1839 годах А.П.Брюллов создал в апартаментах императрицы Александры Федоровны анфиладу из трех гостиных, первая из которых - Малахитовая - заняла место Яшмовой приемной, сооруженной О.Р.Монфераном в начале 1830-х годов. Брюллов во многом воспроизвел "допожарный" интерьер, но по желанию императора использовал в оформлении малахит.
Уникальный малахитовый декор зала, а также предметы обстановки созданы в технике "русской мозаики". Широкое применение малахита стало возможным поле открытия его грандиозных залежей на принадлежащем семье Демидовых руднике неподалеку от Нижнего Тагила.
Определяющей характеристикой в отделке восстановленного после пожара интерьера стало обилие позолоты. Большая малахитовая ваза и тяжеловесная вызолоченная мебель, выполненная по рисункам О.Р. де Монферрана, входили в убранство Яшмовой приемной. Спасенные во время пожара они были возвращены на свое прежнее место.
Стену зала украшает существовавшая еще в "допожарном" интерьере аллегорическое изображение Ночи, Дня и Поэзии. Она была воссоздана тем же художником, что и написана изначально - А. Виги.
В гостиной с июня по октябрь 1917 года проходили заседания Временного правительства. Сейчас в гостиной представлены изделия декоративно-прикладного искусства ХIХ века.
Зал 188 - Малая (Помпейская) столовая была создана А.П.Брюлловым после пожара под впечатлением, полученным архитектором во время посещения раскопок Помпей. Декор стен столовой имитировал фрески знаменитого древнеримского города, погибшего во время извержения Везувия. Оформление выполнено в уникальной технике "скальоло", когда на медную доску накладывали искусственный мрамор и на нем делали инкрустацию искусственным мрамором другого цвета.
Предлагаю посмотреть небольшой фильм о зале 188.
Click to view
Свое новое архитектурное решение столовая получила в конце XIX века. Ее интерьер был создан архитектором А.Ф. Красовским в подражание стилю рококо. На жемчужно-серых стенах, в лепных рамах из завитков и гирлянд, помещены четыре шпалеры русской работы XVIII века. В традициях стиля рококо выдержана мебель. В витринах экспонируется русское художественное стекло XVIII-XIX вв.
На камине можно видеть мемориальную доску, рассказывающую о том, что в ночь с 25 на 26 октября 1917 г. во время штурма Зимнего дворца здесь были арестованы министры Временного правительства.
Смежная с Малахитовой гостиная в апартаментах Николая II и Александры Федоровны была отделана архитектором А.Ф. Красовским в стиле Ампир. Росписи цилиндрического свода выполнены художником И. Молинари. Оригинальная обстановка гостиной не сохранилась. В годы правления Николая II в этом зале находилась гостиная в «стиле ампир», от первоначальной отделки которой сохранились «орнаменты и фигуры» на потолке.
Экспозиция зала состоит из части большого гарнитура, созданного по рисункам Луиджи Руска. Мебель со шпалерными обивками была исполнена в 1805 - 1806 годах на Императорской шпалерной мануфактуре по заказу управляющего Кабинетом двора Д.А. Гурьева. Гарнитур, подаренный Александру I, стоял в Зимнем дворце, однако в советское время он был разделен между тремя музеями: Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем и Государственной Третьяковской галереей. В ансамбле с предметами мебели на императорской шпалерной мануфактуре были изготовлены четыре настенные шпалеры (из них сохранились только две) и напольный ковер. Каминный экран в углу гостиной был выткан мастером Императорской шпалерной мануфактуры С. Григорьевым.
Характерно для стиля ампир решение золоченых деревянных стенников в виде лир с головками грифонов. Бронзовая люстра начала XIX века, выполнена в виде ажурной сквозной корзины со свечниками. Изящной формы арфа, украшенная резьбой и росписью, - образец парижской работы начала XIX века. На столе и консолях предметы, представляющие собой яркое свидетельство высокого уровня развития всех видов декоративно-прикладного искусства.
