Замок младшего сына. Гуляем по залам музея

Nov 27, 2022 10:59

Михайловский дворец. Тот самый, где ныне находится крупнейшее в мире собрание российского искусства, от старинных икон до работ современных художников. Большинство знают его как Русский музей. Но изначально здание возводилось совсем для иной цели. Его строили для младшего сына Павла I и Марии Федоровны. Причем деньги на строительство откладывали в течение нескольких лет.
В 1798 году Павел I приказал откладывать по несколько сотен тысяч в год на строительство дворца. Правда увидеть воплощение своей идеи императору не удалось. Он был убит в 1801 году, в результате дворцового переворота. Но его идею воплотил Александр I.





К планированию будущего дворца приступили в 1817 году. Карлу Росси предстояло создать новый городской архитектурный ансамбль. Архитектор спланировал дворец, а также площадь перед ним и две новые улицы - Инженерную и Михайловскую, соединившую дворец с Невским проспектом. Возводить дворец начали в 1819 году, когда великому князю Михаилу Павловичу исполнился 21 год. За два года был возведён главный корпус. В 1821 году к дворцу пристроили два флигеля и к 1822 году основные строительные работы были завершены. Начались отделочные работы для которых пригласили лучших мастеров. Обивка мебели, обои и ковры выписывались из Парижа от Картье. Изделия из чугуна заказывали на Литейном заводе у мастера Баумана. Со стороны Марсова поля появился сад при дворце, названный также - Михайловским. 30 августа 1825 года строительство дворца было закончено, а 11 сентября освящен.
По окончании строительства дворца в нём поселились великий князь Михаил Павлович и его супруга, урождённая принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская, принявшая в православии имя - Елена Павловна.
Нижний этаж предназначался для повседневного пользования: личные комнаты владельцев, детские, резервные для гостей. В бельэтаже залы располагались анфиладой: на западной и северной сторонах - бальные, на восточной - парадные покои великой княгини и великого князя. В юго-восточном углу антресольного этажа был поставлен домовый храм св. Архистратига Михаила, цокольном этаже размещались кухни.
В 1895 году внуки великого князя Михаила Павловича наследники решили продать дворец. Он был выкуплен казной в январе 1895 года Николаем II для устройства в нем Русского музея в память императора Александра III В том же году 25 апреля вышел Именной Высочайший Указ императора Николая II "Об учреждении особого установления под названием „Русский музей императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретённого в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом".




Была создана строительная комиссия, которая осмотрев помещения дворца, предложила оставить лишь те детали дворцового убранства, которые не входили бы в противоречие с характером будущих музейных экспозиций, но подчеркивали бы их выразительность.
В нижнем этаже были увеличены низкие дверные проемы и проходы между залами, убраны проходные двери, печи, камины и зеркала, со стен была убрана живопись и лепка, но были сохранены лепные потолки, малые комнаты были объеденины в экспозиционные залы. На верхней площадке вестибюля отреставрировали барельефы и сохранили старую отделку в бывших россиевских гостиных, а также оставили по всему бельэтажу все живописные и лепные потолки, художественные двери, паркеты, кое-где камины. Самые значительные переделки были произведены в Танцевальной и Большом Театре.
19 марта 1898 года Русский музей Александра III был торжественно открыт. В его коллекцию вошли произведения, которые поступили из Академии художеств, Эрмитажа, Зимнего дворца, пригородных дворцов, а также приобретённые в частных коллекциях.




В общем, в первый вечер нашего пребывания мы отправились в Русский музей. Правда "прогулка" по музею получилась немного необычная. В том смысле, что я больше обращала внимание на интерьеры, чем на произведения искусства, многие из которых мне были знакомы. За что спасибо родителям, которые в детстве водили меня в музеи и на различные выставки.







До нашего времени сохранился Парадный вестибюль. Широкая входная арка, торжественные марши парадной лестницы, венчающая ее коринфская колоннада в бельэтаже, богато украшенный росписью плафон с верхним просветом (работы Джованни-Батиста Скотти).







На втором этаже находятся залы, где расположены произведения искусства от времен Древней Руси до середины XIX века. В первом зале Михайловского дворца представлены работы московских, новгородских, псковских мастеров разных столетий.




Здесь сохранились некоторые элементы потолочного декора.










В следующих залах также размещены иконы. В двух из них представлены работы самых известных русских мастеров - Андрея Рублева и Дионисия.




В этих залах также сохранились элементы декора потолка. Обычно в музеях смотришь на экспонаты. В Русском музее я, пожалуй, больше внимания уделяла интерьеру.







В следующих двух залах представлены работы Луи Каравака, Ивана Вишнякова, Алексея Антропова. Здесь же представлен портрет А.Н Ленина с калмыком. Кстати, благодаря потомкам изображенного на картине Алексея Никифоровича Ленина Владимир Ульянов стал Лениным. Но это отдельная история.




Портрет А.М.Меншикова, работы И.П.Витали. Вариант по оригиналу Б.Растелли.




Есть в зале мозаичные портреты, выполненные в мастерской М.В.Ломоносова. Например, портрет Екатерины II. Пыталась вспомнить на какой выставке я его видела. Скорее всего на одной из выставок в Царицыно.




В соседнем зале когда-то располагался маленький кабинет, который принадлежал супруге великого князя Михаила Павловича. Здесь, в отличие от предыдущих помещений, сохранились детали интерьера той эпохи: цветной паркет, камин с зеркалом и настенная роспись. Их изготовили по эскизам Карла Росси.










