После более чем двухчасовой "прогулки" по второму этажу Русского музея мои девушки захотели домой. День выдался сложным. Но... У меня было полно сил и я уговорила их подождать меня, пока я "пробегусь" по первому этажу. Без меня в гостиницу они пойти не захотели.
(Если вдруг картинки не открываются, то вам
сюда)
Так что - отправляемся в забег )))
Первый зал - зал Куинджи.
Я хоть и бегом, но все-таки успела кое-что увидеть. Но для себя решила, в следующий приезд в Питер - первым делом в Русский музей.
"Радуга"
"Море. Крым"
Как я уже писала, в этот раз главным были интерьеры. Правда на первом этаже сохранились только потолки. Все остальное было "уничтожено" во время перестройки дворца под нужды музея.
А я побежала дальше, останавливаясь только перед знакомыми работами или перед теми, которые меня зацепили. Например, работа Андрея Рябушкина "Московская улица XVII века в праздничный день".
Очень понравилась "Знатная боярыня" (Марфа-посадница, Борецкая) работы Д.С.Стеллецкого. Хотя по мне, так она больше на боярыню Морозову похожа или на Салтычиху.
В следующем зале представлены работы В.Сурикова.
Среди работ - масштабное полотно "Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем" и "Взятие снежного городка"
В следующем, двухуровневом зале выставлена одна из самых известных работ Ильи Репина -"Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения".
Здесь же в зале выставлен наиболее торжественный образ императора Николая II, написанный Репиным в 1896 году в интерьерах большого Тронного зала Зимнего дворца.
В соседнем зале выставлена картина И.Репина - «Запорожцы (пишут письмо турецкому султану)»
В зале, на потолке, сохранилась лепнина.
А в этом зале - лишь фрагменты росписей стен и потолка.
В музее очень много работ Марка Матвеевича Антокольского. В частности портретная статуя Александра III.
В 1896 году по повелению Николая II был проведен конкурс на создание портретной статуи императора Александра III для учреждаемого в Михайловском дворце Русского музея императора Александра III.
В 1897 году М. М. Антокольский получил заказ от Министерства Императорского Двора на исполнение этой скульптуры.
В 1899 году статуя была высечена из каррарского мрамора в парижской мастерской скульптора. В 1900 году в числе самых известных произведений Антокольского экспонировалась на Всемирной выставке в Париже.
Еще одна работа М.Антакольского, представленная в Русском музее - работа, которая считается вершиной творчества мастера и принесшая ему известность - статуя Ивана Грозного. Скульптура открыла новую страницу в истории русской станковой пластики, в которой, по словам Стасова, был представлен "первый живой человек и первое живое чувство". Скульптура произвела сильное впечатление на Александра II и великую княгиню Марию Николаевну, покровительствовавшую Академии. В 1872 скульптура академика Антокольского была показана на Международной выставке в Лондоне, и Кенсингтонский музей заказал для своего собрания гипсовый слепок. "Иван Грозный" стал первой работой русского мастера, попавшей в коллекцию зарубежного музея. За эту статую в 1871 М. Антокольский получил звание академика.
Если с предыдущими двумя работами я знакома, то вот "Русалку" видела впервые.
Еще одна известная работа скульптора - Нестор-летописец.
И конечно мой любимый "Мефистофель". Есть что-то в нем интригующее и таинственное. Взяв за основу образа литературный прототип из поэмы Гете “Фауст” скульптор в первоначальном эскизе создал почти иллюстрацию к нему. Но постепенно рождалось новое понимание образа. “Мефистофель” - это неутолимая злоба, злоба без дна, беспощадная, отвратительная, способная гнездиться в больном теле с разлагающейся душой; он болеет, страдает от того, что все, все пережил, разрушился и не может больше жить, наслаждаться жизнью, как другие около него; он бессилен духом" - писал скульптор. В 1886 году была выставлена в Эрмитаже. Произведение имело шумный успех. Берлинская Академия художеств избрала Антокольского почетным членом, а в Вене скульптор был удостоен Большой золотой медали.