Следующий 186 зал носит имя Росси. В нем представлены образцы художественной мебели, исполненные по рисункам К.И. Росси. Гарнитур с золочеными накладками, созданный в 1817 году, предназначался для парадных комнат Аничкова дворца. По желанию Николая I с небольшими различиями в декоре такой же гарнитур был изготовлен и для комнат Зимнего дворца.
Гарнитур серого волнистого клена, более камерный по своему характеру, был исполнен в 1819 - 1822 годах для Фарфорового кабинета императрицы Марии Федоровны в Елагиноостровском дворце. Оба гарнитура работы мебельной мастерской И. Баумана. В зале можно видеть шпалеру, исполненную по картине Рафаэля «Мадонна в кресле». На стенах - портреты императора Николая I в бытность его наследником и вдовствующей императрицы Марии Федоровны, его матери.
Античная орнаментика (пальметты, розетки, венки) широко использовалась не только в декоре мебели, но и в других художественных изделиях, составлявших интерьер первой четверти XIX века: вазах из фарфора и камня, бронзовых канделябрах и подсвечниках, часах и изделиях из стекла работы петербургских мастеров.
В годы правления Николая II в этом помещении находилась гостиная, обставленная мебелью в стиле Людовика XV с посеребренными деревянными деталями, которую называли Серебряной. От убранства зала того времени сохранилась роспись потолка.
Зал номер 185 - бывший кабинет императрицы Александры Федоровны. Он был создан архитектором А.Ф. Красовским в 1894-1895 годах. Экспозиция зала посвящена творчеству самого известного мебельного мастера первой трети XIX века Г. Гамбса. Ученик знаменитого Д. Рентгена, Гамбс прибыл в Петербург в 1790-х годах и основал фирму, просуществовавшую до 1870-х годов.
Шедевром мебельного искусства является бюро красного дерева, декорированное золоченой бронзой, со скрытым в корпусе механизмом.
Небольшое видео позволяет увидеть кабинет императрицы в его первозданном виде.
Click to view
В 184 зале представлена экспозиция - Гостиная усадебного дома. Наряду с красным деревом, излюбленным отделочным материалом для русских мастеров становится карельская береза, начало широкого применения которой относится к концу XVIII века. Многие известные архитекторы делали свои проекты специально для мебели из карельской березы.
Обстановка зала, как и любая типичная гостиная дворянского дома того времени, условно разделена на три зоны: в центре - диванная, по сторонам - кабинет и будуар. Кроме этого пространство разделено на две зоны - дальнюю и ближнюю - колоннами и пилястрами коринфского ордера.
Строгий, классический интерьер исполнен архитекторами А.П.Брюлловым и А.Ф.Красовским. Сдержанный декор компенсируется мебелью в стиле ампир.
Привлекают внимание парадные фарфоровые вазы, исполненные на Императорском фарфоровом заводе, а также уникальные часы с музыкальным механизмом, изготовленные во Франции по заказу A.Аракчеева в память Александра I. В годы правления Николая II здесь находилась опочивальни, стены которой были отделаны деревянными панелями и английским ситцем.
183 зал или бывшая Уборная императрицы Александры Федоровны. Начиная с 1830-х годов появляются новые эклектические черты в художественном убранстве интерьера. Вместо античности, как источника вдохновения, зодчие и мастера прикладного искусства теперь все чаще обращаются к готике, ренессансу, рококо, восточной архитектуре. Интерьер зала был создан в 1840-1850 годах архитектором А.Красовским. Экспозиция зала носит условное название "Будуар 1840-50-х годов". В убранстве зала использована часть гарнитура несохранившейся Розовой гостиной Александры Федоровны, жены Николая I. Она была оформлена в Зимнем дворце в 1846-1847 годах по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера.