Главная доминанта зала - скульптурная композиция Бартоломео Карло Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком» - один из редких образцов скульптурного коронационного портрета, который сохранился до наших дней.




В следующем зале, раньше располагалась парадная спальня великой княгини. Здесь сохранилась потолочная роспись с изображениями купидонов и растительными орнаментами.













Этот же мотив повторяется на полуколоннах, которые украшают стены зала.
Ну а сама экспозиция посвящена русской скульптуры и портретной живописи конца XVIII - начала XIX столетия.




Этот и следующий залы относились к парадным покоям Великой княгини Елены Павловны. Они отличались особым изяществом и роскошью отделки. Увы, от тех времен мало что осталось.



















Один из залов экспозиции посвящен творчеству Дмитрия Левицкого - знаменитого живописца XVIII века, мастера камерных и парадных портретов.
В зале сохранилась великолепная роспись на потолке.
















Белый, или Белоколонный, зал. Сегодня это единственный интерьер Михайловского дворца, сохранивший свой облик в неизменном виде. Настенные росписи, мебель, светильники, цветные плашки наборного паркета - все это было изготовлено специально для зала по эскизам Карла Росси. Здесь располагался музыкальный салон, в котором великая княгиня Елена Павловна устраивала творческие вечера. На них присутствовали не только российские композиторы и поэты, но и гости из Европы: Ференц Лист, Гектор Берлиоз и другие.










Этот величественный зал, созданный по проекту архитектора К. И. Росси, был в свое время парадной гостиной Михайловского дворца. Разделяемый колоннами на три части, он гармонично объединяет архитектуру, живопись и скульптуру.










Все верхнее пространство зала охватывает резной золоченый карниз, обрамляющий живописный плафон с изображениями богинь на колесницах, муз-покровительниц и военных атрибутов. В центре плафона - созданная русскими мастерами золоченая бронзовая люстра, украшенная лавровыми венками и фигурками амуров, занимающихся музыкой и танцами.










Гармоничным дополнением к убранству зала служит золоченая с резным орнаментом мебель, созданная в стиле ампир по проекту архитектора Росси. На стенах зала - живописные композиции, исполненные художником Антонио Виги на темы «Илиады» и «Одиссеи». Совершенная архитектурная композиция, выстроенная Росси, стала основой для создания уникального художественного ансамбля.






















В соседнем зале, где раньше располагалась Первая гостиная, сейчас представлены работы русского художника, мастера портрета - Владимира Боровиковского. На стенах можно увидеть портрет княгини Н.И.Куракиной, портрет императора Павла I, портрет графини Безбородко с дочерьми и другие работы художника.В этом зале также сохранилась лишь роспись потолка.













Следующий зал первоначально был Танцевальным залом, но его убранство не сохранилось. При реконструкции под нужды музея окна прежнего зла заложили, чтобы было место, где можно было выставлять произведения искусства. А когда-то, в облицованной мрамором Танцевальной на фоне белых стен выступали 28 трехчетвертных голубых колонн. Голубой свод, разделенный на панели, изображал группы античных танцовщиц и арабески Высокие зеркала, вызолоченные люстры и торшеры дополняли убранство.







Сейчас здесь представлены работы двух величайших художников начала XIX века: Карла Брюллова и Ивана Айвазовского.




Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833




"Девятый вал"  И.К. Айвазовского




Среди скульптур, украшающих зал: "Венера" И.П.Витали и "Парис" Б.И.Орловского







Следующий зал также был полностью перестроен. Большая Столовая была перекрыта сводом с гризайлевой росписью кессонами и вакхическими сюжетами у его основания. Стены украшали 32 золотистого цвета мраморные пилястры, от карниза до высоких окон, дверей и зеркал шли пояса лепных и живописных орнаментов.







Две скульптуры: "Юноша, играющий в бабки" Н.Пименова и "Юноша, играющий в свайку" А.Логановского, представленные в зале, в 1838 году по Высочайшему повелению эти произведения были отлиты из чугуна и поставлены перед Царскосельским Александровским дворцом.







Среди картин - работа русского художника итальянского происхождения Федора Бруни "Медный змий",




"Явление Христа Марии Магдалине" А.Иванова,




А также малый вариант его картины "Явление Христа народу", который служил художнику эскизом. Оригинал картины хранится в Третьяковской галерее. Сохранилось несколько живописных эскизов картины «Явление Христа народу» - три из них хранятся в Русском музее.




Из Большой Столовой мы попадаем в изысканно декорированную Голубую галерею, двери которой поныне оформляют скульптуры кариатид работы С.С.Пименова.







Невероятно красив потолок, расписанный в технике гризайль.







В зале представлены работы С.Т.Щедрина.







В следующем зале представлены работы О. Кипренского и модель знаменитой статуи П.Соколова "Девушка с разбитым кувшином".



















Одна из дверей ведет в зал, где среди прочих работ







Представлены полотна кисти А.Г.Венецианова.




Ну а наша прогулка по второму этажу (бельэтажу) Михайловского дворца подошла к концу. Мы вновь оказались на Парадной лестнице.
Среди работ украшающих верхнюю площадку - "Бдение Александра Македонского" скульптора М.И.Козловского




И его же скульптура представляющая Екатерину II в образе Фемиды.




На сегодня все.
P.S. По первому этажу я тоже прогулялась. Правда прогулка получилась в авральном режиме. Но об этом в другой раз.



Хранение фотографий - фото хостинг iMGSRC.RU (imgsrc_ru)

Дворцы и Усадьбы, Санкт-Петербург, Музей, Путешествия, Осень

Previous post Next post
Up