Ну а мы гуляем по залам первого этажа дальше.
В следующем зале представлены работы Н.Рериха. Вообще Русский музей обладает крупнейшим собранием живописного наследия Николая Рериха, насчитывающим около 430 работ. В зале представлены лишь некоторые, среди которых "Заморские гости".
Следующий зал отдан мирискусникам. "Портрет С. П. Дягилева с няней" кисти Л.Бакста.
"Детскосельский пейзаж" А.Головина. Похожая работа сейчас экспонируется на выставке в Третьяковской галерее.
В следующем зале картина "Озеро" Исаака Левитана.
"Какой простор" - И.Репина
Его же "Бурлаки на Волге".
Мой любимый "Московский дворик" - В.Поленова. Это один из поздних вариантов картины. Дело в том, что Поленов часто обращался к повторению своих произведений.
Еще одна работа В.Поленов - "Христос и грешница" ("Кто без греха?")
И еще. "В парке. Местечко Вель в Нормандии".
Увлекшись произведениями искусства, я отвлеклась от интерьеров. Интересно, что было здесь во времена первого владельца.
Картина русского художника Константина Савицкого - "На войну".
В следующем зале, где на потолке сохранилась лепнина и роспись представлена работа Ф.Каменского "Первый шаг".
Когда мы были в музее, тут проходила выставка посвященная Петру I. Правда она небольшая и занимала всего зал. Среди экспонатов прижизненная маска Петра I, созданная в 1725 году. Растрелли снимал маску с лица Петра I два раза - восковую в 1719 году, еще при жизни императора, а гипсовую он сделал после его смерти. Восковая маска Петра I не сохранилась, но сохранилась модель его головы.
Идем дальше. Осталось совсем чуть-чуть
Виктор Васнецов - "Баян".
Две бронзовые скульптуры. Первая - "Скиф" Л.Позена.
Вторая - "Запорожец после битвы" - Е.Лансере
И снова залы.
И снова картины. В этом зале - И.Шишкин. Невероятно нежные "Травки" и "Корабельная роща".
Потолок этого зала расписан в технике гризаль.
В зале экспонируются работы Н.Н.Ге. Среди них - "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе"
И "Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила"
Следующий зал посвящен творчеству В.Верещагина. Многие картины из представленных в зале привозились пять лет назад в Москву.
"В Иерусалиме. Царские гробницы" и "У дверей мечети"
Понимая, что меня уже заждались, последние четыре зала я буквально пролетела. Правда все-таки несколько раз останавливалась. Чтобы сфотографировать.
Понимаю, что так нельзя. По музею надо ходить не спеша. С чувством, с толком, с расстановкой. Но в этот раз не получилось.
Портрет Е.М.Ольденбурской. В Воронежской области восстанавливают некогда принадлежавший ей замок. Мы пару лет назад туда доехали и
я о нем писала.
Портрет Е.А Лавровской кисти И.Крамского.
"Дети, смотрящиеся в зеркало" скульптора Н.Лаверецкого.
Картина Г.И.Семирадского "Фрина на празднике Пасейдона в Элевзине".
Портрет неизвестной М.Попова.
Еще один вариант картины Л.Соломатина "Славильщики-городовые". Почему еще один? Потому что я, как минимум видела три варианта этой картины, которую художник повторил не менее 20-ти раз. Это было на выставке "Азбука шедевра", которая проходила прошлой зимой в Новом Иерусалиме. Тогда на выставке версии картины из Самарского, Вятского музеев и Курской галереи им.Дейнеки.
Ну и последний зал, последняя работа - "Перед венцом" Ф.Журавлева. Эта картина напомнила мне "Неравный брак" Василия Пукирева.
На этом все. Простите, что снова было много и долго.
Хранение фотографий - фото хостинг iMGSRC.RU (
imgsrc_ru)