Мебель, созданная знаменитой фирмой братьев Гамбсов, фанерована розовым деревом и декорирована фарфоровыми пластинами, изготовленными на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге. На шкафчике сохранилась надпись: «1846 года майя 1/2 от мастера Фольмана подмастерье Гаврила Александр».
Мебель розового дерева, декорированная фарфоровыми пластинами, была исполнена по рисунку архитектора фирмой братьев Гамбс в стиле "второго рококо". В подобных интерьерах, где мебель расставлялась свободно, образуя уютные "уголки", создавалась атмосфера праздничности и легкой беззаботности.
Уникальная рама зеркала, украшенная лепными цветами, листьями, птицами, не уступающая лучшим изделиям из Мейсена, была выполнена П. Ивановым, мастером Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге. В годы правления Николая II эдесь был будуар императрицы, о чем напоминает роспись в виде легких гирлянд с вплетенным в них вензелем Александры Федоровны.
Зал 182 занимает Готический кабинет. Здесь представлено убранство кабинета в «готическом» стиле. Мебельный гарнитур был исполнен в 1830-х годах для усадьбы Голицыных-Строгановых «Марьино» мастерами мебельной фирмы братьев Э. и П. Гамбсов. Гарнитур включает письменный стол, корзину для бумаг, стулья, кресла, кушетку с пюпитром, этажерку, подвесные полочки, каминный экран и ширму. В очертаниях и декоре мебели использованы мотивы, заимствованные из искусства средневековья: «розы», крестоцветы, трехлопастные арочки, фиалы. Интерьер дополняют бронзовые часы в виде готического собора, фигурки рыцарей, настольные украшения из малахита, осветительные приборы, рыцарский доспех.
С 1830-х годов в русской культуре наблюдается возрастающий интерес к прошлому различных народов и стран. Особенно пристальное внимание вызывало готическое искусство, которое импонировало современникам, давало простор их романтическим настроениям. В 1833 году Н. В.Гоголь писал: «Могущественным словом Вальтера Скотта вкус к готическому распространился быстро везде и проникал во все. Еще не сделавшись великим, он уже сделался мелким: сельские домики, шкафы, ширмы, стулья - все обратилось в готическое».
Живописные полотна - портрет Н.Б. Юсупова работы неизвестного художника, портрет молодой девушки работы Т.А. Неффа (1804 - 1876) и пейзаж Г.В. Сороки (1823 - 1864) с видом готического павильона в усадьбе «Островки» Тверской губернии.
В годы правления Николая II это помещение, отделанное панелями красного дерева, было частью кабинета императора.
Экспозиция - Помпейская столовая - расположилась в зале 181.
В зале представлены предметы, сохранившиеся от первоначального убранства «Помпейской столовой»: мебельный гарнитур, состоящий из дивана, стульев, табуретов, консоли, каминного экрана и тумбы для дров выполнен мастерами мебельной фирмы братьев Э. и П. Гамбсов. Как я уже писала, столовая была оформлена в 1836 - 1839 годах по желанию Николая I архитектором А.П. Брюлловым.
Ножки мебели в виде звериных фигур напоминают древнюю бронзу, все предметы украшены росписью, подражающей античной вазописи. Обеденный стол в проектах А. П. Брюллова не предполагался, так как во дворце в парадных покоях традиционно пользовались переносными столами. В зале экспонируются предметы, хотя не относящиеся к убранству Помпейской столовой, но характерные для интерьеров в «помпейском» стиле. Большая напольная ваза-треножник была исполнена для одного из интерьеров Зимнего дворца мастерами Императорского фарфорового завода. В годы правления Николая II в этом помещении находился кабинет императора.
Click to view
В зале номер 189, называемой Гостиной в стиле «второго» рококо, представлена мебель из темного ореха, типичная для городской среды 1850 - 1870-х годов. Интерьер украшают предметы, характерные для обстановки жилых комнат богатых особняков, купеческих домов, квартир состоятельных горожан. Общий вид и орнаментация мебели гнутых, словно «литых», форм - вариант стиля «второго» рококо. Характерна для эпохи историзма конструкция двойного кресла, получившего в Европе название «сиамские близнецы». Пристрастие к созданию интимных, замкнутых «уголков» привело к появлению различных ширм, диванов, множества столов и маленьких столиков.
Столешница одного из представленных столов украшена вышивкой бисером, а другого, предназначенного для визитных карточек, - слегка вогнутой фарфоровой вставкой. Затейливая по виду горка, или этажерка, предназначенная для демонстрации изящных безделушек, становится непременной принадлежностью любой гостиной. Здесь в горке экспонируются фарфоровые статуэтки завода А. Миклашевского, одного из самых известных частных заводов XIX века. В углу декоративная ваза, исполненная на Императорском фарфоровом заводе, художественно она решена в едином стиле с остальным убранством интерьера. Подобные комнаты, оформленные в стиле «второго» рококо, были неоднократно запечатлены в произведениях русской живописи второй половины XIX века.
Зал 179 - Курительная комната
С 1830-х годов в моду входит архитектурная отделка и художественное убранство интерьеров в «восточном» вкусе. Чаще всего так оформлялись кабинеты, курительные комнаты, ванные. Нередко такие интерьеры называли мавританскими, поскольку художников вдохновляло искусство, созданное арабскими народами, прежде всего испанский дворец Альгамбра. В интерьерах находились как подлинные произведения искусства восточных ремесел (ковры, оружие, керамические изделия), так и вещи, выполненные в подражание им.
В зале представлено типичное для курительной комнаты убранство: низкая кушетка со спинкой, мягкое кресло, восточное оружие на стене, небольшой столик с оригинальным по форме подсвечником. На специальной подставке - курительные трубки с длинными чубуками. Орнаменты тканей, фарфоровый табурет, бронзовый светильник напоминают об искусстве Востока. Детальное описание подобного кабинета дал М. Ю. Лермонтов: «Она была вместе и кабинет и гостиная… Драпировка над окнами была в китайском вкусе… Против окна стоял письменный стол… На полу под ним разостлан был широкий ковер, разрисованный пестрыми арабесками; другой персидский ковер висел на стене и на нем развешаны были пистолеты, два турецких ружья, черкесские шашки и кинжалы, подарки сослуживцев, погулявших когда-то за Балканами… Лакеи на серебряных подносах стали разносить кофе… некоторые мужчины… пошли в кабинет Печорина курить трубки».
В зале 178 находится Библиотека Николая II.
Библиотека, относившаяся к личным покоям последнего русского императора, один из мемориальных интерьеров Зимнего дворца, сохранивший первоначальную отделку. Библиотека, была создана в 1894 - 1895 годах архитектором А.Ф. Красовским. В убранстве библиотеки широко использованы мотивы английской готики. Кессонированный потолок, выполненный из орехового дерева, украшен четырехлопастными розетками.
Книжные шкафы расположены вдоль стен и на хорах, куда ведет лестница. Интерьер, декорированный панно тисненой золоченой кожи, с монументальным камином и высокими окнами в ажурных переплетах, вводит посетителя в атмосферу Средневековья. На столе - скульптурный фарфоровый портрет последнего русского императора Николая II.
В 1983 году библиотека была отреставрирована мастерами Специальных научно-реставрационных мастерских Эрмитажа. В настоящее время здесь расположено русское отделение Научной библиотеки Государственного Эрмитажа.
Интерьер в неоклассическом стиле можно увидеть в зале 177. Два мебельных гарнитура представляют собой различные варианты интерпретации форм русского ампира. Один из них фанерован карельской березой с декором в виде военных трофеев и медальонами с портретами членов императорской фамилии. В простенке между окнами в классицистической по форме раме - портрет З. Юсуповой работы К.П. Степанова. По углам два женских портрета, исполненные из мрамора скульптором Адель Вернер в 1909 и 1912 году.
Второй гарнитур красного дерева был исполнен по проекту архитектора И.А. Фомина мастерами мебельной фабрики Ф. Мельцера. Убранство зала дополняют скульптуры и вазы Императорского фарфорового завода.
В годы правления Николая II в этом зале располагалась бильярдная.
Зал 176 посвящён эпохе Модерн. В этом помещении, служившем Адъютантской, представлены образцы изделий в стиле модерн, получившем развитие в России в 1890 - 1900-х годах. Они наглядно демонстрируют эволюцию стиля от форм, насыщенных декором с растительными мотивами, к более строгим функциональным решениям.
Резные орнаменты украшают горку карельской березы, дубовый буфет с витражной экспозицией, книжный шкаф с фигурными стеклами - все работы крупных петербургских мастерских. Бук, ясень, дуб, клен, береза - характерные материалы для мебели модерна. В духе господствующего стилистического направления оформлен граммофонный шкафчик, исполненный столичным «механиком и оптиком» Бурхардом. В формировании стилистики модерна заметную роль играло увлечение японским искусством. В убранстве интерьеров использовались как подлинные произведения, привезенные с Востока, так и созданные под их влиянием. Зал входит в экспозицию «Художественное убранство русского интерьера», размещенную в анфиладе комнат личных апартаментов императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.
Ясеневый гарнитур из Александровского дворца в Царском Селе, обитый ситцем, был изготовлен в 1902 - 1903 годах известной мебельной фирмой Ф. Мельцера. Он предназначался для учебной комнаты дочерей Николая II. Мемориальное значение имеет и бюро красного дерева, принадлежавшее императрице Александре Федоровне, выполненное на фабрике Н. Свирского.
В зале 175 представлен интерьер в неорусском стиле. На фоне активно развивавшегося модерна, получившего интернациональный характер, художники разных стран все чаще стали обращаться к корням отечественной культуры. Значительная роль в формировании неорусского стиля принадлежала мастерским, созданным на средства известных художественных деятелей и меценатов: мастерской С. И. Мамонтова в Абрамцеве под Москвой и мастерской М. К. Тенишевой в Талашкине под Смоленском. Центральное место в экспозиции зала занимает дубовый буфет, который был исполнен в 1901 году по замыслу руководителя талашкинской мастерской С. В. Малютина. Буфет, украшенный вставками амаранта, березы, мореного дуба, декорирован резными филенками-панно с сюжетами из русского фольклора.
В зале выставлена часть гарнитура, исполненного, вероятно, в абрамцевских мастерских для Федоровского городка в Царском Селе. На рубеже XIX и ХХ века в абрамцевской керамической мастерской, руководимой М. В. Врубелем, возродилось искусство художественной майолики. В экспозиции можно видеть блюда, вазы, ковш работы мастерских Абрамцева и московского Строгановского училища. Их формы и орнаментика связаны с традициями народного прикладного искусства. В зале воссоздана обстановка столовой в неорусском стиле.
По сравнению с другими помещениями дворца, подвергшимися полному разгрому во время штурма в октябре 1917 года, личные комнаты Николая II и Александры Федоровны пострадали меньше, потому что летом 1917 года, до того как эти комнаты занял А. Ф. Керенский, большинство вещей было убрано и упаковано в ящики.
«Погром этих помещений носил характер такого же ожесточения, которое проявилось с особенной наглядностью в беспощадном истреблении всех изображений Царской семьи. В библиотеке, служившей кабинетом А. Ф. Керенского, взломан книжный шкаф; в кабинете разбросаны изорванные гравюры и фотографии, письменный стол вскрыт и сдвинут с основных тумб, кожаная обивка на мебели снята. Взломаны равным образом столы и шкафы всех остальных комнат, бумаги и книги вынуты и полы покрыты разорванными и смятыми делами Временного правительства»
(Из Журнала художественно исторической комиссии Зимнего дворца).
И сегодня на этом все. Осталоь последнее помещение дворца, в которм мы побывали и о котором я расскажу отдельно.